В XX веке в Грузии появилось яркое и динамичное художественное сообщество, породившее множество исключительных талантов, которые продолжают вдохновлять и очаровывать публику по сей день. От художников и скульпторов до фотографов и кинематографистов, грузинские художники оставили свой след в мире искусства, открыв новые горизонты и раздвинув границы возможного.

В этой статье я исследую жизнь и творчество некоторых из самых влиятельных грузинских художников XX века, отмечаю их достижения и исследую их влияние на культурный ландшафт своей страны и за ее пределами.

Картины грузинских художников
Гиви Агапишвили. Предчувствие. 1999. Холст, масло

Среди грузинских художников XX-XXI веков известны следующие имена и фамилии: Гиви Агапишвили (Givi Aghapishvili), Отар Чхартишвили (Otar Chkhartishvili), Гиви Тоидзе (Givi Toidze), Тамаз Хуцишвили (Tamaz Khutsishvili), Леопольд Дзадзамидзе (Leopold Dzadzamidze), Джибсон Хундадзе (Jibson Khundadze), Эдмонд Габриэль Каландадзе (Edmond Gabriel Kalandadze) и многие другие.

Картины грузинских художников, упомянутые в данной статье, хранятся в Музее изобразительных искусств имени Шалвы Амиранашвили (Тбилиси, Грузия), который в свою очередь является частью музейной сети под названием «Национальный музей Грузии».

Гиви Агапишвили (род. 1949)

Гиви Агапишвили — масляный художник и график. Родился в Батуми. В 1966 — 1973 годах учился под руководством Альберта Дилбаряна (Albert Dilbaryan), Георгия Джаши (Georgi Jashi)и Учи Джапаридзе (Ucha Japaridze) на отделении масляной живописи в Тбилисской Академии Художеств. Позже в 1973-1976 годах продолжил обучение в творческой мастерской Учи Джапаридзе при Академии Художеств СССР.

Агапишвили обладает неординарным художественным видением, которое характеризуется детальным знанием объекта, позволяющим создать иллюзию реальности. Работы художника в стиле реализм и гиперриализм опираются на опыт европейских художественных традиций и декоративность портретов времен династии Каджаров (Qajar dynasty).

В настоящее время художник преподает в своей собственной мастерской.

Отар Чхартишвили (1938-2006)

Отар Чхартишвили — масляный художник и график, специализировавшийся на коллаже и ассамбляже. Родился в Кобулети. В 1960-1966 годах художник обучался масляной живописи в Тбилисской Академии художеств под руководством Аполлона Кутателадзе (Apolon Kutateladze). Его трижды отчисляли за нестандартное мышление и открытый протест против методов обучения в школе, но каждый раз восстанавливали. Отар был ярким представителем грузинского искусства XX века; участвовал в легендарной «Бульдозерной выставке» (1974, Москва).

Художник, будучи подлинной бунтарской душой, близко к сердцу воспринимал окружающую действительность. Он являлся типичным представителем авангардного движения в плане видения и поиска средств изображения и материалов.

Отар Чхартишвили познакомился с русским художником Евгением Рухиным, благодаря которому подружился с московским андеграундом и участвовал в ряде выставок и мероприятий, организованных в Москве. В 1984 году Чхартишвили собрал в Тбилиси авангардную группу единомышленников.

Новаторство художника заключается в том, что он выработал свою интерпретацию мифологизированных советских образов и символов, собственную систему знаков и художественных порядков. Таким образом, ввел в грузинское искусство совершенно новый мир со своим собственным способом отражения окружающей действительности и времени.

Гиви Тоидзе (1932-2022)

Гиви Тоидзе — масляный художник и график, заслуженный деятель Грузии (1967), лауреат Государственной премии Шота Руставели (1980) и Народный художник Грузии (1983). Родился в Тбилиси. Дед мальчика, Мозе Тоидзе (Mose Toidze), оказал сильное влияние на него и первым привил ему интерес к рисунку и живописи.

Как и другие грузинские художники, Гиви Тоидзе обучался масляной живописи в Тбилисской Академии Художеств. Его преподавателем был Корнели Санадзе (Korneli Sanadze).

Тоидзе создал свой художественный мир с его изящным изображением. Особое место в его творчестве занимает Тбилиси. Любовь к родному городу отражена в его живописных картинах, отличающихся своим неповторимым стилем и колоритом. Палитра художника передает красочность Старого Тбилиси и словно хранит городскую хронику.

Тамаз Хуцишвили (род. 1943)

Тамаз Хуцишвили — масляный художник и график, иллюстратор книг и декоратор сцен. Родился в Тбилиси. В 1960-1966 годах изучал сценографию и декорации на факультете изобразительных искусств в Тбилисской Академии Художеств. Его руководителем был Парнаваз Лапиашвили (Parnaoz Lapiashvili).

