Музей искусств Аджарии входит в объединение 7 музеев под названием «Музеи Аджарии». «Объединение подразумевает новое содержательно-концептуальное понимание музея и преобразование своей деятельности в соответствии с современными стандартами», — объясняет Музей Аджарии. В объединение входят следующие музеи:
- Музей имени Харитона Ахвледиани
- Музей Искусств
- Археологический Музей
- Технологический Музей имени Братьев Нобелей
- Музей имени Илии Чавчаадзе
- Музей имени Мемеда Абашидзе
- Музеи Религии
Все музеи располагаются на территории Аджарии, в Батуми, втором по величине городе в Грузии. В статье я расскажу немного о музее искусств и покажу, какие коллекции грузинского искусства хранит в себе небольшой батумский музей.
Адрес Музея искусств: Зураба Горгиладзе 8, Батуми
Часы работы: 10.00 — 18.00, без выходных дней
Стоимость входа: 6 ₾
Музей искусств Аджарии
Музей расположен в одном из исторических зданий Батуми, спроектированном известным архитектором Кахой Джавахишвили в 1949 году. Фасад украшен рельефным фризом, выполненным знаменитым скульптором Тамар Абакелия в 1951-52 годах.
Музей был официально открыт в 1998 году, до этого в здании располагался музей, рассказывающий об истории революции 1917 года. Незадолго до открытия, с 1995 года началось пополнение художественной коллекции музея изобразительных искусств.
Сейчас Музей Искусств Аджарии является одним из важных центров современной грузинской культуры. Коллекция музея дает ясное представление об основных этапах грузинского изобразительного искусства XX века.
Музей содержит как постоянные, так и временные экспозиции на двух этажах.
Коллекция Музея Искусств Аджарии
В музее хранятся картины известных грузинских художников: Нико Пиросмани, Давида Какабадзе, Ладо Гудиашвили, Гиви Тоидзе, Мосе Тоидзе, Гиго Габашвили, Елены Ахвледиани, Александре Цимакуридзе, Эдмунда Каландадзе, Омара Месхели Качкачишвили и других мастеров, сделавшие грузинское искусство всемирно известным.
В коллекции музея есть скульптуры грузинских мастеров: Давида Болквадзе («Торс»), Константина Дауша («Вакханка»). Особое внимание привлекают потрясающие своей красотой скульптуры неизвестных мастеров: «Мадам де ла Вальер» — образец эпохи арт-нуво, и «Женщина с вуалью» — образец эпохи классицизма. Интересна скульптурная группа итальянского мастера Эмилио Сантарелли «Нимфа и маленький фавн». Позади этой работы располагается триптих Омара Месхели Качкачишвили «Вечность».
Также в музее хранятся мраморные копии скульптур, среди них «Пракситель — Гермес» и «Амур и Психея» известного итальянского скульптора Антонио Канова.
Теперь давайте рассмотрим коллекцию картин грузинских художников из собрания Музея Искусств Аджарии в Батуми.
Нико Пиросмани
Нико Пиросманашвили (1862 — 1918) — один из самых выдающихся представителей грузинского искусства начала XX века. Родился в селе Мирзаани, регионе Кахетия. Был художником-самоучкой и никакого художественного образования не получал. В основном рисовал вывески для винных погребов, духанов и трактиров. Это в значительной степени определило тематику его картин: сцены застолья, тбилисские типажи, специфические натюрморты. Также Пиросмани писал портреты и работал в анималистическом жанре.
Художник стал известен в 1912 году благодаря трем авангардистам: братьям Зданевичам — Кириллу и Илье, и Михаилу ле Дантю. Тогда творчеством Пиросмани заинтересовались в грузинских и русских модернистских кругах, начали собирать и популяризировать картины художника.
Драгоценным экспонатом музея является единственная картина Пиросмани — «Женщина доит корову» — это жанровая сцена, отражающая сельскую природу и быт.
Ладо Гудиашвили
Ладо Гудиашвили (1896 — 1980) — живописец, график, иллюстратор, художник театра и кино, монументалист. В 1910-14 годах учился в Тбилисской школе изящных искусств, живописи и скульптуры Кавказского общества. В 1917 году принимал участие в экспедиции, организованной историком и археологом Эквтиме Такаишвили в Тао-Кларджети, где копировал старые грузинские фрески. После этого в 1919-26 годах работал в Париже, учился в «Свободной академии» Ронсона.
