В Санкт — Петербургском центральном выставочном зале «Манеж» 24 марта открылась новая выставка «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура. От Шубина до Матвеева». По названию можно догадаться, что выставка посвящена творчеству русских скульпторов XVIII — XX веков. Но как много мы о них знаем: Что рассказывает история русских скульптур? Чему они посвящены? Из чего они делались? Какова была их идея и предназначение? Подробнее об этом в моей статье «Русская скульптура. Эволюция становления».

Важно отметить, что русская классическая скульптура, как и все русское искусство в целом, неотделима от нашей истории. Поэтому важно изучать отечественную историю, чтобы понимать русское искусство. В дальнейшем в моем блоге будут публиковаться статьи по истории. Подписывайтесь на рассылку, чтобы быть в курсе обновлений и новых публикаций.

Русская скульптура в XVIII — XX веках прошла важнейшие ступени своей эволюции: от декоративных форм барокко к постепенному переходу к строгой и сдержанной стилистике классицизма, преодоление классических канонов и движение к новому, реалистическому этапу развития, связанному с прогрессивными идеями русского демократического общества, влияние импрессионизма и отход от него, связанный с поиском новых форм развития скульптуры.

Каждый из названных периодов был обусловлен историческими закономерностями общественно-политического, экономического и культурного развития того или иного времени. Предлагаю подробнее рассмотреть каждый из них в моей статье «Русская скульптура. Эволюция становления». Это поможет вам глубже понять искусство скульптуры и саму выставку в «Манеже», ее идею и предназначение.

Выставка «Русская классическая скульптура» в ЦВЗ «Манеж»

Выставка «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура. От Шубина до Матвеева» представляет собой уникальный проект, показывающий зрителям эволюцию русской скульптуры, ее различные направления и жанры, редкие и особо значимые скульптурные произведения второй половины XVIII — начала XX века. На выставке — 65 имен русских скульпторов, свыше 150 скульптур, которые рассказывают зрителю об истории государства Российского, напоминают ему о ярких деятелях и ключевых событиях в истории и культуре России.

На выставке зрители смогут прочувствовать прелесть синтеза искусств: музыки и скульптуры. Музыкальные композиции подобраны не случайно. Фрагменты оперных арий, которые вы услышите на выставке, тесно соотносятся с представленными скульптурами по эмоциональному наполнению и тематическому содержанию. Взаимосвязь оперы и скульптуры дополняют друг друга, погружают в особую атмосферу эпохи классического искусства.


Идея выставки — оживить скульптуру. Дать ей право самостоятельного голоса и заложить эмоциональный импульс к свободному высказыванию

Елизавета Павлычева, куратор проекта, заведующая выставочным отделом ЦВЗ «Манеж»

Архитектурным решением экспозиции стала ассоциативная отсылка к императорским театрам Санкт-Петербурга. Благодаря постановке оперного режиссера Василия Бархатова скульптуры получили свое место на сцене.

Действительно, посетив выставку, у зрителей складывается впечатление, что они находятся в закулисьях театра и наблюдают за действием скульптур, которые, словно живые, представляют игру в спектакле. Созданию этого «живого» чувства способствовало особое освещение в выставочном пространстве и неповторимая игра теней, а также надписи на стенах:

«Тихо! Идет спектакль»

Они дают понять, что шум мешает восприятию искусства, полному погружению и в него, диалогу между человеком и искусством и глубокому размышлению.

Скульптура на выставке предстает как самостоятельный и самоценный вид изобразительного искусства: без привычного соседства с живописью и без активного включения в архитектуру.

Фойе выставки. Скульптуры Федота Шубина

С именем Федота Шубина связаны наивысшие достижения русской и мировой скульптуры XVIII века. Его портретное творчество составляет славу и гордость России. На творчество скульптора оказало серьезное влияние изучение памятников античности и западноевропейского искусства, знакомство со скульптурой Франции и Италии. В течение своего творческого пути мастер не порывал с принципами искусства барокко и его поздней фазы — рококо.

Натура, в ее живом многообразии, стала главным источником творческой деятельности Федота Шубина. Основным его призванием было изображение скульптурного портрета, но важно отметить, что он также работал с монументально-декоративной пластикой.

Когда вы окажетесь на выставке, первое, что, несомненно, привлечет ваше внимание — сказочно-красивое, излучающее свет, фойе, по кругу которого расставлены классические мраморные и бронзовые скульптуры Федота Шубина.

