Грузия — это настоящий «музей фресковой живописи». В этой удивительной стране можно проследить яркую и достаточно полную картину развития монументальной живописи на протяжении нескольких веков. Фресковая живопись Грузии не развивалась изолированно, она была неразрывно связана со всей восточно-христианской художественной культурой и испытывала огромное влияние Византии — важнейшего православного центра в мире.

В этой статье я хочу проследить историю развития грузинской фрески, сравнить местные школы живописи и проанализировать некоторые выдающиеся образцы монументального искусства в Грузии.

Перед началом, давайте проясним, что понимается под определением фресковой живописи, и как применяли этот метод в Грузии.


Фресковая живопись (техника «чистой фрески») — живопись по сырой штукатурке, она встречается в Грузии довольно редко. Как правило, здесь применялась смешанная техника: работа начиналась по сырой штукатурке, а заканчивалась по сухой.


История развития фресковой живописи в Грузии

IX — X века

Древнейшие фрески Грузии относятся к IX — X векам. Фрески этого периода отличаются экспрессивностью и простотой.

Роспись в церкви св. Георгия. Армази

Первый пример монументального искусства, на который стоит обратить внимание, располагается в центральной части Грузии, Армази (Армазцихе, 2 км от Мцхеты). Это роспись алтарной преграды церкви св. Георгия, датируется 864 годом. На росписи изображены лики юных христианских святых. Рисунок этой росписи имеет схематичный характер и скупой колорит, состоящий из красно-коричневых, желтых и черных оттенков. Несмотря на примитивность изображения, лики выглядят эмоциональными и выразительными.

Фресковая живопись Грузии
Святые. Роспись алтарной преграды. Армази, церковь св. Георгия.

Фрески Давид Гареджи

Большая же часть грузинских росписей IX — X веков находится в пещерных монастырях Давид Гареджи. Первый монастырь был основан в VI веке отшельником Давидом, со временем возникло множество других монастырей рядом. Фрески этого периода встречаются в монастыре Сабарееби и в монастыре св. Додо.

В обоих монастырях алтарь украшен композицией «Христос во славе». В центре изображен Христос, восседающий на троне и окруженный сиянием славы, а вокруг него располагаются ангелы.

Фресковая живопись Грузии
Христос во славе. IX — X вв. Давид-Гареджа, монастырь св. Додо
Фресковая живопись Грузии
Архангел и тетраморф. Фрагмент композиции «Христос во славе». IX — X вв. Давид-Гареджи, монастырь св. Додо

Композиция «Христос во славе» занимала исключительное место в грузинской фресковой живописи IX — X веков.


Композиция «Христос во славе» была чрезвычайно популярна в искусстве христианского Востока (Египет, Палестина, Малая Азия) и именно оттуда пришла в Грузию.

Фресковая живопись Грузии
Давид-Гареджи, монастырь св. Додо.

Мастера фресок Давид-Гареджи, будучи знакомыми с эллинистической художественной традицией, переосмысливали античные художественные образы и стремились к созданию выразительного и одухотворенного образа.

В росписях монастырей Давид Гареджи пропорции нарушаются. Таким образом, выделяются символически значимые части тела (лики, кисти рук).

Росписи этого периода противоположны византийскому искусству текущего времени, которое было основано на подражании античным памятникам и культуре внешней красоты форм.

В Константинополе развивается изысканное и интеллектуальное искусство, ориентированное на образованного гражданина, в то время как в грузинских монастырях формируется простое и эмоционально насыщенное искусство, служащее выражению религиозной идеи и предназначенное для монаха, не привыкшего к роскоши столичной культуры.

В период XI — XIII веков, искусство грузинских монастырей преображается, вдохновляясь достижениями византийской культуры.

XI — XIII века

Фрески этого периода наиболее значимы и интересны в истории развития грузинской монументальной живописи. XI — XIII века — это время наивысшего расцвета грузинской государственности и культуры. При Давиде Строителе (1089-1125) Грузия становится единым национальным государством, а при царице Тамар (1184-1213) — превращается в одно из самых мощных государств Ближнего и Среднего Востока, которое по праву называется «золотым веком» грузинской истории.

