Сикстинская капелла знаменита своими уникальными фресками, истинными произведениями искусства. Они были расписаны величайшими художниками эпохи Возрождения. Церковь построена по приказу папы римского Сикста IV. Имя которого и носит сама капелла. Она находится в Ватикане, древнейшем государстве Италии.

Роспись потолка Сикстинской капеллы принадлежит кисти гениального художника Микеланджело Буонаротти. Именно о его фресках я расскажу подробнее, о выбранных им сюжетах и их смыслах. Но для начала считаю нужным дать общее представление о капелле, которую расписывали не один Микеланджело, а целая группа художников. Каждому из них выделялось свое место в церкви.

Части Сикстинской капеллы

  1. Боковые стены расписали Боттичелли, Гирландайо, Козимо Росселли, Перуджино и их подмастерья. Нижний ярус, разделенный на три части — это ветхозаветные сцены из жизни Моисея (слева, если стоять лицом к алтарю) и новозаветные эпизоды из земной жизни Христа (справа). Над этими фресками находятся надписи, разъясняющие смысл сцен. Верхний ярус — это галерея понтификов. А точнее серия их портретов. До наших дней сохранилось 28 из 30 изображений первых римских пап. Они представлены в полный рост с книгой или свитком папируса в руке.
  2. Алтарная часть, на которой расположена знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд».
  3. Плафон со фресками Микеланджело, который мы тоже разделим на несколько частей для облегчения понимания материала.
роспись потолка сикстинской капеллы
Общий вид Сикстинской капеллы

Роспись потолка Сикстинской капеллы охватывает огромные размеры: 4093 × 1341 см. Если поднять голову вверх и взглянуть на плафон, возникнет ощущение, схожее с головокружением от столь величественного масштаба.


Сикстинская капелла представляет собой самое выразительное художественное свидетельство о библейской истории спасения рода человеческого.

ATS Italia Editrice

Плафон Сикстинской капеллы

  1. Центральная часть свода разделена на 9 эпизодов. Первые три — истории о Боге — Творце из Книги Бытия. То есть первой книги Библии. Вторые три — о жизни Адама и Евы, первых людях на земле. Последние три — история Ноя и Всемирного Потопа.
  2. По бокам от центральной части изображены Пророки и Сивиллы — все они предсказали явление Христа.
  3. В треугольных парусах помещены многофигурные группы людей, которые находились в родстве с предками Христа.
  4. В восьми люнетах над окнами — предки Христа. От Авраама до Иосифа, мужа Девы Марии.
  5. В четырех распалубках представлены эпизоды спасения народа Израиля.

Роспись потолка Сикстинской капеллы выполнена в технике «чистой фрески» (buon fresco). На свежую штукатурку накладывались краски. Также Микеланджело использовал другую технику — живопись по сухой штукатурке. Эта техника (fresco secco) использовалась только для ретушировании каких-либо деталей и написания медальонов у ног обнаженных юношей. Техники фресковой живописи мастер изучил во время обучения в мастерской Гирландайо во Флоренции.

роспись потолка сикстинской капеллы
Роспись потолка Сикстинской капеллы

Роспись потолка Сикстинской капеллы заняла у Микеланджело целых 4 года. Он работал в полном одиночестве. К написанию фресок его пригласил папа Юлий II в 1508 году. На тот момент художнику было 33 года. У него не было опыта работы в технике фрески. Но он превзошел себя, упорно трудясь, и по окончании создал гениальное произведение искусства.

Микеланджело изложил историю спасения человечества: от Сотворения Мира до Грехопадения Адама и Евы и до появления надежды на искупление.

Это можно проследить, детально изучив фрески Сикстинской капеллы. В них достигнута определенная последовательность хронологических событий и логичность исполнения.

Центральная часть свода

Как уже было сказано выше, центральная часть плафона Сикстинской капеллы разделена на 9 сцен, взятых из Книги Бытия. Первые три повествуют о сотворении Мира. Следующие три — об истории Адама и Евы. Последние три — об истории Ноя.

«Отделение света от тьмы» — первый день Сотворения Мира. На ней изображен Саваоф, разгоняющий облака.

«Сотворение светил и растений» — сюжет разделенный на две части, в каждой из которых присутствует фигура Бога. Справа он представлен фронтально, чертя пальцем круги яркого солнца и бледной луны. Слева Творец изображается сзади. Это довольно частый прием написания фигур в эпоху Возрождения. Во фреске «Сотворение светил и растений» Саваоф творит планеты. Он представляется в образе могущественного и величественного Бога — создателя, свободно парящего в воздухе. Чувствуется Его творческая мощь.

«Отделение вод от земли» — третья фреска из первого цикла. В ней развевающаяся на ветру мантия придает композиции еще большее ощущение созидательного порыва Бога.

Каждый эпизод обрамлен обнаженными фигурами. Они символизируют человечество.


