Бертель Торвальдсен (1770-1844) – выдающийся датский скульптор и художник, создававший произведения искусства на тему античной мифологии. Это была его любимая тема. Она объединяет все творчество мастера: от графических рисунков до скульптур и барельефов.

В Государственном Эрмитаже с 14 июля по 3 октября 2021 года проходит выставка Бертеля Торвальдсена в Пикетном зале Зимнего дворца (№ 196). Выставка организована совместно с музеем Торвальдсена в Копенгагене (Дания), который предоставил Эрмитажу 18 рисунков мастера из своего собрания. Рисунки скульптора позволяют проследить процесс создания его работ – от зарождения идеи до воплощения в мраморе. Также зрители смогут познакомится со скульптурными работами мастера: “Ганимед”, “Амур, играющий на лире” и барельефами: «Амур у Вакха», «Амур у Анакреонта» и «Власть амура над стихиями» (серия из 4 барельефов).

Бертель Торвальдсен. Формирование взглядов и интересов скульптора

Бертель Торвадсен родился 19 ноября 1770 года в Копенгагене и был единственным ребёнком в семье. Его отец Готскалк Торвальдсен работал резчиком по дереву, специализировался на изготовлении носовых фигур для кораблей. Бертель часто помогал отцу, делая рисунки таких фигур.

бертель торвальдсен
Бертель Торвальдсен “Автопортрет” (1811)

В возрасте 11 лет Бертель был принят в Королевскую Академию художеств Копенгагена. Здесь мальчик впервые соприкоснулся с миром античных сказаний, познакомился с героями «Илиады» Гомера, «Метаморфоз» Овидия – Ганимедом и героями новеллы “Золотой осел” из “Метаморфоз” римского писателя Луция Апулея – Амуром и Психеей. Также Бертель начал копировать слепки с античных произведений – это было важной частью обучения академического образования.

В 1796 году скульптор получил специальную стипендию Королевской Академии, которая давала возможность путешествовать. Так, юноша впервые отправился в Рим, где ещё сильнее приблизился к пониманию античного мира. Бертель Торвальдсен продолжал изучение античных памятников и их копирование.

Знакомство с творчеством Карстенса

В Риме Бертель Торвальдсен познакомился с известным художником Асмусом Якобом Карстенсом (1754-1798). Он существенно расширил представление Бертеля об античном мире и сыграл немалую роль в формировании его знаний в области древней мифологии¹. Торвальдсен часто бывал в мастерской Карстенса, внимательно изучал его работы. Они были порождены собственной фантазией художника, хотя на них изображались древние боги и герои с традиционно принятыми сюжетами.

Необычные рисунки Карстенса очень вдохновили молодого скульптора. Для Бертеля это был новый взгляд на античный миф. Скульптор переосмыслил способы изображения античных героев и их традиционных сюжетов. Торвальдсен пришёл к мысли, что он сам может придумывать сюжеты для своих скульптурных композиций, где главными героями выступают персонажи античных легенд². Таким образом, это сформировало взгляды юноши на все его последующее творчество.

Знакомство с поэзией Анакреонта

бертель торвальдсен
Анакреонт (мрамор, Лувр)
Ввысь на Олимп
Я возношусь
На быстролетных крыльях.
Нужен Эрот:
Мне на любовь
Юность ответить не хочет.
Но увидав,
Что у меня
Вся борода поседела,
Сразу Эрот
Прочь отлетел
На золотистых крыльях.

Анакреонт (перевод Г.Церетели)

Также значительное влияние на творчество скульптора оказало знакомство с поэзией Анакреонта (559-478 гг. до н.э.) – древнегреческого поэта, прославлявшего в своих стихах любовь, вино и беззаботную жизнь. В поэтическом мире Анакреонта властвовал всесильный Амур – Бог любви, известный в древности под именами Эрот и Купидон. Амур стал любимым мифологическим персонажем датского скульптора. Он изображал его во всем многообразии ликов и образов.

Рельеф «Амур у Анакреонта», представленный на выставке, является примером обращения Торвальдсена к поэзии древнегреческого поэта. В произведении скульптор изобразил момент встречи Анакреонта с Амуром, наполнил сцену множеством «говорящих предметов: лира и кувшин для вина указывают на любимые занятия поэта; увенчанный шишкой тирс – атрибут Вакха – это свидетельство незримого присутствия Бога виноделия в обители поэта³.

Произведения Торвальдсена раскрывают Амура не просто как жизнерадостного бога любви, но и как бога, верховенствующего над всем миром – это древнейшее представление об Амуре (Эроте). Хочу обратить ваше внимание на серию барельефов “Власть Амура над стихиями”, подразумевающую господство Амура над стихиями: Землей, Воздухом, Водой и Огнем. Во всех барельефах Амур изображен в облике обнаженного шаловливого ребенка с покоренным животным.

  1. Чтобы разобраться подробнее, обратимся к первому барельефу “Амур со львом” – он символизирует власть Амура над Землей. Амур держит льва за пышную гриву, а лев, проявляя свою покорность, пытается лизнуть обнаженную стопу Амура-ребенка.
  2. Второй барельеф “Амур на дельфине” символизирует господство Амура над водной стихией. В правой руке Амур держит трезубец – атрибут бога моря Нептуна. Уверенная поза Амура, сидящего на дельфине, говорит о его величии среди всего водного пространства, отсутствии страха над ветрами и штормами моря.
  3. Третий барельеф “Амур на орле” символизирует господство Амура над воздушным пространством. В барельефе представлена священная птица верховного бога Зевса – орёл, которая на своих широко расправленных крыльях несет маленького Амура, в руке которого молния-перуна – главное оружие и атрибут Зевса.
  4. Четвертый барельеф “Амур с Цербером” символизирует господство Амура над Огнем. Цербер – свирепый трехголовый пес, обычно является спутником бога подземного царства Аида. В рельефе Торвадсена он изображен покорно идущим рядом с Амуром.