На эпоху Давида Строителя и царицы Тамар приходятся лучшие достижения грузинской духовной культуры. Именно в это время работает выдающийся философ Иоанн Петрици, Шота Руставели создает свою знаменитую поэму «Витязь с тигровой шкуре», появляются прекрасные памятники архитектуры и резьбы по камню, эмали и чеканного искусства, миниатюры и фресковой живописи.


Грузинская культура XI — XIII веков характеризуется установлением тесных контактов с Византией. Этому способствовали семейные связи между грузинской правящей династией и высшей византийской аристократией.


Все новейшие явления искусства Византии очень быстро распространялись в Грузию. Образцы Византийского искусства считались в эту эпоху совершенством и примером для подражания. Константинополь был духовным и художественным центром всего православного мира. Именно поэтому средневековые фрески Грузии имеют сходство с памятниками Болгарии, Сербии и Древней Руси. В каждой стране перенимались византийские художественные тенденции, а затем переосмыслялись в соответствии с местными традициями.

Таким образом, к XI веку Грузия перенимает из Византии:

  1. Новую систему храмового декора. Теперь храмы обширно украшают фресками, покрывая не только главные части храма, но и все стены и своды церкви.
  2. Циклы сюжетных композиций. Они символически связаны между собой и составляют единую иконографическую программу. Иначе говоря, это цикл фресок на библейские темы, которые подчинены выражению главной богословской идеи.

Период XI — XIII веков исследователи выделяют на два этапа: 1 — следование образцам искусства Византии (конец Х — середина ХII веков), 2 — развитие более самостоятельного искусства под влиянием местной художественной традиции (ХII — XIII века).

Первый этап. Конец Х — середина ХII веков

Фрески монастыря Сиони в Атени (Атенский Сион)

Фрески Атени созданы под влиянием византийского искусства во второй половине XI века, хотя они все же по-своему переосмыслены местными мастерами. На это указывает использование белого фона, широких орнаментальных полос и светлого колорита, что было нехарактерно для современного искусства Византии. Рисунок этих фресок плавный, передает объемность изображения. Внешняя красота не отрицается, но подчиняется выражению духовного содержания. Искусство Атени декоративно, статично и монументально.

Фрески Атени, несомненно, являются одними из лучших образцов средневекового грузинского искусства. Это практически нетронутые фрески, которые до сих пор покрывают весь интерьер церкви. В главной, восточной апсиде изображена Богоматерь с Младенцем и архангелами вокруг. Северная и южная апсиды содержат циклы жизни Христа и Богородицы. Западную апсиду занимает большое изображение Страшного суда, расположенное над рядом святых и пророков.

Наиболее характерным изображением является фреска Архангела Гавриила из сцены «Благовещения». В нем воплотились стилистические черты, присущие всем росписям Атени: чуть удлиненные пропорции, естественная пластика фигуры сохраняется, уходит телесная осязаемость, плавный рисунок, передающий объемность формы, и декоративный узор складок.

Росписи Атени исполнены лучшими мастерами того времени, по-своему переосмысляющими художественный идеал константинопольского искусства XI века.

Формирование школ живописи

В XI веке сформировались три важнейшие школы живописи в Грузии. Они возникли в разных районах страны и развивались под влиянием различных культурно-исторических условий.

  1. Школа живописи в княжестве Тао-Кларджети (историческая область на юго-западе Грузии, сейчас это территория Турции)
  2. В монастырях Давид-Гареджи (регион Кахетия, 60 км от Тбилиси)
  3. В Сванетии (горный регион на северо-западе Грузии)

Тао-Кларджети

Регион Тао-Кларджети, расположенный на территории нынешней Турции, был одним из самых выдающихся политических и культурных центров средневековой Грузии, особенно в 9-13 веках. Строительство монастырей на всей этой территории связано с именем святителя Григола Хандзтели (759-861). Благодаря его деятельности здесь стала развиваться настенная живопись: это привело к расцвету региона и развитию во всех областях культуры.

В Тао-Кларджети сохранился ряд памятников конца Х — первой половины ХI века. Это росписи храмов Отхта-Эклесия («Отхи» — дословно «собор четырех»), Ошки, Ишхани и Хахули, выполненные в едином стиле, которые позволяют говорить об оригинальной живописной школе.

Заказчиками росписей выступали правители княжества Тао-Кларджети, которые имели тесные политические и культурные связи с византийской империей.


