Микеланджело Буонарроти – один из наиболее выдающихся представителей эпохи Возрождения. Он творил в эпоху расцвета наук и искусств в Европе в XV – XVI веках. Он был универсальным и многогранным мастером: Микеланджело работал и скульптором, и живописцем, и архитектором. Он стремился к синтезу всех трех искусств. Также Микеланджело писал стихотворения, он был неординарным мыслителем и остро переживал религиозные искания эпохи.

snimok ekrana 2021 08 14 001349 1

В этой статье я расскажу о детстве и юности художника, о становлении Микеланджело как мастера и о его великих скульптурных, живописных и архитектурных творениях, являющихся настоящими произведениями искусства.

Но перед тем как начать свой рассказ, хочу уделить немного внимания самой эпохе Возрождения. Эпоху Возрождения можно разделить на три основных этапа:

  1. 1420-1500 годы – Ранний Ренессанс (Кватроченто)
  2. 1500-1527 годы – Высокое Возрождение (Чинквеченто). Именно на этот период пришлось творчество трех великих итальянских мастеров: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти
  3. 1530-1620 годы – Поздний Ренессанс. К этому периоду относится архитектурная деятельность Микеланджело

А теперь перейдем к рассказу о жизни великого гения, чьи труды остаются бессмертными по сей день. Давайте узнаем, с чего начиналось история творчества юного Микеланджело.

Детство и юность Микеланджело

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в небольшом тосканском городке Капрезе (известное сегодня как Капрезе Микеланджело) недалеко от Флоренции (Италия) в небогатой семье. Его отец – Лодовико ди Леонардо Буонарроти Симони (1444-1534) был обедневшим дворянином, занимал должность городского советника (подеста), а позднее стал управляющим флорентийской таможни. Мать Микеланджело – Франческа ди Нери ди Миниато дель Сера умерла, будучи истощенной частыми беременностями, когда мальчику было всего 6 лет.

Самое раннее детство Микеланджело провел в Сеттиньяно, небольшом округе Италии, где у отца мальчика было небольшое имение. Обстоятельства сложились так, что Лодовико отдал сына на воспитание супружеской паре Тополино, которая жила в той же деревне. Микеланджело сохранил теплое отношение к своим приемным родителям и в зрелом возрасте. Мастер считал себя обязанным им за то, что лепить из глины и владеть резцом он научился раньше, чем читать и писать. По историческим сведениям, кормилица Микеланджело была дочерью камнетеса, а ее муж – резчиком по камню, и мальчик, вероятно, помогал их семье в работе.


Если во мне есть что-то хорошее, то это потому, что я родился в утонченной атмосфере страны Ареццо. Вместе с молоком няни я научился обращаться с долотом и молотком, с помощью которых я создаю свои фигурки.

J. de Tolnay, The Youth of Michelangelo

Родной отец, Лодовико, желая для сына более надежного будущего, не хотел отдавать Микеланджело на обучение ремеслам. По его мнению, занятия artes mechanicae – “механическими искусствами”, куда входили архитектура, скульптура, торговля и другие, не были достойными рода Буонарроти.

  • В 1485 году Лодовико отдал сына в латинскую школу Франческа да Урбино, но Микеланджело учился неохотно, пропускал занятия и вместо них посещал храмы, где копировал картины. Из-за этого возник конфликт с отцом. Но все же Лодовико удалось переубедить благодаря поддержке живописца Франческо Граначчи, близкого друга Микеланджело.
  • В 1488 году Лодовико смирился с творческими наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую Доменико Гирландайо. Микеланджело занимался у мастера всего год: спокойный темперамент и не очень свободная творческая фантазия Гирландайо оттолкнули мальчика.
  • Микеланджело больше по душе были Мазаччо и Джотто – живописцы, в работах которых было ярко выражено монументальное и скульптурное начало.
  • В 1489 году Микеланджело перешел в школу, организованную семьей Медичи в монастыре Сан Марко, в саду Казино Медичи. Главным мастером в ней был скульптор Бертольдо ди Джованни. Он преклонялся перед античным искусством и привил любовь к нему Микеланджело.
  • С 1490 по 1492 год юноша жил при дворе богатейшей во Флоренции семьи Медичи, которую до 1492 года возглавлял Лоренцо. Он лично покровительствовал Микеланджело, так как распознал в нем талант.

Взросление Микеланджело и формирование его взглядов

При дворе Лоренцо юноша мог продолжать обучение, копируя античные образцы, а также здесь Микеланджело познакомился с прославленными поэтами и гуманистами – Анджело Полициано, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола. Они заложили в Микеланджело основы гуманистического мировоззрения и познакомили с флорентийским неоплатонизмом – учением о высоком достоинстве и призвании человека – повлиявшем на все творчество мастера. В этот период Микеланджело создал барельефы “Мадонна около лестницы” и “Битва кентавров”. После смерти своего покровителя Лоренцо Микеланджело вынужден был вернуться домой.