Творчество Ладо Гудиашвили охватывает сцены богемской жизни Старого Тбилиси. Но помимо этого его работы вдохновлены прошлым Грузии, ее легендами и историческими сюжетами.
Картина «Радость» из собрания Музея Искусств Аджарии изображает персонажей, наполненных возвышенными чувствами, олицетворенными в мире авторской фантазии. Композиция, плавные формы и цвета картины передают своеобразную романтическую окраску и лирическое настроение.
Давид Какабадзе
Давид Какабадзе (1889 — 1952) — выдающийся грузинский живописец-модернист, график, художник театра и кино, изобретатель и теоретик искусства. Учился в Петербургском Университете на физико-математическом факультете и параллельно занимался в мастерской художника-академика Льва Дмитриева-Кавказского в 1910-15 годах. На каникулах ездил в Грузию, в родные края Имерети.
В 1919-27 годах был отправлен в Париж, где Какабадзе одним из первых начал создавать оригинальные кубистические, абстрактные и конструктивно-декоративные композиции. Также участвовал в международных модернистских выставках искусств в Париже, Брюсселе и Нью-Йорке.
Два этюда из собрания Музея Искусств Аджарии являются ранними работами художника из цикла «Имеретинских пейзажей». Художник вместо реалистического изображения природы прибегает к образному обобщению, панорама которых увидена как бы сверху. Позже его пейзажи будут иметь более четкий и ярко-выраженный характер: это декоративно-плоскостная композиция, панорамное, увиденное сверху пространство и «мозаичный» рисунок, созданный локальными красочными пятнами.
Елена Ахвледиани
Елена Ахвледиани (1901 — 1975) — одна из главных представителей нового грузинского искусства, живописец, график, художник театра и кино. Училась в Академии Художеств (Тбилиси) в 1922 году под руководством выдающегося художника Гиго Габашвили, после чего продолжила учёбу в Парижской Академии Коларосси в 1922-27 годах. Здесь же принимала участие в выставках «Салона Независимых».
Художественный талант Елены Ахвледиани наиболее полно раскрывается в пейзажной живописи. Картина «Вид из балкона» — это пейзаж, увиденный сверху. Горы, крыши домов клубящиеся облака отражают романтическое настроение автора и проникнуты вдохновением художника.
Александр Бажбеук-Меликов
Александр Бажбеук-Меликов (1891 — 1966) — живописец, заслуженный художник Грузии. Он учился в училище художеств (Тбилиси) в 1906-10 годах и в Российской Академии художеств (Ленинград) в 1910-12 годах. Художник создавал интересные сюжетные композиции, работал в жанре ню, а также в портретном жанре.
Полотно «Портрет Жанны Тоидзе» из собрания Музея Искусств Аджарии выполнено в поздний период творчества художника. Портретный образ его жены наполнен внутренней теплотой и лиризмом.
Александре Цимакуридзе
Александре Цимакуридзе — один из основоположников грузинского пейзажа. В 1906-15 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, был учеником известных русских художников Виктора Васнецова и Николая Касаткина. Художник любил писать картины на тему неотразимых пейзажей Картли — Квишхети и Борджомского ущелья.
Одним из таких полотен является «Квишхети» из собрания Музея Искусств Аджарии, в которой Цимакуридзе передал солнечный, светлый, идиллический окружающий мир полуденного дня.
Гиви Тоидзе
Гиви Тоидзе (1932-2022) — один из главных представителей грузинского искусства второй половины XX века. Имеет звание Заслуженного художника Грузии. В 1954-60 годах учился на факультете станковoй и монументальной живописи в Академии Художеств (Тбилиси) в мастерской выдающегося художника Корнелия Санадзе.
Тоидзе работал в жанре натюрморта и пейзажа, создавал сюжетные композиции. В его творчестве особое место занимает тема старого Тбилиси. Примером является картина из собрания музея искусств Аджарии «Старый Тбилиси. Мечеть», которую художник передаёт с особой теплотой и лиризмом.
Это далеко не вся коллекция Музея Искусств Аджарии. Больше картин, экспонатов и предметов грузинского искусства вы можете увидеть самостоятельно, посетив музей в Батуми.
Источник:
Leave a Comment