«Сотворение Адама» — прославленная во всем мире фреска. Главные герои картины протягивают друг к другу руки. Они едва касаются. Справа изображен Бог — Отец, окруженный бескрылыми ангелами. Справа — идеально выписанный Адам, лежащий на зеленой скале.

«И сотворил Бог человека по образу Своему» (Бытие 1, 27)

«Сотворение Евы» — необычная по своему исполнению фреска. Ева представлена нетрадиционно. Обычно художники изображали девушку, выходящей из ребра Адама. А здесь она выходит из скалы, протягивая с благодарностью и любовью руки Богу — Творцу и с открытым ртом. Вероятно, от удивления своего появления на свет.

«Первородных грех» — фреска разделенная на две части. Справа изображены Адам и Ева, изгнанные из рая. А справа — совершенный им грех. Эпизоды разделены древом Добра и Зла. Оно обвито дьяволом — искусителем, над которым летит Архангел Гавриил с мечом. Если обратить внимание на природу с разных сторон, можно заметить, что она сильно отличается. Справа земля высушенная, как в пустыне, а слева она пышет своим плодородием, обилием зелени, листьев. Подобные различия можно увидеть в телах героев. Формы тел Адама и Евы в Раю благородны (слева). Лица их не искажены страхом и ужасом, как это показано после изгнания. Обратите внимание на лицо Евы. Справа оно уродливо скорчено. Слева — миловидное и светлое. Чувствуете контраст? Да и тела (слева) кажутся уже весьма подряхлевшими.

Внутреннее духовное состояние отражается на физическом

Так считал Микеланджело

«Жертвоприношение Ноя». Сцена посвящена благодарственным обрядам Патриарха после Всемирного Потопа. На первом плане люди преподносят внутренности овна. На заднем плане стоит Ной. Его глаза закрыто, словно он отстранился от происходящей вокруг суеты. Рука и указательный палец подняты вверх. Он указывает на Небеса — «истинный источник всякого спасения».

«Всемирный Потоп» — моя любимая фреска. Ее колорит достаточно светлый и насыщенный, несмотря на драматизм ситуации, который мне очень нравится. Возможно, это связано с тем, что с детстве я посмотрела один фильм об этом событии. И он был настолько красочно, масштабно снят, что произвел на меня большее впечатления. В центре композиции немногие спасенные от Потопа люди плывут в лодке вместе с Ноем по направлению к ковчегу, символу Церкви. Справа изображен шатер. В нем собрались все те, кого миновала смерть. На первом плане — уцелевшие от Потопа люди выбираются на сушу со своим «имением». Около 60 обнаженных фигур изображены на этой фреске на ясном и голубом фоне.

«Опьянение Ноя». Довольно любопытная сцена. Вот как это описывается в Книге Бытие: «Ной начал возделывать землю, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и вышедши рассказал братьям своим. Сим же Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы своего отца». На заднем плане семейство Ноя занимается сельскохозяйственной деятельностью, сбором винограда.

Если присмотреться, то можно увидеть, что сцены обрамлены обнаженными фигурами «Ignudi». Они олицетворяют красоту человека, созданному по образцу Божиему. Мужские фигуры сидят на мраморных кубах. Между некоторых из них помещен медальон. Заметьте, с помощью этих фигур блестяще решено композиционное решение. Все 9 различных библейских эпизодов объединены в один непрерывный цикл. Мне кажется, это гениально выполнено. Таким образом, смысловые пустоты отсутствуют. Все имеет значение в росписи плафона. И нет ничего лишнего.

Пророки и Сивиллы

Великолепные фигуры семи Пророков и пяти языческих Сивилл сидят на могучих тронах. Их сопровождают ангелы или путти, подчеркивающие их пророческий дар — предвидеть будущее. Ведь именно Пророки и Сивиллы предсказали явление Христа. Это их и объединяет. Все фигуры находятся по бокам от центральной части плафона.

Пророки:

  • Иеремия воплотил собою печаль еврейского народа, находившегося вдали от Иерусалима. Поэтому он изображен столь задумчивым. Пророк возвещал о Новом Завете с приходом Христа.
  • Иезекииль предрек заключение Нового Завета со Всевышним. Пророк осуждал народ Израиля в грехах, за которые Бог от него отвернулся.
  • Иоиль — пророк Святой Пятидесятницы (иначе — Сошествия Святого Духа). Кроме того, он является пророком восстановления Израиля и предстает как спаситель всех народов земли в целом.
  • Захария — мессианский пророк. Он изображен с книгой в руке, которую он задумчиво читает и перелистывает. В этом жесте выражена миссия всех пророков — предсказывать будущее.
  • Исайя — один из самых значительных пророков, который предвидел появление Миссии.
  • Даниил — очень популярный герой раннехристианской иконописи. Все потому, что впечатляет история этого пророка, брошенного в ров царем Дарием на растерзание львам. Но чудесным образом он остался невредимым. Благодаря своей непоколебимой вере. Даниил предвидел пришествие «сына человеческого». Микеланджело изобразил пророка за измерением особым прибором «семидесяти недель», которые оставались до прихода Миссии.
  • Иона — еще один излюбленный для художников герой. Он был проглочен огромной рыбой — китом. И спустя три дня был отпущен. В этом сюжете прослеживается параллель с Иисусом, который после Своей смерти спустя три дня, как сказано в Библии, Воскрес.

