В Главном штабе Эрмитажа располагается экспозиция под названием “Немецкая и австрийская живопись XIX века из особняка барона А.Л.Штиглица”. Здесь размещены 6 работ разных немецких и австрийских художников: Морица фон Швинда, Александра фон Вагнера и Александра фон Лицен-Майера, братьев Рихарда и Альберта Циммерманов, Ханса фон Маре и Ханса Макарта. Впервые выставка была открыта публике в 2016 году в Главном штабе и будет оставаться там до окончания реставрационных работ в особняке барона А.Л.Штиглица (Английская набережная, 68, Санкт-Петербург).

В этой статье я расскажу подробнее о работах, представленных на выставке, их удивительной истории, прошедшей сквозь века, начиная со времен их приобретения бароном Штиглицем до размещения в залах Эрмитажа.

Барон Александр Людвигович фон Штиглиц

Барон Штиглиц (1814-1844) – крупнейший российский банкир, меценат, управляющий Государственным банком России (1860—1866), благотворитель. На его средства было учреждено Училище технического рисования в Петербурге. Это было ценнейшим вкладом для культуры России.

немецкая и австрийская живопись
Барон Александр Штиглиц на портрете К. Штейбена (1840-е)

Сейчас это художественно-промышленная Академия им. Штиглица – крупнейшее высшее учебное заведение, выпускающее живописцев, дизайнеров, искусствоведов и других людей творческих специальностей. Оно навсегда обессмертило имя барона.

У барона Александра Людвиговича был свой особняк на Английской набережной в Петербурге, построенный по проекту архитектора А.И.Кракау в 1859-62 годы.

Для украшения парадных залов особняка барон приобретал и заказывал картины современных немецких и австрийских художников. Произведения отличались по манере, жанрам и уровню исполнения, были написаны как признанными мастерами, так и начинающими живописцами, принадлежавшими к важнейшим художественным школам крупнейших европейских городов: Вены, Мюнхена и Дрездена.

Барон Штиглиц стал обладателем одних из самых ранних работ Ханса Макарта, Ханса фон Маре и дуэта А. Вагнера и А. Лицен-Майера. На сегодняшний день произведения этих авторов являются очень редкими и потому очень ценными. Рассмотрим каждую картину из коллекции барона Штиглица подробнее и особенности творчества и биографии каждого автора.

Ханс Макарт “Полуденный отдых при дворе Медичи” (1863-64)

Ханс Макарт (1840-1884), австрийский художник, создал для барона Штиглица одно из первых своих монументальных полотен на сюжет из истории Марии Медичи – королевы Франции (1600-1610).

Стиль Ханса Макарта определил культуру целой эпохи в Вене: он писал яркими цветами и плавными формами, эстетика была для него прежде всего. Не случайно художника называли “волшебником красок”. Чтобы усилить силу своих красок, он использовал асфальт в краске. С годами это привело к некоторому ухудшению качества его картин.

немецкая и австрийская живопись
Ханс Макарт “Полуденный отдых при дворе Медичи” (1863-64)

Произведения Ханса Макарта выполнены в академическом стиле и состояли из аллегорической и исторической живописи. В основном это были масштабные театральные постановки. Ханс Макарт наиболее известен своим влиянием на Густава Климта и других австрийских художников.

Интересно, как художественный талант Ханса проявился в нем с самых ранних лет. Мальчик словно унаследовал талант от отца, который тоже был художником и работал в городе Зальцбурге во дворце Мирабель. Произведения искусства, хранящиеся во дворце и красивые окрестности города принесли Хансу первые яркие впечатления, которые легли в основу его дальнейших работ.

Проучившись несколько месяцев в Венской Академии Художеств, Х.Макарт вышел из нее, потому что преподавание профессоров показалось ему скучным, однако отсутствие высшего образования не помешало стать ему одним из самых выдающихся художников Австрии. Его картины изобретательны. Они показывают богатство воображения художника.

Ханс фон Маре “Двор с гротом в Мюнхенской резиденции” (1862-63)

Ханса фон Маре (1837-1887) сложно назвать знаменитым и модным художником XIX века, однако барону Штиглицу не помешало приобрести картину Маре для своей коллекции. Произведение нехарактерно для зрелого творчества Маре. Оно дает зрителям возможность увидеть истоки его мастерства и живописную школу, лежащую в основании.

Ханс фон Маре по происхождению был немецким художником, но последние годы жизни провел в Италии, где организовал «римский кружок» немецких художников. Изначально Маре специализировался на портретах, но потом обратился к темам античной мифологии. Наиболее известные его работы – триптихи, написанные в последние годы жизни. Например, “Геспериды” (1884-1887. Дерево, масло. Мюнхен, Новая Пинакотека)

Александр фон Вагнер, Александр фон Лицен-Майер “Возвращение с охоты” (1864)

Александр фон Вагнер (1838-1919) – венгерский художник, профессор Мюнхенской академии изобразительных искусств. Он работал над историческими сюжетами и сценами из венгерской жизни. Посещал Венгрию, Италию и Испанию.

Александр фон Лицен-Майер (1839—1898) – тоже венгерский художник, иллюстратор. Известен циклом иллюстраций к произведению Гете “Фауст”, имевший большой успех в Германии. Художник занимал должность директора Дюссельдорфской академии изящных искусств.

Совместное полотно венгерских художников стало парным к произведению Ханса Макарта “Полуденный отдых при дворе Медичи”(1863-64) в особняке барона Штиглица.

немецкая и австрийская живопись
Александр фон Вагнер, Александр фон Лицен-Майер “Возвращение с охоты” (1864)

Рихард Циммерман “Пейзаж с жатвой” (1864) и Альберт Циммерман “После бури” (1860-е)

Пейзажисты братья Альберт и Рихард Циммерманы оказались забыты после своей смерти и ныне известны лишь узким специалистам. Их работы представляют дрезденскую школу живописи в коллекции Штиглица.

Альберт Циммеран (1808-1888) выбирал мотивы для своих грандиозных пейзажей, отдавая предпочтение горной природе и используя иногда события из библейской истории. Художник писал портреты природы с поэтическим освещением и идиллическим настроением.

Младший Циммерман (1820-1875) начинал как исторический художник, но также обратился к пейзажной живописи, следуя примеру своих братьев. Рихард получил свое первое художественное образование в Академии изящных искусств в Дрездене у Людвига Рихтера, а с 1838 года продолжил свое художественное обучение живописи и рисунку в Королевской академии изящных искусств в Мюнхене, где его обучал его старший брат.

Мориц фон Швинд “Диана на охоте” (1867)

В коллекцию барона Штиглица была приобретена работа крупного австрийского живописца Морица фон Швида. Он также был автором множества монументальных росписей в резиденциях, театрах и соборах. Картину “Диана на охоте” Мориц Швинд написал в зрелые годы.

немецкая и австрийская живопись
Мориц фон Швинд “Диана на охоте” (1867)

Мориц фон Швинд (1804-1871) – ведущий ранний романтический художник, изображавший идеализированную Австрию и Германию – рыцарей, замки и провинциальное очарование своего времени. В 1847 году он стал профессором Мюнхенской академии, нарисовав серию исторических карикатур для знаменитого замка Вартбург и триптих для церкви Богоматери в Мюнхене.


Посмотреть видео с экспозиции “Немецкая и австрийская живопись XIX века из особняка барона А.Л.Штиглица” вы сможете на моем YouTube-канале.