Искусство Тао-Кларджети было связующим звеном между Грузией и Византией


В отличие от византийского искусства, в Тао-Кларджети существовала устоявшаяся программа купольных росписей: на куполе изображался крест. Это было тесно связано с событием, произошедшим в IV веке, — чудесное явление Креста в небе над Мцхетой, древней столицей Грузии.

Фрески Ишхани

Храм Ишхани дает нам пример росписи «Вознесение Креста» в купольной его части. Роспись этого собора поражает богатым колоритом на основе глубокого лазурита, блестящей зелени и многочисленными оттенками охры.

Фресковая живопись Грузии
Вознесение Креста. Роспись купола монастыря Ишхани, Тао-Кларджети. 1032 г.
Фресковая живопись Грузии
Вознесение Креста. Роспись купола монастыря Ишхани, Тао-Кларджети. 1032 г.

Фрески Ошки

В храме Ошки сохранилась относительно редкая композиция: она представляет собой историческое событие, произошедшее в соборе Бана, – бракосочетание царя Баграта IV с византийской принцессой.

Фресковая живопись Грузии
Историческая сцена с монастырем Бана. Фреска храма Ошки, Тао-Кларджети, 1036 г.
Фресковая живопись Грузии
Распятие. Фреска храма Ошки, Тао-Кларджети, 1036 г.

Живописная школа Тао-Кларджети отличается не только сложными и уникальными иконографическими сценами, но и очень высоким художественным уровнем, выполненным с той же атмосферой величия и великолепия, которая характерна для архитектуры этого региона.

Atinati. Wall paintings of the Tao-Klarjeti churches


Фрески Отхта Эклесия

В храме Отхта Эклесия, в алтарной части, представлено редкое изображение Сиона («дома божьего») в виде полуфигуры женщины. Она держит модель базилики Отхта, которая до мельчайших деталей повторяет реальную церковь, и представлена с короной на голове по форме архитектурного здания. Надпись старогрузинским письмом Асомтаврули определяет фигуру как Сион.

К сожалению, сейчас росписи церквей почти стерты и находятся в разрушенном состоянии, а грузинские храмы на территории современной Турции почти забыты. Но несмотря на это, уникальное содержание фресок Тао-Кларджети наряду с их художественным оформлением свидетельствуют о существовании исключительно передовых, оригинальных и творческих традиций искусства и культуры в этом историческом регионе средневековой Грузии.

Давид Гареджи

Живопись XI века из пещерных монастырей Давид Гареджи представлена фресками главного храма Удабно. Росписи иллюстрируют житийный цикл Давида Гареджели: «Приход ланей к Давиду и Лукиану» и «Тайная вечеря» в трапезной храма.

Фресковая живопись Грузии
Приход ланей к Давиду и Лукиану (справа). Монастырский комплекс Давид-Гареджи. Рубеж X-XI вв.
Фресковая живопись Грузии
Тайная вечеря (трапезная храма). Монастырский комплекс Давид-Гареджи. Рубеж X-XI вв.

Давид Гареджели — местный святой и основатель обители, пользовался особым почитанием в монастырской среде. Святой Давид проповедовал строгую аскезу и любовь ко всему живому.

Стиль фресок Давид Гареджи отличается от росписей Тао-Кларджети. Изображения служат наглядной иллюстрацией, в них словно присутствует элемент рассказа. Росписи Давид Гареджи в первую очередь рассчитаны на восприятие монаха. Главная цель этого искусства — поучение и наставление монаха в праведной жизни.

Яркой характерной особенностью фресок Гареджи является светлая красочная гамма с преобладанием охристых и зеленоватых оттенков. Мастера использовали не только привозные, но и местные природные краски, добываемые из глинистых образований вокруг монастырей.

Создатели гареджийских росписей XI века были знакомы с последними достижениями византийской живописи, но на основе местной художественной традиции они по-своему переосмыслили стиль фресковых изображений. Это и определило своеобразие живописной школы Давид Гареджи.

Фресковая живопись Грузии
Фрески монастыря Удабно. Давид Гареджи. Рубеж X-XI вв.
Фресковая живопись Грузии
Тайная вечеря (трапезная храма). Монастырский комплекс Давид-Гареджи. Рубеж X-XI вв.

Сванетия

В Сванетии сложилась наиболее ярко выраженная школа живописи. Самобытность объясняется тем, что этот высокогорный регион страны обособлен от остальной Грузии, сюда сложно добраться. Поэтому искусство здесь развивалось под влиянием местных традиций и образа жизни.