На масляную живопись Хуцишвили повлияли произведения Александра Бажбеук-Меликова (Alexander Bazhbeuk-Melikov), с котором художник с детства поддерживал тесную дружбу. Творчество Хуцишвили богато разнообразными направлениями и жанрами. Он писал выразительные портреты, фрагменты жизненных сцен, наполненных юмором, обнаженные фигуры и натюрморты.

В 1988 году художник прошел курсы повышения квалификации по масляной живописи в Пекинском институте искусств. С 1994 года работал на Первом канале Телерадиокомпании Грузии, вел авторскую передачу. Также художник вел работу над книжными иллюстрациями, оформил ряд спектаклей в Руставели и Камерном театре, в Оперной студии Тбилисской консерватории.

Леопольд Дзадзамидзе (1922-1966)

Леопольд Дзадзамидзе — масляный художник и график, заслуженный художник Грузии (1964). Родился в Зугдиди. Как и большинство, учился на отделении масляной живописи в Тбилисской Академии Художеств под руководством Александра Цимакуридзе (Alexandre Tsimakuridze).

В работах Леопольда Дзадзамидзе отражены ключевые вопросы, актуальные для грузинского искусства 1950-х годов, такие как непосредственное понимание реальности и разработка нового визуального языка, соответствующего этому пониманию.

В 1960-е Дзадзамидзе много путешествовал и работал на пленэре. Его этюдный метод написания городского и сельского пейзажа навивает камерно-музыкальные настроения. Именно в жанре пейзажной живописи раскрывается творческий потенциал художника, который является настоящим мастером цвета. Произведения Дзадзамидзе отличаются красочной яркостью и лиричностью, что роднит его творчество с традициями французского реалистического пейзажа начала XX века.

Джибсон Хундадзе (1927-2022)

Джибсон Хундадзе — масляный художник и график, педагог, заслуженный художник Грузии (1965), народный художник Грузии (1985), лауреат Ордена Почета (1997), лауреат премии Шота Руставели (2009), лауреат Национальной премии Грузии (2009). Родился в Тбилиси.

В 1944-1952 годах учился на отделении масляной живописи в Тбилисской Академии Художеств у Мосе Тоидзе, Василия Шухаева, Серго Кобуладзе и Валентина Шерпилова, чья эксперементальная масляная живопись произвела на Хундадзе особое впечатление и влияние.

Со студенчески лет художник отличался совершенно иным взглядом на мир. В 1950-х годах был одним из самых активных представителей студенческого движения, выступавших за обновление художественного языка в грузинском искусстве. За свои «формалистические» искания был исключен из Академии, но вскоре восстановлен.

Хундадзе синтезировал творческие опыты европейского модернистского искусства и создал новую упорядоченную систему масляной живописи, отличающуюся индивидуализмом. После Давида Какабадзе художник одним из первым перешагнул границы реализма в искусстве и создал целостное «изображение природы, а не ее картину».

Произведения Хундадзе сыграли решающую роль в формировании основных направлений современного грузинского искусства.

Эдмонд Габриэль Каландадзе (1923-2014)

Эдмонд Габриэль Каландадзе — масляный художник и график, педагог, народный художник Грузии (1985), лауреат премии Шота Руставели (1998). В 1941-1952 годах на отделении масляной живописи в Тбилисской Академии Художеств. Он, будучи ветераном Великой Отечественной войны, выступил одним из ключевых и ярких представителей послевоенного поколения художников.

С 1960-х годов художник организовал ряд осенних и весенних фестивалей в Тбилиси, в 1991-1992 годах занимал пост министра культуры Грузии.

Эдмонд Каландадзе сыграл ключевую роль в формировании нового этапа грузинского искусства 1950-х годов. Он и его соратники выдвинули на передний план новаторский способ осмысления бытия и подчеркнули необходимость омоложения языка художественного выражения.


Каландадзе обладал специфическим видением реальных форм и сложнейших структур, единство которых позволило ему создать неповторимый, выразительно напряженный художественный мир.


Работы Каландадзе внесли огромный вклад в дальнейшее развитие современной грузинской масляной живописи.


В заключение следует отметить, что в ХХ веке грузинские художники оказали значительное влияние на мир искусства, выдвинув на передний план новые идеи и перспективы. Несмотря на трудности и препятствия, с которыми они столкнулись, эти художники выстояли, создавая прочные произведения искусства, которые являются свидетельством их таланта, творчества и непоколебимой приверженности своему делу. Благодаря своей работе они оставили неизгладимое наследие, которое будет продолжать вдохновлять и очаровывать публику в грядущих поколениях.