Нико Пиросманашвили (1862 — 1918) — грузинский художник-самоучка, родившийся в селе Мирзаани, в регионе Кахетия на западе Грузии. Но еще в юном возрасте Нико переехал в Тбилиси. Там и были созданы большинство его работ. «Пиросмани» — поэтически сокращенное прозвище художника. Сам Нико часто именно так и подписывал свои работы, но подлинная фамилия художника — Пиросманашвили. Картины Пиросмани занимают особое место в культурном наследии Грузии. Впоследствии художника признали одним из выдающихся мастеров примитивного искусства.

Выставка «Нико Пиросманашвили-160» представлена в Национальной галерее Грузии в Тбилиси и посвящена 160-летию со дня рождения художника. На выставке размещены 34 живописных картины художника из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени Шалвы Амиранашвили (Грузия, Тбилиси).

Нико Пиросманашвили. Жизненный путь

Маленький Нико Пиросманашвили рисовал с детства. Он рано лишился своих родителей, жил воспитанником в семье Калантаровых, которые первыми и заметили талант мальчика. Живопись стала его основным занятием только в последние 20-25 лет жизни. До этого он, как и все, пробовал устроить свою жизнь: жениться, работать и зарабатывать деньги на таможне или торговлей в молочной лавке, но все это было слишком противно ему. Пиросманашвили был другим. Его не понимали и считали чудаком. Повседневность быстро наскучивала ему, у него не было дома и он редко задерживался где-то надолго.

Нико Пиросманашвили жил в Старом Тбилиси и получал заказы в основном от владельцев духанов. Часто они давали ему полную свободу, полагаясь на истинное чувство художника, и Пиросмани создавал все, что его душе было угодно. Он рисовал вывески, его картины украшали стены кабаков, таверн и прочих забегаловок. Здесь он часто бывал: спал, работал и жил. Позже Нико Пиросмани так прозвали — «духанным» художником.

Он рисовал людей в праздничной обстановке или повседневной жизни, сельские и городские сцены, животных и натюрморты. Он получал за свои картины небольшую плату или вовсе работал за кусок хлеба и вина.

Художник Пиросманашвили был хорошо знаком обществу Старого Тбилиси, но местные жители не понимали значения его искусства. Первыми, кто открыл Нико Пиросмани были Илья и Кирилл Зданевичи и Мишель Ле-Дантю. Эти трое принадлежали к кругу русского авангарда. Они студентами приехали в Тбилиси и обнаружили картины художника-самоучки, отражающие проблемы современного западного искусства.

В 1913 году четыре работы Пиросманашвили были представлены на знаменитой авангардной выставке в Москве «Мишень». Его работы привлекли внимание искусствоведов, а также российской и французской прессы. Вот что написал о нем Е. Псковитинов в статье «Кавказ и художники» (1913): «Есть в Тифлисе художник Пиросманашвили, я видел некоторые его работы, глубоко проникновенные. Они примитивны, но знание рисунка есть. Художник в ремесленно исполненных вывесках дает иногда такие по выполнению и краскам натюрморты, что удивляешься его чутью в понимании материала, композиции…»

Можно подумать, что это был первый успех в жизни Пиросманашвили, но в жизни дела его так и не складывались: он был беден и жил где придется. Умер художник в одиночестве в 1918 году. Незадолго до этого началась Первая мировая война, многие трактиры закрылись, и работать было негде.

После смерти художника спустя много лет прошла персональная выставка Нико Пиросманашвили в одном из самых крупных музеев мира — Лувре. Затем последовали выставки в Вене, Берлине и Токио. В 1972 году Илья Зданевич издал книгу о художнике. Для этого издания Пабло Пикассо создал офорт «Портрет Нико Пиросманашвили». Сейчас имя художника известно в международном мире искусства, а его работы выставлены во многих музеях мира.

"Жил-был художник один,
Домик имел и холсты.
Но он актрису любил,
Ту, что любила цветы.
Он тогда продал свой дом,
Продал картины и кров
И на все деньги купил
Целое море цветов.." 

Эти знаменитые строки написаны поэтом Андреем Вознесенским в стихотворении «Миллион алых роз», и посвящены они художнику Нико Пиросмани, о жизни которого сложилось так много легенд. Не многие из них действительно правдивы и достоверны, но именно они создали историю о самобытном наивном художнике Нико Пиросманашвили.