Идея барельефов – утверждение верховенства Амура над стихиями и его главенствующей роли среди самых мощных богов древности – Зевса (Юпитера), Посейдона (Нептуна), Аида (Плутона).


Беседы с просвещенными друзьями

На творчество датского скульптора также повлиял круг его просвещенных знакомых и беседы с ними о древних античных мифах. Из разговоров с просвещенными друзьями и знакомыми Бертель Торвальдсен черпал новые знания, знакомился с новыми литературными источниками. К примеру, одним из таких знакомых был его соотечественник и исследователь Древней Греции Питер Олуф Брёнстед (1780-1842), который должен был знать тексты “Орфических гимнов”. На их основе Бертель создавал серию барельефов “Власть Амура над стихиями”. От друзей он почерпывал многие сведения о древнейших богах Эллады, в том числе и об Эроте как о высшем божестве.

Рисование в жизни скульптора

Бертель Торвальдсен рисовал с самого детства. Эскизы занимали важное место в его творчестве: с помощью наскоро выполненных рисунков скульптор искал нужные формы, сравнивал позы тела и искал наиболее подходящие для своих работ ракурсы, оценивал пропорции и ритм. Процесс создания эскизов являлся неотъемлемой частью работы скульптора.

Любимые материалы Бертеля Торвальдсена – карандаш и чернила, уголь и мел – использовались им по отдельности или сразу вместе. Он использовал бумагу совершенно разной структуры, цвета и качества: от обрывка до качественной бумаги для рисования⁴.

Бертель Торвальдсен и его творчество в Петербурге

На самом деле, Бертель Торвальдсен никогда не был в Петербруге, но его имя и произведения высоко почитались в интеллигентном круге Петербурга: в стенах Императорской Академии Художеств, Академии барона Штиглица и в великосветских гостиных.

Одной из его первых русских заказчиц была графиня Ирина Воронцова, родственница князя Николая Борисовича Юсупова (1750-1831). Весной 1804 года, оказавшись в Риме в мастерской скульптора, графиня заказала Торвальдсену для своего петербургского особняка четыре мраморные статуи – “Вакх”, “Ганимед”, “Венера”, “Аполлон” и скульптурную группу “Амур и Психея”⁵.

В 1820-х годах произведения Торвальдсена можно было видеть также в особняке героя Наполеоновских войн, графа Александра Остермана-Толстого (1770-1857)⁶. В его коллекции присутствовала скульптура “Графиня Елизавета Алексеевна Остерман-Толстая”, ныне хранящаяся в Государственном Эрмитаже.

К середине XIX века имя Торвальдсена уже получило большую известность в Российской Империи. Известно, что датский скульптор лично встречался с императором Александром I и выполнял его портрет. Но официальных заказов мастер не получал – ни от Императорского Эрмитажа, ни от членов царской семьи.

Во второй полоне XIX века к работам Торвальдсена начали проявлять интерес русская аристократия и богатая петербургская буржуазия⁷. В академии барона Штиглица хранились статуи “Ганимед” и “Пастух”.

Скульптуры Бертеля Торвальдсена, представленные на выставке

“Амур, играющий на лире”

Эрот, согласно древнегреческой мифологии, – бог любви – был одним из самых любимых мифологических персонажей датского скульптора. Он прославлял его в своих произведениях через разные образы и лики.

“Ганимед”

Ганимед – сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои – встречается в античной литературе: в произведениях Гомера “Илиада” и Овидия “Метаморфозы”. Согласно греческому мифу, юноша за свою необыкновенную красоту был похищен верховным богом Зевсом, превратившимся в орла, и унесен на небо, где исполнял обязанности виночерпия. Ганимеду были дарованы бессмертие и вечная молодость. Этот миф был одним из самых популярных сюжетов в искусстве Древней Греции и Рима, а также в эпоху Возрождения.

Бертель Торвальдсен – удивительно талантливый скульптор, умевший запечатлеть красоту в мраморе и сохранивший любовь к античным идеалам сквозь время. Мастер работал не только в родном городе Копенгагене (Дания), но и в Риме (Италия). Там он был избран членом Академии св. Луки и обучал молодых художников со всего мира. Мастерская Бертеля Торвальдсена имела большую популярность в XIX веке: к нему приезжали датские, немецкие, итальянские, русские и американские художники на обучение.

К концу жизни скульптора возникли планы по поводу создания собственного музея в Копенгагене. Скульптор все свои произведения завещал родному городу. В 1848 году музей Торвальдсена открылся для публики. Его коллекция поистине восхищает и привлекает внимание. Официальный сайт музея располагает большим собранием в электронном каталоге, поэтому каждый имеет возможность посетить сайт и увидеть прекрасные работы талантливого скульптора Бертеля Торвальдсена.

Все примечания взяты из каталога выставки “Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена”. (Издательство Государственного Эрмитажа, 2021)