В 1490-х годах Флоренцию захватили бурные политические события, связанные с вторжением французских войск, изгнанием семьи Медичи и восстановлением республики под властью пожизненно избранного Пьетро Содерини, а также возвышением проповедника Джироламо Савонарола и его стремительном падением, закончившимся сожжением. На юного Микеланджело эти события сильно подействовали.

  • В 1494-95 годах он уехал жить в Болонью, где работал над скульптурами для гробницы святого Доминика. В эти годы Микеланджело активно изучал творчество Данте, “Божественную комедию” которого впоследствии знал почти наизусть, а также Петрарки и Боккаччо. Под впечатлением от прочитанного Микеланджело начал писать свои первые стихи и сохранил это увлечение на всю жизнь. Его стихи оказались лучшими в ряду поэтов своей эпохи. Прочитать вы сможете их по ссылке.

После того, как политические события немного поутихли, Микеланджело вернулся в родной город Флоренцию, где вскоре он получил заказ на скульптуры “Святой Йоханнес” и “Спящий купидон”. Они стали отправной точкой первого римского периода в жизни Микеланджело. Во время поездки в Рим на Микеланджело произвели сильное впечатление античные памятники, с которыми он уже соприкасался во Флоренции, но не так близко и не так часто, как в Риме, где “можно было прочувствовать живое дыхание Античности”.

  • В 1496 – 1501 годах Микеланджело создал “Вакха”. А вскоре он получил заказ на “Римскую Пьету”, которая быстро приобрела известность.

Композиция с Богоматерью и мертвым Христом, лежащим на ее коленях, воплощает строки Данте: “Дочь своего Сына”. Вазари, автор “Жизнеописаний” знаменитых художников эпохи Возрождения, в том числе Микеланджело, сообщает такой факт: когда Микеланджело узнал, что авторство “Пьеты” приписали другому мастеру, он выбил свое имя на поясе Богоматери. Впоследствии он раскаивался в таком тщеславном порыве и свои произведения оставлял анонимными.

Микеланджело Буонарроти – признанный мастер эпохи. Зрелые годы

  • В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где за несколько лет создал ряд скульптурных произведений, в том числе грандиозную по своим размерам и значению статую “Давид”, ставшую символом эпохи Возрождения. Микеланджело оказался на пике славы, он имел много заказов. Городские власти приняли решение построить для великого мастера личный дом с мастерской.

Давид представляет собой мраморную статую библейского персонажа Давида высотой 5,17 метра.

Из-за характера фигуры Давида, которую она представляла, статуя вскоре стала символом защиты гражданских свобод, воплощенных в республике Флоренция, независимом городе-государстве, которому со всех сторон угрожают более могущественные соперничающие государства и гегемония семьи Медичи. Взгляд Давида с предупреждающим взглядом был устремлен на Рим.

Вот, что написал биограф Микеланджело Джорджо Вазари о значении фигуры Давида для Флорентийской республики: “Микеланджело создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять”.

Микеланджело Буонарроти
Статуя “Давид” Микеланджело (ок. 1501—1504)
  • В 1505 году Микеланджело вернулся в Рим по вызову новоизбранного римского папы Юлия II. Он заказал мастеру масштабный проект своей гробницы, строительство которого превратилось в многолетнюю эпопею.
  • В 1508 году скульптор получил новый заказ от Юлия II – на роспись потолка Сикстинской капеллы.

Микеланджело пытался отказаться от заказа, заявляя, что он скульптор, а не живописец. Но папа смог его уговорить – и “этот шедевр обессмертил гения”. Работа над огромным потолком капеллы (40,23 х 13,41 метра) длилась долгих 4 года – с мая 1508 года по октябрь 1512 года.

Работа была напряженной из-за сложности поставленной задачи и интриг, которые плелись вокруг Микеланджело. Юлий II постоянно торопил мастера, дело доходило до угроз, а однажды папа ударил Микеланджело посохом. Художник отрешился от всего.

Он ни с кем не встречался и погрузился исключительно в роспись: “Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений”, – писал Микеланджело. Это был новый рубеж в его творчестве. Роспись потолка Сикстинской капеллы – это зрелое произведение 33-летнего мастера.

  • В 1513 году Микеланджело было заказано строительство капеллы Льва X (Джованни Медичи) – нового римского папы в Энгельсбурге. В 1514 году мастеру поступило новое задание – спроектировать фасад флорентийского храма Сан-Лоренцо.

Микеланджело приступил к работе с особым энтузиазмом. Это был его первый архитектурный заказ. В 1516-1519 годах он неоднократно ездил за мрамором для фасада церкви в Каррару и Пьетразанту, а на следующем этапе, в 1520-1534 годах Микеланджело начал трудиться над капеллой Медичи – Новой сакристией. В ней он занимался общим проектированием помещения, во многом в стилистике Филиппо Брунеллески. Планировалось также сооружение трех гробниц, но был построены только две – для Джулиано и его брата Лоренцо Медичи. Гробницы украшены изваяниями самих усопших и статуями, олицетворяющими утро, день, вечер и ночь.

