Кавказ и особенно Грузия в XIX веке стали источниками вдохновения для немецких художников. Среди них потомки немецких колонистов и живописцы, приехавшие на Кавказ самостоятельно.
Известны следующие имена немецких художников: Пауль фон Франкен (Paul Von Franken) и Эллен Кребер (Ellen Kober), Фредерик Фриш (Frederic Frisch), Франц Крюгер (Franz Kruger), Адольф Ладюрнер (Adolf Ladurner), Георг Вильгельм Тимм (George Wilhelm Timm), Эдвард Хаус (Edward House), Адальберт Вааген (Adalbert Waagen), Джозеф Томас (Joseph Thomas) и Иоганн Людвиг Генрих Мюллер (Johannes Ludwig Heinrich Moeller).
Немецкие художники и их искусство сыграли исключительное значение в XIX веке Грузии. Они иллюстрируют грузинско-германские отношения, которые имеют достаточно долгую историю. Немцы принимали активное участие в культурной жизни Тифлиса и способствовали внедрению европейских ценностей в различные сферы общественной жизни страны.
Немецкие художники внесли вклад в развитие станковой живописи Грузии и распространили европейский опыт, пройдя путь через Россию.
В произведениях немецких художников отражены пейзажи и этнографические особенности Кавказа, а также Грузии как центра Кавказа и виды Тбилиси.
Очаровательная природа Грузии, ее люди, исторические памятники и драматическое прошлое всегда привлекали путешественников из разных стран Европы.
Коллекции картин, рисунков и репродукций содержатся в различных музеях Грузии: во Дворце искусств в Грузии — Музее истории культуры (Тбилиси), во Дворце князей Дадиани (Зугдиди), в Национальном музее Грузии (Тбилиси). А также в частных коллекциях следующих коллекционеров: Арчила Геловани (Archil Gelovani), Малхаза Эбралидзе (Malknaz Ebralidze), Димитрия Цуцкиридзе (Dimitri Tsutskiridze), Тамар Гагошидзе (Tamar Gagoshidze) и Бехруза Гусейнзаде (Behruz Huseinzade).
Некоторые работы немецких художников можно найти в России (Москва, Санкт-Петербург) и в Европе: Германии, Польше, Нидерландах и др.
Пауль фон Франкен (1818 — 1884) и Эллен Кёбер (1825 — …)
Пауль фон Франкен родился в 1818 году в Годесберге, учился в Художественной Академии Дюссельдорфа, часто посещал Брюссель и Антверпен. Художник жил в Дрездене и читал там лекции, где он и познакомился со своей будущей женой Эллен Кёбер. Она была его ученицей.
Родина Эллен — Латвия, она родилась в Митаве (ныне Елгава). Воспитывали ее двое художников Дюринг и Эггинк. В 1847 году она приехала в Дрезден на обучение у мастера портретов Ротинга, а затем у Пауля фон Франкена. В 1851 году он стал ее мужем, девушка взяла фамилию Франкена и сохранила это имя до конца своих дней. В 1852 году они поехали на родину Эллен, где прожили год, после этого проехали через Петербург и Москву, прибыли в Тбилиси.
В Грузии окончательно сформировалось художественное направление Пауля Франкена. Вместе они годами жили в Тбилиси и путешествовали по Кавказу. Их привлекали места, нетронутые цивилизацией, люди, которые сохранили свои традиции и обычаи, необыкновенной красоты пейзажи и этнографические мотивы.
Пауль фон Франкен был очарован самобытностью страны, художник был полностью погружен в творческий процесс. Он стал живописцем Кавказа и в искусствоведческой литературе упоминается как «кавказский живописец». Пейзажи Франкена основаны на глубинном восприятии природы.
Как художник-романтик, он постоянно стремился передать цветность голубого неба, масштабные размеры пространства, мир растений и идиллию природы.
Художник увлекается экзотической средой, восточным базаром, этнографической одеждой и предметами быта. Франкен уделяет особое внимание эффекту света, солнечного освещения и градации тонов в своих работах. Он мастерски выписывает детали, будь это архитектурное сооружение или восточное одеяние.
