Дворец Меншикова Александра Даниловича (ближайшего сподвижника российского императора Петра I, героя Северной войны, первого губернатора Санкт-Петербурга) – одно из старейших и первых каменных зданий города, является частью Государственного Эрмитажа. Дворец построен по проекту иностранных архитекторов Джованни Мария Фонтана и Иоганна Готфрида Шеделя в стиле петровского барокко.

В статье я подробнее расскажу о самом А.Д. Меншикове – первом хозяине и основателе дворца, об истории строительства Меншиковского дворца, о различных этапах в его истории, о предназначении дворца на протяжении разных эпох и об интерьерах дворца.

История строительства дворца Меншикова

До строительства дворца Меншикова на территории усадьбы был наскоро возведен обширный деревянный дом или “Посольские хоромы”, которые должны были играть роль парадной резиденции. Они были подарены императором Петром А.Д.Меншикову при основании города (1703) и строились в 1704-1710 годах.

Помимо них здесь находились церковь Воскресения с высокой колокольней и курантами, каменный двухэтажный дом Ф.А.Соловьева, сад с оранжереями и многочисленные хозяйственные постройки.

5f9992247a2654463ef8c0f8d7f00e44 i 512 1
Гравюра А.Ф. Зубова “Васильевский остров”

В 1710 году началось строительство каменных палат по проекту итальянского архитектора Джованни Марио Фонтана.

Застройка велась быстро, и за год и 5 месяцев здание было подведено под кровлю и частично отделано.

Когда Санкт-Петербург стал новой столицей России (1712), Петр I определился со своим замыслом: Васильевский остров должен стать центром быстро растущего Петербурга – нового порта и крепости на берегах Прибалтики.

Вследствие этого изменилось градостроительное значение дворца Меншикова – он оказался одним из главных зданий планируемого центра города. Начался новый этап строительства дворца и его расширения, которым руководил “мастер палатного и гипсового дела” Иоганн Готфрид Шедель. Этот этап продолжался вплоть до ссылки Меншикова в 1727 году в Березово.

Дворец Меншикова
Дворец Меншикова. Архитектурная отмывка чертежа здания 1725 года

Кроме Шеделя, в сооружении и отделке дворца принимали участие и другие архитекторы.

В первую очередь Доменико Трезини – один из первых зодчих Санкт-Петербурга, а также работавшие в то время в городе Карло Бартоломео Растрелли, Георг-Иоганн Маттарнови и Жан-Батист Леблон.

Идеи архитекторов-иностранцев воплощались в жизнь русскими мастерами: каменщиками, штукатурщиками, плотниками, столярами, резчиками и живописцами. В 1710-1711 годах Меншиков использовал мастеров, найденных среди рекрутов: Никифор Яковлев, Иван Казаков, Борис Донин и многие другие.

Архитектурный облик здания сложился не сразу:

  1. На первом этапе строительства (1710-1713 годы) дворец представлял собой четырехэтажный трехчастный особняк, схожий с другими дворцами Петербурга
  2. Позднее (с 1716 года) к дворцу пристроили дворовые флигели, западное крыло (галерею). Внутренний двор замкнули двухэтажными флигелями, а с другой (восточной) стороны заложили фундаменты под боковое крыло
  3. В законченном виде (к 1727 году) дворец представлял собой замкнутое в плане четырехугольное здание с большим внутренним двором, с тремя воротами на восток, север, запад

В ходе длительного поэтапного строительства, в результате творческого участия архитекторов разных национальностей и творческих направлений постепенно сложился оригинальный, не имеющий прямых аналогий облик дворца.

Дворец Меншикова
Дворец Меншикова

Архитектура здания и богатое внутреннее убранство были обусловлены общественным положением и значением дворца в жизни новой столицы.

Дворец демонстрировал высокий уровень культуры России XVIII века, выполнял административно-общественную функцию.

Здесь проводились блестящие дипломатические приемы, ассамблеи с участием иностранцев, которых необходимо было поразить и впечатлить, а также отмечались торжества и победы. Во дворце Меншиков, будучи первым президентом Военной коллегии, занимался делами по организации армии и строительству Петербурга и Кронштадта. В его приемных давали задания архитекторам, скульпторам, художникам, обсуждали задачи строительства флота и портов, решались вопросы организации жизни и быта молодого города.

Александр Данилович Меншиков (1673-1729)


Александр Данилович Меншиков (Алексашка) был самым близким Петру человеком, был сподвижником и фаворитом императора.


Меншиков был сыном дворцового конюха. Он начал работать на должности денщика в 14 лет, был принят Петром и стал его другом. Алексашка помогал Петру в создании «потешных войск» в селе Преображенском. С 1693 года значился бомбардиром Преображенского полка. В 1699 году получил звание корабельного подмастерья. Меншиков мог исполнить любое поручение, делал всё с рвением, помнил приказания, умел хранить тайны и мог смягчать вспыльчивый характер царя.