Фрески художника Тевдоре

Вершиной сванской монументальной живописи считаются фрески «царского художника» Тевдоре, свана по происхождению. Он работал на рубеже XI — XII веков. Художник создал росписи в различных церквях Сванетии, все из них точно датированы:

  1. Церковь св. Архангелов в Ипрари (1096 г.)
  2. Церковь св. Квирике в Лагурке (1111 г.)
  3. Церковь св. Георгия в Накипаре (1130 г.)
Фресковая живопись Грузии
Церковь св. Архангелов в Ипрари, Сванетия
Фресковая живопись Грузии
Церковь св. Квирике в Лагурке. Сванетия

На фресках художника Тевдоре часто можно встретить изображения святых воинов. Например, одной из таких росписей является «Св. Георгий, попирающий императора Диоклетиана» из церкви Ипрари или роспись «Св. Федора, попирающего змия» из церкви Лагурке.

Фрески Тевдоре отличаются монументальностью. Фигуры выделяются на темном фоне, рисунок резкий и выразительный. Колорит фресок играет большую роль в монументальном искусстве Тевдоре: это всегда звучные цвета и контрастное сочетание красно-коричневых и сине-серых тонов.

Фресковая живопись Грузии
Св. Георгий, попирающий Диоклетиана. Фреска Тевдоре в церкви Архангелов (Ипрари). 1096 г.
Фресковая живопись Грузии
Св. Федор, попирающий змия. Фреска Тевдоре в церкви Архангелов (Ипрари). 1096 г.

Художник стремился создать эмоциональные образы, полные конкретной силы и неземного величия


В целом, для большинства сванских росписей характерны сюжеты конных святых воинов, которые переосмыслялись как символ победы христианства над язычеством. Культ св. Георгия получил в Сванетии особенно широкое распространение. Вероятно, это связано с тем, что он слился с культом бога Луны, одного из верховных божеств языческого грузинского пантеона.

Если сравнивать сванское искусство фрески с современным искусством Атени, то в росписях Сванетии меньше изысканной красоты и созерцательности образов, но больше драматизма и действенной силы, чем в искусстве Атенского Сиона.

Подробнее об истории региона и искусстве Сванетии вы можете прочитать в другой моей статье: «Сванетия. Живопись и архитектура».

Фрески Микаэла Маглакели

Еще один значимый памятник сванского монументального искусства был создан другим местным художником — Микаэлом Маглакели. Это росписи церкви Христа Спасителя в Мацхвариши, написанные в 1140 году. Алтарь церкви украшен изображением двенадцати апостолов: двумя группами по шесть человек, которые словно приближаются к кресту в центральной части. Эта сцена трактуется как «Поклонение Христу» — тема, популярная в искусстве раннехристианского времени, долгое время сохраняла свое значение в Грузии. Над рядом апостолов изображен Деисус. Христос восседает на троне в окружении ангелов, ему поклоняются Богоматерь и Иоанн Предтеча. Две эти композиции воплощают идею прославления Христа.

Как и другие церкви Сванетии, церковь Спаса имеет много интересных надписей. Например, здесь высечена точная дата и имя создателя фресок, а также имя заказчика церкви — правитель Сванетии Варданисдзе.

Во фресках Маглакели заметно стремление к большей декоративности и использование широких полос строгого геометризированного орнамента.


Выделение орнаментальными полосами — одна из отличительных черт грузинских росписей, особенно проявившееся в Сванетии.


Фресковая живопись Грузии
Апостолы. Фреска Микаэла Маглакели в церкви Спаса. 1140 г.

Второй этап. ХII — XIII века

С середины ХII по середину XIII века наблюдается тенденция к более декоративным и динамичным художественным решениям, которые образуют совершенно иное качество, которое отличает живопись этого периода от фресок предыдущего этапа. Лучшие памятники эпохи приходятся на правление царицы Тамар (1184-1213), когда грузинская культура достигает высочайшего расцвета.

Фресковая живопись Грузии
Монастырь св. Николая Кинцвиси. XIII в.
Фресковая живопись Грузии
Монастырь Бетания в честь рождества Пресвятой Богородицы, иначе Грузинская Бетания. XII в.

