Нико Пиросмани (1862 – 1918) – грузинский художник – самоучка, большую часть жизни проживший в Тбилиси. У него не было своего ночлега, он часто жил в духанах, где и создавались большинство его картин. Так, художник пробыл в саду “Эльдорадо” у его владельца Титичева всего около месяца и написал там 13 картин. Это был самый плодовитый месяц на его творческом пути. Вот, что говорил Нико Пиросмани об этом периоде в своей жизни:


“Мне улыбалась жизнь дважды: когда я жил в Кахети и в “Эльдорадо”, райской стране на берегу Куры”, – Пиросмани


Нико Пиросмани
Автопортрет. 1900

Сад “Эльдорадо” находился в пригородном районе Ортачала (Тбилиси, Грузия). Вход в сад был под полукруглой аркой бирюзового цвета с вывеской, на который была надпись:

“Эльдорадо. Увеселительный сад. Владелец Титичев. Фрукты, шашлыки, вино. Играет орган”.

Сад был большой и ухоженный: чистые дорожки, клумбы, беседки. Был сарай, в нем жил и работал художник Нико Пиросманашвили.

“Днём в саду было пусто. Только возился над клумбами садовник, и едва доносились голоса слуг из духана.

Пиросманашвили работал и испытывал непривычное ощущение: он был один, ему никто не мешал, никто не стоял за спиной, не дышал в ухо и не тыкал пальцем в картину. Его никто не трогал…”, – рассказывает искусствовед Эраст Кузнецов.

Картины Нико Пиросмани. 1905

Титичев, владелец сада, попросил художника нарисовать двух женщин. По его мнению, соблазнительные картины могли привлечь в духан больше посетителей. Пиросманашвили по заказу Титичева написал двух “Красавиц Ортачала” – они лежали в белых одеждах и устремляли свой туманный взгляд в неизвестность. Сейчас это диптих под названием “Ортачальские красавицы”. Известно, что это падшие женщины, но Пиросмани жалел их и прощал им их грех: он одевал этих женщин в чистые одежды и рисовал птицы, как символ прощения.

Ещё Пиросмани написал “Красавицу Ортачала” – грудастую блондинку с веером в руке. Картины вышли без соблазнительного шарма, но Титичев был уверен, что хороший художник лучше понимает своё дело и сделает так, как нужно. Обеих красавиц повесили в одном из залов духана, получилось красиво, посетители были довольны.


Белый цвет Нико почитал цветом любви, доброты, символом душевной чистоты

Кирилл Зданевич

До нас дошли сведения, что Пиросмани писал картины в саду в 1905 году, и еще одна картина “Женщина с ирисами и зонтом” датирована этим же годом, так что вероятно она тоже написана в саду у Титичева в это же время.

После этого Пиросманашвили написал кормилицу с ребёнком, хотя Титичев не давал такого заказа. Владелец “Эльдорадо” предоставил Нико Пиросмани полную свободу самовыражения и не предъявлял требований к картинам. Художник писал все, что он хотел. Пиросмани создал портрет самого Титичева, его повара Григола и написал дворника. Сейчас “Дворник” – это одна из самых знаменитых работ Пиросмани.

Так получилось, что Пиросмани запечатлел в этом портрете не просто конкретного человека, но и целый тип общества на рубеже XIX – XX веков. Тифлисские старожилы вспоминали, что дворники тогда выглядели именно так. К дворникам у Пиросмани было особое отношение: они, подобно ему, были нищими и бездомными.

В руке дворник держит посох, вместо обычной метлы. Это придает его образу нечто библейское, возвышенное. Левая рука дворника словно сжата, что сообщает нам о некоторой напряженности позирующего или о его готовности к нападению. Такими были дворники – они могли выгонять, оскорблять, доносить. Но и в то же время они были у всех на виду, с них требовали и взыскали.

“Дворник” Пиросмани олицетворяет собой совокупность всех черт и особенностей этой должности “низкого калибра”, дворников старого Тифлиса.

нико пиросмани
Черный лев. 1905

Художник написал сына Титичева – маленького Карамана, а для самого Карамана написал величественного “Чёрного льва” и загадочного “Жирафа” с проникновенными глазами.

Каждый, кто соприкасался с “Жирафом” Пиросмани, был поражён его взглядом, словно смотрящим в душу.

Вот, например, что написал Константин Паустовский о своём впечатлении от картины художника:


“…Проснулся я, должно быть, очень рано. Резкое и сухое солнце косо лежало на противоположной стене. Я взглянул на эту стену и вскочил. Сердце у меня начало биться тяжело и быстро. Со стены смотрел мне прямо в глаза – тревожно, вопросительно и явно страдая, но не в силах рассказать об этом страдании – какой-то странный зверь – напряженный, как струна. Это был жираф. Простой жираф, которого Пиросман, очевидно, видел в старом тифлисском зверинце.

Я отвернулся. Но я чувствовал, я знал, что жираф пристально смотрит на меня и знает все, что творится у меня на душе. Во всем доме было мертвенно тихо. Все еще спали. Я отвел глаза от жирафа, и мне тотчас же показалось, что он вышел из простой деревянной рамы, стоит рядом и ждет, чтобы я сказал что-то очень простое и важное, что должно расколдовать его, оживить и освободить от многолетней прикрепленности к этой сухой, пыльной клеенке.” –

К. Паустовский. Бросок на юг. Глава Простая клеенка.


Паустовский пишет, что Пиросмани видел жирафа в тифлисском зверинце, но вряд ли там на самом деле был жираф. Скорее всего Пиросмани знал это животное по какой-то старой черно-белой картинке и, вдохновившись ею, самостоятельно создал изображение пятнистой шкуры жирафа.

Его “Жираф” нереалистичен, ноги хрупки, а лицо печально и полно аристократизма. Голубой фон подчеркивает изысканные формы животного. Пиросмани никогда намеренно не упрощал формы животных и людей в своих картинах, как это принято считать. Просто он таким видел свое искусство, только так он умел.

Ещё одна картина, по всей вероятности, написана по заказу Титичева в саду “Эльдорадо” – это “Женщина с кружкой пива”. Она одета в яркое красное платье, а ее вид откровенный и вызывающий. Возможно, это тоже женщина – одна из тех “жриц любви”- женщин “низкого калибра”.

Многие из картин Пиросмани, написанных в увеселительном саду “Эльдорадо” позже прославили имя художника. Благодаря такому умному хозяину на свет родились шедевры примитивного искусства Пиросмани. Титичев ценил его искусство и знал цену художнику. Когда у него пытались купить картины, он отвечал: “Не продаю. Картины Пиросмани дороже золота”. 

Источники:

  1. Э. Кузнецов. Пиросмани. Жизнь в искусстве, Искусство. Ленинградское отделение, 1975 – 216 с.
  2. А. Панфилов. Художественная галерея №171. Пиросмани. Де Агостини, 2008 – 32 с.
  3. К. Паустовский. Бросок на юг. Простая клеенка. 2002 – 230 с.