Дворец Меншикова
Портрет А. Д. Меншикова (1716—1720)

Меншиков безотлучно находился при Петре I, сопровождал его в поездках по России, в Азовских походах (1695—1696), в «Великом посольстве» (1697—1698) в Западную Европу.

Позже стал первым помощником Петра и оставался его любимцем многие годы. Возвышение Меншикова было очень стремительным. Росло его материальное состояние и количество подаренных ему поместий и деревень.

Совершенно безродный, Александр Данилович сделал карьеру князя, богатого вельможи, графа Священной Римской империи, стал президентом Военной коллегии, первым Санкт-Петербургским генерал-губернатором (1703—1724 и 1725—1727), получил звание генералиссимуса.

Является героем Северной войны (1700-1721), в ходе которой он командовал крупными силами пехоты и кавалерии, отличился при осаде и штурме крепостей, а также во многих сражениях: отличился в бою за взятие шведских кораблей в устье Невы, сыграл огромную роль в Полтавской битве (1709).

“Петр I во многих военных вопросах полностью доверял интуиции и расчётливому уму своего любимца, почти все инструкции, директивы и наставления, которые царь рассылал войскам, проходили через руки Меншикова. Он был у Петра как бы начальником штаба: подав мысль, царь нередко поручал разработать её своему ближайшему помощнику, и тот находил способ воплотить её в дело. Его быстрые и решительные действия вполне соответствовали кипучей энергии Петра.” (Мякотин В.А.)

Дворец Меншикова
Карло Растрелли “Портрет Меншикова”

После заключения Ништадтского мира, завершившего Северную войну, Меншиков был произведён 22 октября 1721 года в вице-адмиралы. Слава и несметные богатства сильно сказались на Меньшикове: им овладели честолюбие и сильная жажда власти, он был уличен в присвоении себе казенных средств и других злоупотреблениях.

За что лишился звания губернатора Петербурга и должности президента Военной коллегии.

После смерти Петра I в 1725 году Меншиков содействовал возведению на престол жены покойного императора – Екатерины I. При ее правлении Александр Данилович стал, по меткому выражению А.С. Пушкина “полудержавным властелином”.

В течение двух с половиной лет (1725-1727) он фактически управлял страной из своего дворца на Васильевском острове, вернув себе все должности. С воцарением Петра II он еще сохранял влияние, стремился породниться с царской фамилией путем брака своей старшей дочери Марии с Петром II.

Это вызвало яростное сопротивление родовитых вельмож во главе с Долгорукими. Борьба за власть закончилась арестом Меншикова в 1727 году, конфискацией всего его имущества и ссылкой всей его семьи в глухой Березов (под Тобольском).

Дворец Меншикова
Василий Суриков “Меншиков в Берёзове” (1883)

Вот так стремительно было падение Меншикова. История восхитительного и поражающего возвышения обернулась позором, потерей всех наград, званий и должностей, всего имущества, заточением в ссылке и смертью в 1729 году. Память об этом не весьма однозначном историческом деятеле сохранилась сквозь века.

После смерти Меншикова и его дочери Марии, императрица Анна Иоанновна вернула из ссылки оставшихся в живых детей – сына Александра и дочь Александру, которая была выдана замуж за Густава Бирона – младшего брата фаворита императрицы – Эрнста Бирона.

Но она умерла при родах в 1736 году. Судьба единственного сына Меншикова сложилась более удачно. Он женился на княжне Елизавете Голицыной, служил в Преображенском полку, участвовал в русско-турецкой войне 1735-39 годов и дослужился до чина генерал-аншефа.

Новый этап в истории Меншиковского дворца

Дворец Меншикова указом императрицы Анны Иоанновны от 29 июня 1731 года был передан Кадетскому корпусу – первому в России военному учебному заведению, созданному для подготовки офицеров. Предстояло приготовить здание для новых жильцов. Ремонты, переделки и приспособление здания для новых целей продлились до 1740-х годов. В результате оно постепенно утрачивало свой дворцовый облик и отделку, за исключением нескольких личных покоев Меншикова и его свояченицы Варвары Михайловны Арсеньевой.

В 1730-1740 годах в перестройке дворца принимали участие ведущие мастера и архитекторы тех лет – Иван Яковлевич Бланк, Михаил Григорьевич Земцов, Федор Максимович Исаков, Доменико и Осип Трезини.

Дворец Меншикова
Дворец Меншикова. Макет здания

В 1758-1759 годах к дворцу на старых фундаментах было пристроено восточное крыло здания под руководством мастера Бурхарда, задуманное еще при Меншикове.

Это сделало фасад здания симметричным.