  • В это же время Микеланджело проектирует библиотеку Лауренциана во Флоренции.

Этот проект был поручен ему в 1523 году римским папой Климентом VII – в миру Джулио Медичи, который был незаконным племянником Лоренцо I, давшего имя библиотеке Лауренциана. Она началась с коллекции Козимо Медичи Старшего: в 1444 году он устроил домашнюю библиотеку на основе собрания древних рукописей, доставшиеся ему после смерти друга Никколо Никколи в 1437 году. Одно время коллекция хранилась в библиотеке монастыря Сан-Марко. После изгнания Медичи из Флоренции в 1497 году библиотека перешла в руки городских властей. Когда власть Медичи утвердилась во Флоренции вновь, в 1512 году, они вернули книги. Сейчас это государственная библиотека Италии. В ее хранилище до сих пор находятся книги, принадлежавшие богатейшей семьи Медичи.

Подходил 50-летний рубеж, Микеланджело все чаще чувствует усталость: “Если я поработаю день, – пишет он в 1523 году, – то я должен отдыхать четыре”.

  • В 1546 году Микеланджело были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Для папы Павла III он закончил палаццо Фарнезе и спроектировал новое убранство Капитолийского холма (площади).
  • В 1563 году он приступил к перестройке древних терм Диоклетиана в Церкви Санта-Мария дель Анжели
  • Наиболее важным для Микеланджело стало назначение главным архитектором собора Святого Петра (Рим, Ватикан), ставшее главным архитектурным произведением эпохи Возрождения, хотя хронологически он оказался за пределами Высокого Возрождения.

Рим – духовный центр всего католического мира. Основные христианские постройки города, в первых рядах которых – Собор Святого Петра, должны были обладать тем величием, какое только можно себе вообразить. Предполагалось, что размер кафедрального собора Рима будет превосходить все самые выдающиеся постройки Тосканы, Венеции и Флоренции.

Грандиозность замысла и стремление создать неповторимое сооружение стали причиной того, что процесс строительства сильно затянулся. Архитекторы сменялись один за другим. С 1506 по 1546 годы строительством по очереди руководили: Донато Браманте, Рафаэль Санти, Бальдассаре Перуцци, Антонио де Сангалло. Вместе с ними менялись и архитектурные проекты: центрические планировки сменялись базиликальными и наоборот.

В 1547 году к работе над собором Святого Петра приступил Микеланджело, которому на тот момент было 72 года. Он вернулся к изначальному проекту Браманте и утвердил проект центрально-купольного сооружения, идея которого на протяжении всей эпохи Возрождения больше всего интересовала зодчих. Все конструктивные части плана Браманте Микеланджело повторил, но придал зданию большей монументальности и простоты.

Купол – главное в этом архитектурном сооружении. Микеланджело отказался от вытянутой формы купола Сангалло и вернулся к идее полусферического покрытия Браманте. В работе над куполом собора Святого Петра Микеланджело ориентировался на опыт возведения купола для собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (автор – Филиппо Брунеллески, 1417-1437 годы).

Микеланджело Буонарроти
Фасад базилики Святого Петра в городе-государстве Ватикан (Рим, Италия)

Микеланджело в своих архитектурных творениях строго относился ко всем мелочам, проектировал здание так, что все детали было обусловлены и взаимозависимы, конструктивны. План здания был “живым организмом” в его понимании. Вместо четких планов и разрезов он создавал наброски, по которым затем лепил детальные глиняные модели.

Архитектурная стилистика работ Микеланджело отличалась от стилистики зданий, созданных его предшественниками – Брунеллески и Браманте. В ней было больше свободы от античных ордерных основ, к которым обращалась эпоха Ренессанса. Микеланджело подходил к старым канонам вольно и фантазийно, смело нарушая их. Выдвинутые им архитектурные идеи открыли новую эпоху в истории итальянского зодчества.

Микеланджело скончался 18 февраля в 1564 году в Риме в возрасте 89 лет. Последнее, что он произнес: “Я отдаю душу Богу, тело – земле, имущество – родным”.

a michelangelo 32
Даниэле да Вольтерра “Портрет Микеланджело” (ок. 1544)

По свидетельству современников, Микеланджело отличали нравственная чистота и крайний аскетизм. Как истинный творец, он самозабвенно жил в мире своих идей. Для него гуманизм был не просто отвлеченным учением, а сутью образа мышления и творений. Мастер верил в возможности и красоту человеческого духа, души и тела. Это доказывается всеми его произведениями, в которых человек предстает совершенным творцом Божественного создания.

В статье использованы выдержки из книги “Микеланджело” (Директ Медиа, Москва, 2015 г)