Здесь вы сможете увидеть с 9 скульптур автора: «Портрет П.А. Румянцева-Задунайского» (1778), «Великие князья Константин Павлович и Александр Павлович» (1782), «Портрет Екатерины II» (1790-е), «Портрет В.Я. Чичагова» (1791), «Портрет Г.А. Потемкина» (1791), «Портрет М.В. Ломоносова» (1793), «Портрет Александра I» (1802) и «Портрет А.Н. Самойлова» (1796-97).

Зал с бронзовой «Венерой, снимающей сандалию» скульптора Ивана Витали

Иван Витали (1794 — 1855) — крупнейший скульптор монументально-декоративной пластики, работавший в содружестве с московскими и петербургскими архитекторами. Особый вклад он сделал в украшение архитектурных ансамблей и площадей Москвы, но также принимал активное участие в Петербурге. Наиболее значительное его произведение — скульптурное украшение Исаакиевского собора — впечатляющие скульптурные декорации: горельефы «Поклонение волхвов» и «Святой Исаакий благословляет императора Феодосия». Иван Витали, будучи еще талантливым портретистом, создал целую галерею своих современников: А.С. Пушкина, К.П. Брюллова, В.К. Шебуева.

В 1852 году Иван Витали создал мраморную Венеру. Он исполнил скульптуру с исключительным мастерством. С большим вкусом и тактом переданы мягкие и при этом ясно очерченные контуры женской фигуры. В позе богини любви, в повороте ее красивой головы, в жесте руки с отставленным мизинцем проявляются женственность и кокетство.

Бронзовая скульптура создана наряду с мраморной. Мне кажется, в бронзовой Венере больше чувственности и изящности, взгляд ее более мягок, чем в мраморной Венере.

Помимо бронзовой Венеры скульптора Ивана Витали в зале вы сможете увидеть барельефы Федора Гордеева из цикла «Свадебный поезд Амура и Психеи» (1794) — 1: «Ритуальное шествие с детьми и жертвенными животными», 2: «Ликующие с детьми», 3: «Изнеможденный Амур»; а также скульптуры Михаила Козловского «Спящий Амур» (1792), «Геркулес на коне» (1799), «Пастушок с зайцем» (1789) и скульптура Ивана Прокофьева «Актеон, преследуемый собаками» (1784).

Михаил Козловский (1753 — 1802)

Михаил Козловский, находясь у истоков русского классицизма и опираясь на наследие греко-римского искусства, создал прекрасные скульптурные произведения, в которых воплотил идеи и события своего времени. Используя язык аллегорий, он связывал свои сюжеты с античной героикой, где преобладали темы борьбы человека, его страданий и протеста.

На мой взгляд, скульптурное произведение «Спящий Амур» Михаила Козловского одно из самых красивых на выставке. Филигранность, изящество, гибкость тела, утонченность, блеск мрамора и неосязаемая идиллия меня заворожили и подарили чувства высокой принадлежности к миру искусства. Всему облику Амура присущи лирическая мечтательность и томная усталость. На лице прослеживается легкая оживленная улыбка. Амура сопровождают необычные для него атрибуты в виде львиной шкуры и палицы Геркулеса.

Скульптура сделана так, что побуждает зрителя обойти ее кругом. Удивительно! И на самом деле это не случайно. Михаил Козловский через знакомство с римскими памятниками пришел к пониманию греческой пластики и к особенностям гибкости тела, ритмом ее движения, а скульптура «Спящий Амур» создана по этим принципам.

Греминский и Ларинский балы

Не случайно подобрана классическая музыка и для залов: Греминский и Ларинский балы. Здесь играет композиция Петра Чайковского «Евгений Онегин».

«Пусть моя опера будет несценична, пусть в ней мало действия, — но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, что меня к этому тянет,» — пишет Чайковский брату Модесту.

Греминский бал: здесь вы сможете увидеть скульптурные портреты художников Айвазовского и Шишкина, портреты императоров, писателей и многих других авторства разных скульпторов. В этом зале наиболее ярко выражена идея о том, что скульптуры выступают на сцене и задействованы в театральной пьесе.

Поскольку они располагаются на специально возвышающемся подиуме, имеющем выход к другой стороне «нашего театра», зрители смогут восхититься настоящим световым представлением, которое изменяется в зависимости от выступаемой роли — определенной скульптуры. Сходите и посмотрите, это действительно очень красиво!

Ларинский бал: здесь располагаются наиболее значимые, интересные и впечатляющие скульптуры Матвея Чижова и Ильи Гинцбурга. Обсудим, почему именно их я выделила.