По своим стилистическим характеристикам Пауль Франкен представляет период живописи позднего романтизма. Художник, помимо Кавказа, писал жанровые картины на тему старого Тбилиси.
Пауль Франкен пробыл в Тбилиси до 1860 года, затем развелся с женой и вернулся в Дюссельдорф, где и прожил до конца своих дней.
Эллен Франкен осталась в Тбилиси и преподавала живопись в женской гимназии, одновременно выполняя частные заказы. Она работала в жанре графического портрета, создавала портреты дворян. Также Эллен писала пейзажи акварелью и пастелью.
Она тоже была художником-романтиком. Для портретов Эллен Франкен характерны тонкие, прозрачные линии, тщательно проработанные детали, кружевные платья и атласная фактура. Цветовая гамма в основном бледная и сдержанная, картины имеют светлый фон. Работы Эллен отличаются высоким мастерством.
Следует отметить, что Эллен и Пауль фон Франкены вместе также создали несколько картин. Все художественное наследие Франкен завещал жене.
Фредерик Фриш (1813 — 1886)
Фредерик Фриш сначала работал в Дармштадте: он создавал монументальные полотна и батальные сцены. Затем художник поехал в Россию, как придворный живописец, сопровождал императора Александра II и его свиту в путешествии по Кавказу.
Так, Фредерик Фриш отразил на бумаге все события и пейзажи, что он наблюдал. Это были наброски, по которым впоследствии художник создал 5 больших полотен. В своих рисунках Фредерик Фриш дал подробное описание почти всего маршрута императора.
В его творчестве сохранилось пейзажи многих городов и деревень. Большая часть этих работ хранится во Дворце Дадиани в Зугдиди (Грузия).
Франц Крюгер (1797 — ок.1857)
Франц Крюгер создал портреты 7 казаков, которые также хранятся во Дворце Дадиани в Зугдиди (Грузия). Все портреты написаны в 1851 году. Фигуры изображены на светло-серой бумаге. Художник обращает внимание на детали, которые указывают на этническую принадлежность (одежда, портрет, оружие). Они носят низкие «бобохи» (национальные головные уборы) на макушке и одеты в «чохи» — национальные одежды и «бешметы» — рубахи с высоким воротником. Это портреты написаны очень правдоподобно и внешне схожи с конкретными людьми. Помимо особенностей внешности, художник пытается понять внутренний мир персонажей.
Многие другие работы Франца Крюгера хранятся в Национальной галерее Берлина (Германия).
Георг Вильгельм Тимм (1820 — 1895)
В русской историографии известен как Василий Федорович Тимм. Художник родился в усадьбе Зоргенфрей на территории современной Риги и происходил из остзейских немцев. Прославился как мастер карандашного рисунка, также Тимм создавал батальные и жанровые сцены.
Начальное художественное образование В.Ф. Тимм получил в Биркенруской гимназии, а затем отец отправил его на учёбу в Санкт-Петербург, где юноша с 1834 года посещал в качестве вольнослушателя классы Императорской Академии художеств. Его учителями были профессор А.И. Зауервейд и К.К. Клодт.
Позже Тимм за свои акварельные и графические рисунки получил звание академика Академии Художеств и профессора Прусской Академии Художеств. С 1851 года вел издательскую деятельность. Он создал журнал «Русский художественный листок», где помещал свои собственные рисунки на камне и рисунки других художников.
В конце 1840-х и 1850-х гг. художник побывал на Кавказе, где велись боевые действия русских солдат с горцами, под предводительством имама Шамиля. В 1854 году в разгар Крымской войны, Тимм побывал в Севастополе и там как непосредственный очевидец боев и сражений делал зарисовки. Далее во время Крымской кампании находился при участвовавших в ней великих князьях.
Грузия и особенно Кавказ сильно вдохновляли немецких художников и многих других представителей культуры и искусства. Грузия — это поистине богатый источник самобытных персонажей и разнообразных сюжетов. Эта страна — очень интересное открытие для других стран, народов и культур.
Источник:
- German painters and the Caucasus. Art Palace, Tbilisi. 2015 — 159 с.
Leave a Comment