Сохранились четыре фрески с изображением великой Тамар Мепе («царь»): в храмах Вардзии, Бетании, Кинцвиси и Бертубани. Росписи, содержащие ее портреты, были заказаны крупнейшими грузинскими феодалами и приближенными царицы для находящихся в их владениях храмов. Для этих фресок были приглашены лучшие художники страны.


Росписи демонстрируют высочайший уровень профессионального мастерства, дают пример изысканного, столичного искусства.


Фрески Вардзии

Вардзия — это огромный пещерный монастырский комплекс на юге Грузии, в Джавахети. История Вардзии неразрывно связана с именем царицы Тамар. Из грузинских средневековых источников мы узнаем, что «…она взялась строить местопребывание Вардзийской Богоматери — церковь и кельи для монахов. Причем все это было высечено в скале и превращено в недоступное для врагов место…». Однако первым строительство начал отец царицы Тамар — Георгий, но оставил ее незаконченной, а великая Тамар завершила ее, всячески украсив фресковой живописью.

Фресковая живопись Грузии
Ктиторская композиция. 1184 — 1186 гг. Церковь Богоматери, Вардзия.
Фресковая живопись Грузии
Портрет Царицы Тамар. Церковь Богоматери, Вардзия. 1184 — 1186 гг.

Подтверждение этому мы находим в главном храме Вардзии — церкви Успения Богоматери. На ктиторской композиции изображены основатели монастыря — царь Георгий III и его дочь царица Тамар. Об этом гласят надписи около портретов. Сюжет фрески таков: Георгий III и Тамар обращаются к Богоматери, восседающей на троне. Царица Тамар преподносит ей модель храма. На коленях Богоматери — младенец Христос, благословляющий грузинских правителей.

Фресковая живопись Грузии
Фреска святилища церкви Богоматери, Вардзия. 1186 г.
Фресковая живопись Грузии
Фрески святилища церкви Богоматери, Вардзия. 1186 г.

Во фресках Варздии, датированных 1184-1186 годами, внимание акцентировано на тщательной проработке формы. Благодаря технике многослойной живописи художникам удавалось добиться пластической красоты формы и передать все нюансы в трактовке образа. Благодаря сложной технике письма фрески имеют сходство с иконами. Особенно это заметно в росписи «Спаса Нерукотворного».

Фрески Кинцвиси

Монастырь св. Николая Кинцвиси расположен в регионе Картли. Это крестово-купольное кирпичное сооружение, построенное в начале 13 века — ярчайшую эпоху грузинской государственности и культуры, в царствование царицы Тамар. Фрески Кинцвиси созданы около 1207 года по заказу первого министра царицы Тамар — Антония Чкондидели. Настенная роспись сохранила портрет царицы Тамар с ее отцом, царем Георгием III и сыном Георгием IV Лашей.

В искусстве Кинцвиси преобладает спокойное и возвышенное состояние, здесь нет внешнего драматизма, уделено внимание написанию благородных ликов и красивых фигур. Стоит отметить изысканный и уникальный колорит фресок, основанный на темно-синем лазурите и насыщенном зеленом цвете, а также темно-бордовом оттенке.

На большинстве росписей сохранились грузинские надписи, выполненные старой грузинской письменностью «Асомтаврули».

Самая знаменитая фреска изображает ангела из композиции «Явление ангела женам-мироносицам». Стиль — утонченный и декоративный, изображение отличается редкой целостностью. Ангел Кинцвиси наиболее полно воплотил изысканный и одухотворенный образ и художественный идеал грузинской культуры рубежа XII — XIII веков. Его называют своеобразным символом эпохи царицы Тамар и средневекового грузинского искусства в целом.

Фресковая живопись Грузии
Ангел из композиции «Явление ангела женам-мироносицам». Монастырь св. Николая Кинцвиси. 1207 г.

Фрески Бретании

Монастырь Бретания находится недалеко от Тбилиси, он был основан в 11 веке могущественной семьей Орбелиани и стал святыней для ее членов. В XII веке здание было реконструировано как купольная церковь крестовообразного типа.

Фресковая живопись Грузии
Царское панно: царь Георгий III, царица Тамар, князь Георгий IV Лаша. Монастырь Бетания. 1207 г.
Фресковая живопись Грузии
Портрет царицы Тамар. Монастырь Бетания. 1207 г.