Матвей Чижов (1838 — 1916)

Матвей Чижов — выдающийся скульптор, особенно проявивший себя в бытовом жанре. Он обращался к народной тематике, жизни простых крестьянских семей.

Самое значительное произведение скульптора — «Крестьянин в беде» (1873) представлено на выставке. Оно оригинальное по форме и глубоко национальное по содержанию. Обратите внимание на маленького мальчика, сына крестьянина, который знал с детства нелегкую жизнь русской деревни. Он понимает, как тяжело его папе, от этого он сам испытывает грусть. На его долю в детстве выпали значительные испытания, связанные с потерей родного крова в результате опустошительного пожара.

Матвей Чижов с большой жизненной убедительностью изображает несчастного крестьянина-погорельца, сидящего с тяжело поникшей головой. Ребенок с понимающим видом прижимается к отцу, ища в нем опору и защиту и в то же время характерным жестом левой руки как бы успокаивает своего отца.

Глубокое знание народной жизни помогло скульптору найти точные и характерные позы и жесты взрослой и детской фигур, органично объединив их в единое композиционное целое.

Скульптурная группа Чижова «Крестьянин в беде» сыграла важную роль в утверждении демократического реализма в русской скульптуре второй половины XIX века. Она ориентирована на показ суровой реальной жизни того времени, став одним из лучших произведений жанрово-бытовой пластики, в котором главным персонажем является крестьянин.

Илья Гинцбург (1859 — 1939)
Русская классическая скульптура
Илья Гинцбург «Мальчик, собирающийся купаться» (1886)

Илья Гинцбург получил известность благодаря созданию портретных статуэток своих современников. Это целая галерея образов выдающихся деятелей русской культуры, среди которых Айвазовский, Шишкин, Верещагин, Стасов, Суриков, Антокольский, Толстой и многие другие.

Скульптор предпочитал работу в малых формах пластики. Он сделал ряд жанровых статуэток с детской тематикой. Они особенно отличаются жизненностью трактовки сюжетов. В них ярко проявились непосредственное наблюдение жизни и поведения детей.

В работе «Мальчик, собирающийся купаться» (1886) точно подмечено выражение лица юного мальчика, жесты, поворот фигуры и особая ребячья грация. Не каждый скульптор способен на создание живости в статичной работе. И это выделяет мастера среди других.

Закулисье

Здесь располагаются скульптуры Паоло Трубецкого, Михаила Блоха, Сергея Волнухина и других. Этот зал находится перед входом на «сцену», для созданию такого ощущения поставлена даже лестница и подиумы, на которых стоят скульптуры Мефистофеля, танцовщиц, ангелов, портреты культурных деятелей. Эстетически это очень красиво!

Александр Опекушин — крупнейший скульптор второй половины XIX века, создавший целый ряд монументов, среди которых самый известный памятник А.С. Пушкину в Москве. Он создан в лучших традициях русской монументальной скульптуры. Памятник прост и лаконичен по своей композиции. Облик поэта величав, благороден и при этом отмечен особой лирической проникновенностью. Очень выразительно лицо поэта, передающее самоуглублённость, мечтательность и философскую умудрённость. Внутреннему состоянию Пушкина соответствуют помещённые на постаменте слова из его стихотворения «Памятник», в основе которых лежит мысль о гражданском долге поэта и его служении народу.

Экспозиции, расположенные в рукавах «Манежа»

Слева от аванзала Манежа вы сможете услышать три оперные арии: «Летучий голландец» Рихарда Вагнера, «Страсти по Матфею» Иоганна Баха и «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха. По тематике скульптуры, как и музыка, совершенно различны. Здесь есть и модели украшений кораблей, и скульптуры на религиозную тему, и анималистические скульптуры и многие другие.

Справа от аванзала вы окунетесь в совершенно иную атмосферу, более торжественную, национально-патриотическую, воспевающую исторических деятелей, императоров, полководцев, российских дипломатов, представителей духовенства, героев войн и освободительных движений. Здесь играет опера Михаила Глинки «Жизнь за царя», передающая наиболее полно внутренний дух борьбы и стремления к победе.

В скульптуре Петру I Александр Опекушин изобразил русского реформатора и преобразователя в парадном одеянии, сидящим в свободной позе на стуле. Небрежно скинув плащ на спинку стула, он на миг присел на край сиденья и резко развернулся на левую сторону, о чем свидетельствует характерный жест левой руки. Скульптура интересна и выполнена профессионально.