Сивиллы:

Слово «сивилла» в древности обозначало юную девушку, служительницу Аполлон — языческого божества, которая могла предвидеть будущее.

Для Микеланджело Сивиллы — символические фигуры, связующие мир прекрасной древней классики с христианством.

  • Сивилла Персидская — одна из пожилых сивилл. Она мудра и умна, изображена в момент чтения книги, смысл которой она пытается постичь.
  • Сивилла Эритрейская. Согласно древним мифам, Аполлон подарил ей столько лет жизни, сколько она смогла удержать песчинок в своей руке. Микеланджело изобразил позади Сивиллы ангелочка, разжигающего факел. Возможно, это служит символом, указывающим на божественный дар девушки.
  • Сивилла Дельфийская необыкновенно красива и прекрасна, за что считается наиболее популярной и узнаваемой из этого цикла фресок. Дельфы проживали у Аполлона и давали предсказания проходящим мимо них паломникам.
  • Сивилла Куманская (по произведению «Энеида» Вергилия) предрекла герою Энею о рождении от Девы Марии одного Младенца, который изменит весь мир.
  • Сивилла Ливийская изображена в момент, когда она закрывает гигантскую книгу. Не смотря на довольно массивные плечи девушки и ее крупную массу дела, она выглядит нежной, женственной и легкой. Мне кажется, это заслуга Микеланджело. Он умело сочетает фиолетовую, оранжевую, розовую и желтую краски, достигая тем самым светлый колорит фрески. Драпировки на платье Сивиллы выглядят очень красочно, лик ее миловиден, прическа аккуратна и красива.

Треугольные паруса

В них помещены группы людей, которые находились в родстве с предками Христа. Паруса поддерживаются бронзовыми фигурами обнаженных юношей «Ignudi» и бычьими головами «Bucrani». Это классический орнаментальный мотив, который напоминает нам о жертвоприношениях в древности.

роспись потолка сикстинской капеллы
Один из парусов плафона Сикстинской капеллы

Люнеты

Спускаясь глазами ниже, мы увидим полукруглые люнеты, в которых Микеланджело написал предков Христа. Автор следовал списку, входящему в состав Евангелия от Матфея (1: 1-17). Это так сказать «родословное древо» Христа. Без него не получилось бы воплотить наиболее полно замысел Микеланджело. А идея достаточно проста — «показать историю человечества как историю спасения. От самого первого человека, Адама, и его грехопадения до полного искупления». Присутствие фигур предков, мне кажется, служат выразительным средством, как в литературе, так и в живописи. К слову сказать, Микеланджело был прекрасным поэтом и обладал даром рассказчика.

Распалубки

В четырех распалубках представлены эпизоды спасения народа Израиля.

  1. История Юдифи и Олоферна повествует, как молодая еврейская красавица напоила и убила ассирийского полководца, который выступал против Израиля. По сюжету — Юдифь вручает отрубленную голову Олоферна своей служанке.
  2. История Давида, храбро и смело выступившего против Голиафа, который поклялся, что обратит евреев в рабство.
  3. История Медного змея. На пути к земле обетованной уставшие иудеи начали жаловаться на свою несчастную судьбу, за что Бог наслал на них змей. Народ начал раскаиваться и просить прощения у Саваофа. Он простил их и повелел Моисею соорудить Медного змея. При взгляде на которого любой пострадавший мог исцелится.
  4. Эпизод из книги Эсфири — «Наказание Амана» — рассказывает о смерти юного визиря, издавший указ против евреев. Они должны были преклоняться перед царем, вставать на колени, а за непослушание карались смертной казнью. Но Эсфирь смогла спасти еврейский народ, послав Амана «на верную смерть».

С Богословской точки зрения эти эпизоды представляют различные варианты божественного плана спасения человечества, окончательно воплотившегося с приходом Сына Божия.

ATS Italia Editrice
роспись потолка сикстинской капеллы
Фреска Микеланджело «История Давида и Голиафа»

Роспись потолка Сикстинской капеллы — это поистине уникальное произведение искусства. Единственное, наглядно рассказывающее во всей полноте историю Библии. Это логично выстроенное, живописно исполненное свидетельство Книги Бытия. По праву заслуживает оставаться увековеченным на долгие годы.


Микеланджело Буонарроти
Роспись потолка Сикстинской капеллы. Микеланджело