Росписи церкви Бетания, наряду с высокой художественной ценностью и обширным богословским содержанием, отражают политические реалии в Грузинском государстве того времени, а именно противостояние могущественного феодального рода Орбелиани и правителей рода Багратионов.

Atinati. Betania: Wall paintings of the church of the Nativity of the Virgin


Особое историческое значение имеет большой династический портрет царской семьи Багратионов, а именно царя Георгия III, царицы Тамар и ее сына князя Георгий IV Лаша (1213-1223). Они изображены в молебных позах в окружении двух фронтальных фигур Святых Воинов. Царская панно было создано около 1207 года, когда Георгий Лаша был коронован как соправитель царицы Тамар, о чем свидетельствуют королевские знаки отличия – корона и меч.

Фресковая живопись Грузии
Портрет царицы Тамар. Монастырь Бетания. 1207 г.
Фресковая живопись Грузии
Царское панно: царь Георгий III, царица Тамар, князь Георгий IV Лаша. Монастырь Бетания. 1207 г.

Большинство других фресок выполнены в период с XI по XII века. К XI веку относятся Деисус, изображения пророков, апостолов, святых епископов и диаконов. В XII веке написаны Цикл Великих праздников (Благовещение, Вознесение и Сошествие Святого Духа), библейские прообразы Божией Матери, Цикл Страстей (Тайная вечеря, Омовение ног, Агония в саду, Предательство Иуды, Отречение Петра, Христос судимый Пилатом, Покаяние Иуды, Несение креста, Распятие, Низложение, Оплакивание, Воскресение).

Особенно важна фреска XII века, изображающая портрет дарителя, который, согласно надписям, представляет Сумбата Великого из рода Орбелиани, премьер-министра и военного министра. Он изображен подносящим модель церкви к иконе Богородицы с Младенцем.

Фрески Бартубани. Давид-Гареджи

Бертубани — главный храм пещерного монастыря в Давид Гареджи. Росписи 1212-1213 годов по большей части погибли. Однако, здесь сохранилось изображение царицы Тамар, написанное минеральными красками по известковой штукатурке.

Фрески Бертубани — одни из самых необычных среди памятников эпохи царицы Тамар. Они отличаются особой нарядностью, четкостью рисунка, обилием орнаментальных мотивов, стилизованным изображением деревьев и растений. Контрастность фресок было обусловлено плохой освещенностью пещерного храма, тем самым определив стилистическое своеобразие росписей.

Фресковая живопись Грузии
Портрет царицы Тамар. Бертубани, Давид Гареджи. 1212-1213 гг.
Фресковая живопись Грузии
Царица Тамар. 1212-1213 гг. Бертубани, Давид Гареджи

XIII век

XIII век — трагический в истории Грузии: развитие грузинской государственности и культуры было прервано из-за нашествия хорезмийцев и монголов. После этого, к сожалению, уровень эпохи Давида Строителя и царицы Тамар никогда не будет достигнут вновь.

Фрески этого периода немногочисленны. Если говорить о росписях центральной Грузии, в основном они следуют старым художественным традициям, но заметно снижается качество произведений.

Фрески Сванетии

Наиболее интересные памятники сохранились в Сванетии, горном регионе Грузии, о котором было упомянуто ранее. Столичное влияние, как и любое другое, сюда практически не доходило из-за труднодоступности этой местности. Главную роль в развитии играли местные черты стиля, формировавшиеся на основе культурных особенностей сванов — народного искусства и религиозных представлений, где христианство тесно переплеталось с языческими верованиями.

Примеры сванской живописи XIII века можно обнаружить в церквях Тангили, Чохулд и Хе. Для фресок этого периода характерны упрощенная манера письма, застывшие образы с эмоциональностью ликов, присутствие орнамента и яркие цветовые сочетания.

Росписи в Хе

Фрески обнаружены в церкви св. Варвары в селе Хе. По стилю письма они напоминают древнейшие сванские фрески. В них присутствуют «народные черты»: увеличенные глаза, круглые красные пятна на щеках, схематичный рисунок, искаженные пропорции, плоская прорисовка и простая цветовая палитра – белые, серые, желтые и красные пигменты, с красными контурами и деталями. Благодаря бледной цветовой палитре все пространство кажется наполненным светом.