В 1760-1770-е годы, в период реформы Кадетского корпуса, также велись строительные работы. Архитекторами были мастера русского классицизма Иван Старов, Василий Баженов, Юрий Фельтен.

Значение Кадетского корпуса в культурной жизни Российской Империи в середине и второй половине XVIII века огромно. Он служил местом вдохновения для будущих поэтов, литераторов и актеров. Кадетский корпус был не только школой грамотных инженеров. Из стен Кадетского корпуса вышли известный русский поэт, драматург и сатирик А.П.Сумароков, “отец русского театра” и первый профессиональный актер Ф.Г.Волков, поэты-декабристы К.Ф.Рылеев и Ф.Н.Глинка.

В 1888-1896 годах во дворце производились научно-реставрационные работы, имеющие цель сохранить и восстановить отделку покоев Меншикова и Арсеньевой в первоначальном виде. Работы проводились под руководством архитектора М.А.Иванова с участием профессора Академии Художеств А.А.Парланда и академика, коллекционера и активного участника русской художественной общественной жизни М.П.Боткина. Восстановленные исторические помещения были отданы под музей Кадетского корпуса.

Меншиковский дворец в XX веке

До 1924 года музей во дворце сохранялся, а затем его коллекции были переданы в разные музеи, в том числе в Государственный Эрмитаж.

Дворец Меншикова
Дворец Меншикова

В 1966 году начались реставрационные работы по инициативе Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда, в ходе которых выявились первоначальный облик дворца, подробности его строительства и отделки.

Благодаря тщательному изучения здания и открытиям в нем значимость Меншиковского дворца значительно возросла в истории русского искусства. Были раскрыты два первоначальных слоя росписей потолка в Ореховом кабинете.

  1. Первая роспись – самая ранняя по времени исполненная роспись в технике темперно-масляной живописи по штукатурке, сделанная русскими мастерами Оружейной палаты в 1711-12 годах. Эту роспись можно считать самым ранним из сохранившихся образцов русской монументальной живописи светского характера
  2. Вторая роспись выполнена другим неизвестным живописцем несколькими годами позже.
Дворец Меншикова
Дворец Меншикова

В результате проведенных исследований было принято решение о реставрации дворца в том виде, в каком он существовал в первую четверть XVIII века – в период его наибольшей исторической и архитектурной ценности.

Реставрацию художественной отделки интерьеров и убранства осуществляли специалисты Ленинградского объединения “Реставратор” и Государственного Эрмитажа. Столярные детали отделки – паркеты, окна, двери воссоздавались по сохранившимся подлинным образцам первой четверти XVIII века.

В музее воссоздана обстановка служебных (кордегардия, конторка, передняя) и жилых парадных комнат (прихожая, спальня, Ореховая и другие). Все это дает представление о разных сторонах деятельности Меншикова, о культурной жизни и быте петровского времени.

Интерьеры дворца Меншикова

Большие сени

Главное помещение первого этажа Дворца Меншикова называется “Большие сени”. Арки сводов, которые вы можете наблюдать в этом интерьере, опираются на ряды колонн тосканского ордера, делящихся на три продольных нефа. Арки декорированы акантовыми листами.

Большие сени в подражание итальянским палаццо расписаны темперой “на вид мрамора”. Это не случайно. Меншиков постоянно следил за изменениями в европейской моде и не упускал возможностей использовать новшества для украшения своих покоев.

В Больших сенях находятся мраморные римские скульптуры I-II веков, изображающие мифологических персонажей: Героя, Париса с яблоком в руке, выражавшего борьбу противоречивых человеческих страстей, Флору – богиню цветов и садов, олицетворяющую весну и возрождение природы и Геракла, с образом которого в культуре петровского времени связывали победы России над “Светским львом” – Швецией (изображение льва входит в герб Швеции).

Центральное место в сенях занимает Аполлон – бог солнца, покровитель искусств. Размещение скульптур связано с их символической значимостью. В соответствии с европейской традицией скульптуры установлены в нишах.

Также в Больших сенях экспонируется бюст Меншикова работы знаменитого мастера Карло Растрелли. Считается, что в портрета “светлейшего князя” скульптор достиг наибольшего портретного сходства. Меншиков изображен в доспехах и мантии, со звездой ордена Андрея Первозванного, знаками иностранных орденов – Белого Орла и Черного Орла.

Кордегардия

дворец меншикова
Кордегардия

К Большим сеням примыкает дворцовая кордегардия – первая кордегардия, появившаяся в Петербурге.

Она служила местом размещения солдат и офицеров, несших караульную службу и выполняла функцию своеобразной приемной.

Сюда обращались с различными просьбами, и здесь бывали многие петербуржцы, поэтому в кордегардии всегда было многолюдно.

Парадному характеру помещения соответствуют композиции из оружия и доспехов – так называемые “Трофеи”.

Большой зал

В Большом зале дворца Меншикова часто устраивались праздники и ассамблеи, отмечались торжественные победы русской армии.

