Нико Пиросмани (1862 – 1918) — грузинский художник — самоучка, большую часть жизни проживший в Тбилиси. У него не было своего ночлега, он часто жил в духанах, где и создавались большинство его картин. Так, художник написал в саду «Эльдорадо» у его владельца Титичева 13 картин. Это был самый плодовитый период на его творческом пути. Вот, что говорил Нико Пиросмани об этом периоде в своей жизни:
«Мне улыбалась жизнь дважды: когда я жил в Кахети и в «Эльдорадо», райской стране на берегу Куры», — Пиросмани
Сад «Эльдорадо» находился в пригородном районе Ортачала (Тбилиси, Грузия). Вход в сад был под полукруглой аркой бирюзового цвета с вывеской, на который была надпись:
«Эльдорадо. Увеселительный сад. Владелец Титичев. Фрукты, шашлыки, вино. Играет орган».
Сад был большой и ухоженный: чистые дорожки, клумбы, беседки. Был сарай, в нем жил и работал художник Нико Пиросманашвили.
«Днём в саду было пусто. Только возился над клумбами садовник, и едва доносились голоса слуг из духана.
Пиросманашвили работал и испытывал непривычное ощущение: он был один, ему никто не мешал, никто не стоял за спиной, не дышал в ухо и не тыкал пальцем в картину. Его никто не трогал…», — рассказывает искусствовед Эраст Кузнецов.
Картины Нико Пиросмани
Титичев, владелец сада, попросил художника нарисовать двух женщин. По его мнению, соблазнительные картины могли привлечь в духан больше посетителей. Пиросманашвили по заказу Титичева написал двух «Красавиц Ортачала» — они лежали в белых одеждах и устремляли свой туманный взгляд в неизвестность. Сейчас это диптих под названием «Ортачальские красавицы». Известно, что это падшие женщины, но Пиросмани жалел их и прощал им их грех: он одевал этих женщин в чистые одежды и рисовал птицы, как символ прощения.
Ещё Пиросмани написал «Красавицу Ортачала» — грудастую блондинку с веером в руке. Картины вышли без соблазнительного шарма, но Титичев был уверен, что хороший художник лучше понимает своё дело и сделает так, как нужно. Обеих красавиц повесили в одном из залов духана, получилось красиво, посетители были довольны.
Белый цвет Нико почитал цветом любви, доброты, символом душевной чистоты
Кирилл Зданевич
Пиросманашвили написал «Няню с ребёнком», хотя Титичев не давал такого заказа. Он также написал «Даму с лилиями».
Владелец «Эльдорадо» предоставил Нико Пиросмани полную свободу самовыражения и не предъявлял требований к картинам. Художник писал все, что он хотел. Пиросмани создал портрет самого Титичева, его повара Григола, который был мастером своего дела, магом грузинской кухни и наконец «лицом предприятия». Другим чудом сада «Эльдорадо» был органщик. В Грузии музыка, пение и танцы — в крови у народа. Так что Пиросмани написал портрет Шулико, играющего на шарманке. Он был в черном костюме на черном фоне.
Еще Пиросмани написал портрет дворника. «Дворник» — это одна из самых знаменитых работ Пиросмани. Так получилось, что Пиросмани запечатлел в этом портрете не просто конкретного человека, но и целый тип общества на рубеже XIX — XX веков. Тифлисские старожилы вспоминали, что дворники тогда выглядели именно так. К дворникам у Пиросмани было особое отношение: они, подобно ему, были нищими и бездомными.
В руке дворник держит посох, вместо обычной метлы. Это придает его образу нечто библейское, возвышенное. Левая рука дворника словно сжата, что сообщает нам о некоторой напряженности позирующего или о его готовности к нападению. Такими были дворники — они могли выгонять, оскорблять, доносить. Но и в то же время они были у всех на виду, с них требовали и взыскали.