Изображениям архангелов уделено особое внимание в храме. Они одеты в императорские одежды. Это довольно редкий пример в восточно-христианской живописи. Таким образом, можно предполагать, что раньше церковь была посвящена архангелам.

XIV — XV века

На рубеже XIII — XIV веков в истории развития грузинской фресковой живописи происходят существенные изменения — начинается новый период, когда монументальное искусство Грузии попадает под сильное влияние палеологовского искусства, пришедшего из Византии — мирового центра влияния. В 1261 году Византийская Империя восстанавливается, и к власти приходит династия Палеологов, благодаря которым складывается новая художественная система — «палеологовская». Это период в истории получил название «Палеологовское возрождение», иначе «Палеологовский ренессанс» (1261-1453); и был последним взлетом культуры в истории Византии.

Для палеологовского искусства характерно:

  1. Интерес к индивидуальности
  2. Усложнение композиции
  3. Изменение соотношений между фигурой и архитектурным либо пейзажным фоном

Западная Грузия имела более тесные контакты с Константинополем, поэтому большинство росписей XIV-XV веков находятся именно на этой территории. Выдающимся примером являются фреска из монастыря Мартвили «Богоматерь с Младенцем на троне».


Фрески, созданные в середине XIV века демонстрируют высокое мастерство и знание последних достижений константинопольского искусства.


Росписи Убиси

Со второй половины XIV века развивается направление палеологовской живописи в Грузии. Одним из потрясающих примеров мы можем увидеть в церкви св. Георгия в селении Убиси (регион Имерети) — это фрески «Тайная вечеря» и «Благовещение», выполненные художником Герасимэ. Для его росписей свойственны некоторые характерные черты: это сложное использование перспективы и ее сокращений, необычные ракурсы, резкий контурный рисунок и яркие, контрастные цвета, выделяющиеся на темном фоне.

Фрески Убиси отличаются экспрессивностью стиля: художник пытается передать конкретное эмоционально-психологическое состояние, изменяя движения фигуры, жесты рук и выражения лица.

Фресковая живопись Грузии
Тайная вечеря. Фреска монастыря св. Георгия в Убиси (Имерети). Вт. п. XIV в.

В «Тайной вечере» для мастера главным было — передать драматизм евангельского события. На фреске изображен тот самый момент, когда Христос произносит слова «Один из вас предаст меня» (Евангелие от Матфея. Глава 26, 21). В центре изображен Христос, склонившийся к любимому ученику Иоанну. По обе стороны показаны апостолы, по-разному реагирующие на слова учителя. Наиболее выразителен образ Иуды, стремительно протягивающий руку к блюду, — «опустивший со мной руку в блюдо, этот предаст меня» (Евангелие от Матфея. Глава 26, 23).

На фреске каждый предмет на столе (сосуды с вином, блюда с рыбой и др.) имеет значение и символический смысл:

  • Рыба — символ Христа
  • Крестообразно нарезанные лепешки сделаны в форме евхаристического хлеба

Надпись, идущая по краю стола, — очень элегантный элемент фрески, органично вписавшийся в композицию. Она гласит «Отцы святые и святители, испросите милость подобно Христу, святой жене, испросите помилование Дамианэ, дабы и вас было спасение».

Росписи Цаленджихи

Во фресках церкви Христа Спасителя в селении Цаленджихи мы можем увидеть совершенно иной пример палеологовской живописи. Крестово-купольный храм был расписан в 1384-1386 годах приглашенным из Константинополя греческим иконописцем Киром Мануилом Евгеником. Заказчиком был местный правитель Вамек Дадиани.

Большая часть росписей была переписана в XVII веке, но композиции «Архангел Гавриил» и «Св. Георгий, попирающий змия» принадлежат к числу сохранившихся ранних фресок.

Рассмотрим подробнее фреску архангела Гавриила в образе писца-привратника. Архангел Гавриил держит в руках свиток и записывает имена грешников, чтобы вспомнить их в день Страшного суда. Надпись на свитке выполнена заглавным письмом Асомтаврули. Она гласит: «Велик храм Господен, не преступайте сей порог, грешные и недостойные, без покаяния, не достойно имя Господа».

Фресковая живопись Грузии
Фрагмент фрески «Архенгел Гавриил». Копия фрески Т.Шевяковой.
Фресковая живопись Грузии
Архенгел Гавриил со свитком в руке. Копия фрески Т.Шевяковой.