В петровское время в зале часто звучала музыка. Меншиков был ценителем органной музыки, поэтому неслучайно здесь экспонируется орган-позитив с часами работы английского мастера У.Уинроу. Органное музицирование было популярно в Петербурге на протяжении всего XVIII века. Когда дворец был передан Кадетскому корпусу, в Большом зале разместилась православная церковь.

В восточной части представлен гобелен “Парнас”, выполненный в 1772 году по копиям фресок Рафаэля в Ватикане.

Ореховая

Ореховая – это кабинет Меншикова. Комната небольшая и очень светлая. Из ее комнат видны Нева, Адмиралтейство, Зимний дворец и Петропавловская крепость. Отделка стен натуральным деревом (орехом) по тем временам необычна и редка. Эта особенность выделяет комнату среди других дворцовых помещений. Ореховая служила парадным кабинетом для особо секретных дел и особо важных гостей.

В ореховом кабинете Меншиков часто проводил время за шахматами (выполнены в Нюрнберге) с близкими ему людьми, например, с императором. Петр I любил бывать во дворце Меншикова. В кабинете висит редкий портрет молодого императора кисти голландского художника Яна Веникса, написанного в 1697 году. В соответствии с традициями парадного портрета здесь присутствуют атрибуты власти – корона и скипетр – и рыцарские достоинства – доспехи, жезл, меч.

Дворец Меншикова
Плафон, первая роспись – “Воин-победитель”. Живописцы Оружейной палаты (1711-1712 гг)

Особый интерес представляет история потолочной отделки Ореховой. На плафоне была создана мастерами Оружейной палаты в 1711-12 годах пятичастная композиция с изображением Марса в центре и эмблемами по углам:

“Согласие приносит победу”, “Предвидит и помогает тем”, “Где правда и вера ту и сила прибуде”, “Смелством и все будет”. Марс имеет внешнее сходство с Петром.

Он представлен победителем с мечом в правой руке, ногой он подпирает книгу. В сюжете плафона отражен патриотический подъем после победы России в Полтавской битве над шведами.

Сейчас эта роспись находится на плафоне другого интерьера – Кабинета с живописью. А в Ореховой на потолке установлен написанный на холсте плафон.

Кабинет из прихожей

В Кабинете из прихожей представлены предметы, раскрывающие интересы Меншикова – государственного деятеля петровской эпохи, разделяющего интересы царя-реформатора. Среди произведений декоративно-прикладного творчества в Кабинете находится серебряный кораблик с тщательно проработанными деталями: паруса, такелаж и фигурки моряков, ножка в виде морского бога на дельфине. Подобные настольные украшения изготавливались в Западной Европе с эпохи Средневековья.

Дворец Меншикова
Кабинет из прихожей

Научным интересам петровского времени соответствует двойной глобус, представляющий земную и небесную сферы. Глобус принадлежал Петру I, а “светлейший князь” Меншиков интересовался астрономией.

Стены Кабинета из прихожей украшают голландские пейзажи из собраний императора Петра и Академии наук, которые называются “Вид гавани”.

Морская тематика была особенно популярна в петровское время – шла война за выход к Балтийскому морю и впервые строился российский флот. А любовь к голландской живописи Петр I и Меншиков приобрели во время путешествий по Европе в составе Великого посольства.

Западная передняя

Дворец Меншикова
Западная передняя

В экспозиции Западной передней представлены дорогие и редкие вещи семьи Меншикова – предметы китайского декоративно-прикладного искусства: фарфоровые блюда, расписанные в гамме зеленого цвета; изделия из серебра – непременного элемента барочного интерьера.

Западная передняя обита тканью, выполненной по образцу и по технологии XVIII века в московской мастерской “Старинные ткани”.

В интерьере представлены портреты дочерей Меншикова – Марии и Александры. Они написаны художником И.Г. Таннауэром в 1722-1723 гг.

Портретная

Дворец Меншикова
Портретная

Интерьер портретной галереи типичен для богатых домов. На стенах зала висят портреты российских царей и императоров: Алексея Михайловича, отца Петра I, самого Петра и его жены Екатерины I.

Петр представлен в галерее уже зрелым человеком, осуществившим свои замыслы и одержавшим победу в Северной войне.

Портреты российских монархов соседствуют с портретами западноевропейских государей: французского короля Людовика XIV, эрцгерцога австрийского и императора Священной Римской империи Карла VI. Тем самым подчеркивается важная политическая роль России в Европе.

Видео-обзор интерьеров дворца Меншикова вы можете посмотреть на моем YouTube-канале.

Статья написана по материалам книги “Дворец Меншикова” авторов Н.В.Калязиной, Л.П.Дорофеевой, Г.В.Михайлова. Издание “Советский художник” (Москва) 1986 года.