«Дворник» Пиросмани олицетворяет собой совокупность всех черт и особенностей этой должности «низкого калибра», дворников старого Тифлиса.
Художник написал сына Титичева — маленького Карамана, а для самого Карамана написал величественного «Чёрного льва» и загадочного «Жирафа» с проникновенными глазами.
Каждый, кто соприкасался с «Жирафом» Пиросмани, был поражён его взглядом, словно смотрящим в душу.
Вот, например, что написал Константин Паустовский о своём впечатлении от картины художника:
«…Проснулся я, должно быть, очень рано. Резкое и сухое солнце косо лежало на противоположной стене. Я взглянул на эту стену и вскочил. Сердце у меня начало биться тяжело и быстро. Со стены смотрел мне прямо в глаза – тревожно, вопросительно и явно страдая, но не в силах рассказать об этом страдании – какой-то странный зверь – напряженный, как струна. Это был жираф. Простой жираф, которого Пиросман, очевидно, видел в старом тифлисском зверинце.
Я отвернулся. Но я чувствовал, я знал, что жираф пристально смотрит на меня и знает все, что творится у меня на душе. Во всем доме было мертвенно тихо. Все еще спали. Я отвел глаза от жирафа, и мне тотчас же показалось, что он вышел из простой деревянной рамы, стоит рядом и ждет, чтобы я сказал что-то очень простое и важное, что должно расколдовать его, оживить и освободить от многолетней прикрепленности к этой сухой, пыльной клеенке.» –
К. Паустовский. Бросок на юг. Глава Простая клеенка.
Паустовский пишет, что Пиросмани видел жирафа в тифлисском зверинце, но вряд ли там на самом деле был жираф. Скорее всего Пиросмани знал это животное по какой-то старой черно-белой картинке и, вдохновившись ею, самостоятельно создал изображение пятнистой шкуры жирафа.
Его «Жираф» нереалистичен, ноги хрупки, а лицо печально и полно аристократизма. Голубой фон подчеркивает изысканные формы животного. Пиросмани никогда намеренно не упрощал формы животных и людей в своих картинах, как это принято считать. Просто он таким видел свое искусство, только так он умел.
Ещё одна картина, по всей вероятности, написана по заказу Титичева в саду «Эльдорадо» — это «Женщина с кружкой пива». Она одета в яркое красное платье, а ее вид откровенный и вызывающий. Возможно, это тоже женщина — одна из тех «жриц любви», которых художник всегда писал.
Последней картиной в «Эльдорадо» была картина «Олень», — так решает Пиросмани. Художник быстро пишет благородного кавказского оленя в красивой гамме цветов. Этот «Олень» — самый величественный и лучший из всех оленей Нико. Его коричневое тело крепко вписано в синее небо и, как всегда, отлично скомпановано.
Каждая картина, написанная в Ортачалах, рождена вдохновенными творческими усилиями художника, постигавшего новый мир с его непосредственностью и глубиной чувств., — писал Зданевич о творчестве Пиросмани, — Отдыхая и работая уединенно возле Куры, Пиросманишвили невольно переносил ощущение ясного и светлого мира тишины и красоты на свои картины.
Многие из картин Пиросмани, написанных в увеселительном саду «Эльдорадо» позже прославили имя художника. Благодаря такому умному хозяину на свет родились шедевры примитивного искусства Пиросмани. Титичев ценил его искусство и знал цену художнику. Когда у него пытались купить картины, он отвечал: «Не продаю. Картины Пиросмани дороже золота».
Источники:
- Э. Кузнецов. Пиросмани. Жизнь в искусстве, Искусство. Ленинградское отделение, 1975 — 216 с.
- А. Панфилов. Художественная галерея №171. Пиросмани. Де Агостини, 2008 — 32 с.
- К. Паустовский. Бросок на юг. Простая клеенка. 2002 — 230 с.
- К. Зданевич. Нико Пиросмани. Литература и искусство. Тбилиси. 1963 — 137 с.
Leave a Comment