Это не единственная фреска в храме, изображающая архангела. По другую сторону храма есть еще одна фреска «Архангел Михаил». Он держит в руках меч, словно не пропуская грешников в храм и угрожая им. Оба архангела выступают здесь в роли стражей. Росписи константинопольского художника демонстрируют мастерство исполнения, но они менее экспрессивны. В них отсутствует внешний драматизм, который мы увидели во фресках Убиси.


Образы греческого мастера — сдержанные, отстраненные от внешнего мира и погруженные в созерцание. Колорит росписи созвучен образу — в нем нет ярких локальных тонов.


Фрески Лаштхвер, Сванетия

Своеобразную интерпретацию палеологовский стиль получил в Сванетии. На примере фрески «Вознесение» из церкви Мхер в селении Лаштхвер мы можем выделить характерные черты стиля: это пластичное, объемное изображение ликов, эмоциональная выразительность лиц, контрастный колорит на основе красного и синего и стремление к орнаментальной трактовке форм. Искусство росписей в Лаштхвер основано на местной художественной традиции. Как и все другие фрески Сванетии, они имеют много общего с народным искусством.

Тема «Вознесения» тесно связана с темой «Второго пришествия» и «Страшного суда», она основана на новозаветных текстах и принадлежит к числу наиболее древних и широко распространенных иконографических типов в христианском искусстве.

Фресковая живопись Грузии
Вознесение. Церковь Мхер (Благовествующего), Лаштхвер. XIV век.

Позднее Средневековье в Грузии. XVI — XVII века

В XVI — XVII веках создается также много новых росписей, переписываются старые. Правители и грузинская церковь этого периода уделяют особое внимание украшению храмов, которые теперь почитаются как национальные святыни. Создание новых и восстановление погибших памятников имело также и политическое значение: в Грузии была обстановка непрекращающихся войн с Турцией и Ираном, поэтому христианство противостояло мусульманской культуре чужеземных завоевателей.

Художественная жизнь XVI — XVII веков была активной. К работе над росписями грузинских храмов приглашались греческие мастера из монастырей Афона и русские художники из Московии. Несмотря на размах художественной деятельности, новое искусство не создавалось, основной тенденцией было сохранение старых палеологовских традиций. Это привело к тому, что постепенно уходило самое главное — «созидающий творческий дух».


Традиция становится догмой, живое религиозное чувство становится моральным наставлением, а символы теряют свою высокую смысловую глубину, превращаясь в наглядные иллюстрации.


Наиболее интересными образцами позднесредневековой фресковой живописи можно считать фрески «народного характера», — это росписи, украшающие маленькие деревенские церкви. Местные мастера не получали профессионального образования, и очень легко, наивно и своеобразно переосмысляли иконографические образы и сюжеты. Их стиль отличается непосредственностью восприятия и целостностью изображения, выразительностью и простотой художественных решений.

Новое время. XVIII — XX века

В Новое время (XVIII — XX века) искусство фрески постепенно исчезает. Однакотрадиции средневековых фресок продолжили оказывать влияние на грузинскую культуру. Например, искусство глубоко национального художника Нико Пиросманашвили берет свое начало в средневековых фресках. С искусством грузинской фрески его сближает фронтальное построение композиции, ритуально-торжественный характер изображений, а также расположение светлых фигур на темном фоне.

Другие крупнейшие художники XX века Ладо Гудиашвили и Давид Какабадзе намеренно обращались к изучению средневековых росписей. В начале своего творческого пути они занимаются копированием фресок и создают собственные росписи в абсолютно уникальном и неканоничном стиле. Об этом свидетельствуют фрески Ладо Гудиашвили в храме св. Георгия (Кашвети) в Тбилиси.


Средневековые грузинские фрески — это не просто величайшее достижение древней культуры Грузии, но и особая художественная традиция, которая находит свое продолжение в творчестве художников следующих поколений.


Фресковая живопись Грузии
Ладо Гудиашвили. Фреска монастыря св. Георгия (Кашвети) в Тбилиси

Источники:

  1. Средневековые фрески Грузии. Д.Г. Иосебидзе, А.М. Лидов. Каталог выставки. Советский художник. Москва. 1985 — С.75
  2. Образовательный проект об искусстве Грузии. Atinati