Гримерка

Русская классическая скульптура
Иван Витали «Портрет А.С.Пушкина» (1837)

Здесь расположены скульптурные портреты А.С. Пушкина, И.П. Мартоса, Щепкина, Бруни и других. Как и положено гримерке театра, здесь есть зеркала, в которые смотрят и готовят внешний облик к представлению актеры.

Сильный пример по расположению скульптур: три цвета — белый, золотой, черный, три материала — гипс, мрамор, бронза.

Обратите внимание на это при посещении выставки. Выглядит очень необычно и интересно!

Продолжение выставки на втором этаже..

Если вы в «Манеже» впервые, то не забудьте посетить второй этаж, на котором также располагается выставка. Там находится меньшая часть скульптур, но и тем не менее очень интересная. Особенно привлекли мое внимание скульптурные группы коней и наездников. В этих работах чувствуется динамика, борьба, экспрессия, настоящая жизнь.

Более того, здесь вы сможете увидеть интересные скульптуры, посвященные взаимоотношениям мужчины и женщины. Наглядно можно увидеть: мужчина олицетворяет собой стержень, как внутренний, так и внешний, он прям, уверен, ровен, а женщина представляется более гибкой, плавной, местами изворотливой. Но вместе они составляют единое гармоничное целое. Они такие, какие они есть, какими их создала сама природа. И это очень красиво!

Ещё один скульптор, которого я хотела бы выделить — Паоло Трубецкой. Меня привлекла большая часть его творчества, представленного на выставке. Его лепка экспрессивная, быстрая, динамичная, впечатляющая. Скульптор явно работает с большим мастерством и профессионализмом.

Паоло Трубецкой (1866-1938)

Паоло Трубецкой — знаменитый скульптор, прославившийся на рубеже XIX — XX веков в России, Европе и Америке своими импрессионистическими работами, отмеченными острым восприятием пластики, эмоциональностью образов и особой выразительностью формы. В 1897 году он был приглашён в Россию в качестве преподавателя и оказал большое влияние на творчество молодых русских скульпторов. Трубецкой был блестящим мастером станковых композиций, портретов и пластики малых форм, создал ряд памятников в Италии, России и Америке.

В его скульптуре «Портрет С.Ю. Витте с сеттером» со всей очевидностью просматривается понимание и любовь к братьям меньшим. И правда, в этой работе скульптор запечатлел добродушную и непосредственную в проявлении своих эмоций собаку. Трубецкой внёс в анималистический жанр сочувственное отношение к животному, способность воспринимать его не отстранённо, а сопереживая, принимая близко к сердцу все беды, обрушившие на его голову человеком.


Выставка «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура. От Шубина до Матвеева» эстетически очень красива и художественно утонченна, идейно высока, она необычна решена по оформлению. Истинное удовольствие получаешь, находясь на выставке и созерцая скульптурные произведения искусства, размещенные по залам, похожим на театральные закулисья и сцены, а еще в купе с прослушиванием классической музыкой Вольфганга Амадея Моцарта, Иоганна Себастьяна Баха, Петра Чайковского, Рихарда Вагнера, Винченцо Беллини. Это апогей наслаждения, полученного мною на выставке!

Классическая музыка, по исследованиям ученых, положительно влияет на человека: стимулирует работу головного мозга, развивает стремление к самосовершенствованию и волю к победе.

Погружение в высокое искусство классической скульптуры поможет правильному формированию вашего художественного вкуса, внутреннему обогащению и наполнению. Эта выставка, определенно, одна из самых прекрасных. «В ее основе лежит масштабное научное исследование, длившееся более двух лет, цель которого заключается в возможности показать зрителю редкие и особо значимые для отечественного искусства скульптурные произведения второй половины XVIII — начала XX веков.» Это, правда, большой и важный выставочный проект в Петербурге.

Инвестируйте в себя, в свое интеллектуальное, культурное и эстетическое развитие. Поскольку человек, умеющий думать, формировать свое собственное мнение не подвластен деградирующему влиянию большинства людей в современном мире, способен к созданию, а не потреблению.

Посмотреть снятое мною видео с выставки «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура. От Шубина до Матвеева» вы сможете на моем YouTube канале. Это поможет вам составить более полное представление о самой выставке и ее идее.

Источник:

  1. Л. Н. Доронина «Мастера русской скульптуры». Том 1. Скульптура XVIII-XIX веков. Белый город. 2008 г. — 440 с.
  2. Л.Н. Доронина «Мастера русской скульптуры». Том 2. Скульптура XX века. 2010 г. Белый город. — 512 с.