Одно из самых известнейших полотен всех времён – «Рождение Венеры» художника Сандро Боттичелли. Это первая большая картина эпохи Возрождения на тему античной мифологии. Появление произведения живописи нецерковного содержания было знаменательной приметой эпохи, дух которой определяет пристальный интерес к античности. Увлечение ее культурой захватило художников, ученых, политиков, купцов и коллекционеров. Семья Медичи – яркий пример разделявших эту страсть образованных меценатов.

О чем рассказывает картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»?

Картина повествует об античном мифе рождения Венеры, раскрывает его содержание. Известно, что Венера – одна из главных богинь античного пантеона. По древней легенде, от совокупления Урана (Неба) и Геи (Земли) произошли титаны. Один из них, Крон, или Сатурн (Время), отсек серпом детородный орган у своего отца и бросил его в море. Из пены, образовавшейся в море от этого падения, и родилась прекрасная Венера. Важно уточнить, что Венерой ее называли римляне, а греки – Афродитой.

Венера – богиня любви, красоты, брака и радости.

Сандро Боттичелли выбрал позу «Venus pudica» – «целомудренной Венеры», застенчиво прикрывающей руками свою наготу. Другие художники предпочитали образ «Venus anadyomene» – «Венеры, выходящей из воды», где обнаженная красавица поднимается из моря, отжимая длинные пряди волос.

Сандро Боттичелли
Фрагмент картины Сандро Боттичелли. «Венера»

Если приглядеться, то можно заметить, что цвет тела Венеры, ее плоть больше похожи на мрамор. Поза богини повторяет знаменитую древнеримскую статую. Боттичелли понимал, что его ученая отсылка будет по достоинству оценена знатоками.

Лицо Венеры имеет отрешенное выражение: героиня полотна Боттичелли словно погружена в свои мысли, в свой внутренний мир.


Венера Боттичелли – воплощение идеала античной красоты, перед которым преклонялось Раннее Возрождение, особенно образованные круги Флоренции.


На картине стоящую в центре Венеру сопровождают Зефир (западный ветер) и прислуживающая ей ора (богиня весны). Их фигуры на простом ясном фоне выглядят невесомыми силуэтами. Рассмотрим этих героев полотна Боттичелли подробнее.

Западный ветер Зефир и похищение Хлориды

Зефир, западный ветер, – сын Авроры, утренней зари. Он представлен в объятиях своей супруги Хлориды. Легким весенним дуновением ветра Зефир подгоняет раковину с Венерой к берегу.

Зефир похитил нимфу Хлориду из сада Гесперид, он влюбился в неё, и она согласилась выйти за него замуж. Так Хлорида присоединилась к сонму богов под именем Флоры, повелительницы растительного царства.

Сандро Боттичелли
Фрагмент картины Сандро Боттичелли. «Западный ветер Зефир и его супруга Хлорида»

Прислуживающая ора на фоне апельсиновой рощи

Изящная дева, выступает навстречу Венере – это одна из четырёх ор, богинь времён года и погоды. Ее легкое белое платье с вышитыми на нем васильками раздувается ветром. Это ора – Весна, олицетворяет собой время пробуждения и обновления природы. Пояс оры сплетен из ветвей розы, он по моде повязан высоко, вокруг талии. Шею оры обвивает ветвь из вечнозеленого мирта – символа вечной любви.

Позади оры расположена апельсиновая роща. Деревья покрыты белыми цветами с золотым контуром. Золото проступает на листве и окаймляет стволы – как будто появление богини напоило рощу светом.

Одинокий глубокий анемон цветёт под ногами оры, ещё раз напоминая о наступлении весны.

Сандро Боттичелли
Фрагмент картины Сандро Боттичелли. «Прислуживающая ора на фоне апельсиновой рощи»

Растительность на полотне Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

Летящие возле Зефира и Хлориды цветы – это свящённые розы Венеры. Согласно древнему мифу, одновременно с рождением Венеры на свет появилась роза, ее священный цветок. Изысканная по красоте и благоуханию роза – символ любви. Ее шипы, однако, напоминают, что любовь может быть мучительной.

Помимо летящих роз на полотне можно заметить изящные камыши, которые повторяют позу Венеры. Окраской они напоминают волосы богини.

Наряду с камышами взгляд невольно обращается на волнение моря, которое выглядит не совсем правдоподобно. Дело в том, что Боттичелли не стремился к правдоподобному изображению моря: волны на картине представляют собой узор из галочек, уменьшающихся по мере их удаления. Возле раковины, несущей Венеру, рисунок узора меняется.

Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (ок. 1484)
Галерея Уффици, Флоренция

Полотно художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли восхищает зрителя благородством идеала красоты – богини любви Венеры. Оно потрясает своей изящностью, утонченностью и лаконичностью исполнения, чистотой цвета и гармонией палитры цветов.

Композиционно картина уравновешенна, это дарит зрителю чувство спокойствия и ощущение воздушности пространства. Все в этой картине помещено неслучайно, каждый элемент важен, имел смысл для понимания внутренней природы произведения искусства. Глядя на полотно Сандро Боттичелли, кругозор зрителя расширяется, его внутренний мир становится богаче.

Статья написана по материалам книг Роберта Камминга, профессора истории искусства Бостонского университета (Лондон, Великобритания).