Давид Какабадзе (1889-1952) — самый радикальный грузинский художник-авангардист, одним из первых начавший создавать органические или биоморфные абстракции. Какабадзе был изобретателем, теоретиком искусства и настоящим знатоком грузинских древностей. Он увлекался не только искусством, но и физикой, философией, западными и восточными культурами.
Ранние работы Давида Какабадзе (1910-1919)
Какабадзе родился в крестьянской семье 20 августа 1889 года в селе Кухи близ Кутаиси, это регион Имерети, западная Грузия. Его мать звали Эдуки Санодзе, а отца — Нестор Какабадзе, он был паромщиком на реке Рионе в Кутаиси. В семье было ещё 2 ребенка — братья Давида — Серго (Саргис), позже ставшим известным историком и филологом, и Артемий. В 1993 семья Какабадзе переехала в Кутаиси — столицу Имерети и культурный центр Грузии на тот период.
В детстве Какабадзе очень любил наблюдать за природой, подниматься к храму Баграта, откуда открывался вид с высоты птичьего полета. Пейзажи родной Имерети сформировали будущего художника. Он хотел изобразить ее, но пока ещё не мог. Он покупал учебник по живописи и пытался самостоятельно его усвоить, делая зарисовки.
В 1901-1909 Какабадзе учился в Кутаисской гимназии. Он изучал:
○ Грузинский чеканный орнамент, которому посвятил студенческую работу;
○ Персидскую миниатюру, которая оказала большое влияние на грузинское искусство позднего Средневековья;
○ Грузинскую архитектуру и фрески, копии которых он писал;
○ Природу Имерети.
В 1910 году он отправился в Петербург, чтобы продолжить учебу в Академии художеств, т.к. Союз грузинских предпринимателей назначил Давиду Какабадзе стипендию. По критериям Академии его подготовка оказалась недостаточной, и он не прошел по конкурсу, поэтому юноша решил поступать в Санкт-Петербургский университет на факультет естественных наук (1910-1915).
Параллельно он посещал частную художественную мастерскую Льва Дмитриева-Кавказского, которая на тот момент была самой известной среди многочисленных художественных студий Петербурга.
Художественная жизнь Петербурга сыграла решающую роль в становлении Давида Какабадзе как художника.
Именно там он освоил академические основы рисования и познакомился с другими передовыми художниками своего времени. Какабадзе часто бывал в Эрмитаже, копируя и скрупулезно изучая полотна старых мастеров. Сам он в основном писал тогда портреты, а также пейзажи, особенно летом, когда возвращался в Грузию.
В 1911 году Какабадзе познакомился с Кириллом Зданевичем — тбилисцем, грузином по матери и поляком по отцу, студентом петербургской Академии художеств,
а также его братом Ильей Зданевичем и Михаилом Ле-Дантю — молодым русским художником французского происхождения, отчисленным из петербургской Академии художеств за «левые» взгляды.
Благодаря этим троим, принадлежавшим к кругу русского авангарда, Какабадзе впервые познакомился с творчеством Нико Пиросмани, и он сразу же был увлечен его работами, в которых было сконцентрировано истинно грузинское начало, которое искал Какабадзе. Особенное впечатление на него произвела работа Пиросманшвили «Князь с рогом вина» (1909).
Вот что написал Какабадзе о творчестве художника:
«Ни у кого из художников я не знал подобного ощущения Грузии, как у Нико. Мне кажется, что с появлением его картин моя жизнь стала богаче, счастливее. Когда я любуюсь картинами Пиросмани, я чувствую, как могучие силы и соки земли, заключенные в клеенки Нико, обновляют меня».
В 1913 году Какабадзе написал «Автопортрет с гранатами», в колорите которого явственно отражалась национальная принадлежность автора. Об этом говорит преобладание национального черного цвета, как и в картинах Пиросмани.
В 1914 году создает совместно с Павлом Филоновым и другими художниками художественное объединение «Интимная мастерская живописцев и художников». Группа выпустила манифест «Сделанные картины», в котором впервые были провозглашены принципы авангардного «аналитического искусства».
В 1918 году художник возвращается в независимую Республику Грузия. Его фундаментальные работы (полотна «Имеретия — мать моя», «Имеретинский натюрморт» и пейзажи Имеретии) выставляются в Национальной галерее Грузии (Тбилиси) вместе с другими грузинскими художниками.
«Имеретия — мать моя!» — это эпическая картина, в которой художник объединил два жанра — портрет и пейзаж, создав обобщенный образ родины.
— Кетеван Кинцурашвили
«Символическая композиция, изображающая его мать и характерную атмосферу его заднего двора с панорамным видом на имеретинские поля, является попыткой изобразить идею места рождения, родины и матери, сосуществующих как единое целое», — Atinati (Мой перевод с английского)
За выдающиеся заслуги грузинское независимое правительство направляет Какабадзе и других молодых талантливых художников во Францию — Париж, где они живут около 8 лет (с 1919 по 1927). Здесь творчество Какабадзе приобретает новые образы и формы. Он начал с кубизма и перешел к абстракционизму, его творчество также задело элементы дадаизма и сюрреалистической абстракции.
Парижский период (1919-1927)
В Париже — центре мирового искусства и культуры — художник остро чувствовал время, назвав его эпохой «машинизма и кинематографа».
Какабадзе восхищался всеми технологическими новшествами своего времени. Ещё будучи учеником Кутаисской гимназии, он купил фотоаппарат на свои сбережения и всегда носил его с собой. Ещё Какабадзе был большим поклонником кинематографа. Посмотреть снимки можно на Google Arts&Culture.
В 1922-1923 годах он сконструировал стереоскопический кинопроектор, который создавал иллюзию трехмерности без необходимости использования специальных очков. Поразительно, что его изобретение было запатентовано во многих странах Западной Европы (Франции, Германии, Дании, Испании, Бельгии, Италии, Венгрии), а также в Великобритании и США.
С 1921 по 1927 годы Какабадзе создал серию биоморфных абстракций (иначе органических абстракций) — это художественный стиль, основанный на использовании в произведениях современного искусства абстрактных округлых (плавных, свободно-текучих) линий и очертаний, подобных тем, которые можно встретить в природе. Под вдохновением от пребывания на юге Франции — Бретани — он создавал изображения бретонских домов, а также лодок на воде. Каждая серия биоморфных абстракции была выполнена акварелью в разной технике.
«Задачу воспроизведения пространства на плоскости он решал, находясь под влиянием китайской и японской графики.»
— Кетеван Кинцурашвили
Особое достижение художника — коллажи, которые впоследствии назвали конструктивно-декоративными композициями. В качестве материала он использовал металлические детали, линзы, зеркала, дерево. Художник одним из первых использовал пульверизатор для раскраски фона. Неотъемлемой частью композиций явились сотворенные им же рамы — деревянные или металлические, оформленные различными деталями. В некоторые композиции Какабадзе включал электрическая лампочка, иногда мигающую, свет от нее создавал дополнительный эффект.
Логическим продолжением коллажей Какабадзе является скульптура из Художественной галереи Ейльского университета США — Z (Пронзенная рыба). Художник использовал дерево, металл, линзы и сдержанные цвета для создания скульптуры в виде стрелы, что придает форме динамику.
Перед отъездом из Парижа Какабадзе создает живописные абстракции, изображая на них клетки через линзы микроскопа, а также космические ландшафты, тоже через линзы микроскопа. «Макро и микроскопические вселенные в природе — основа творчества художника».
В Париже Какабадзе достиг своих целей: он изучил новые формы художественного выражения и переосмыслил их по-своему, оставив свое слово в искусстве.
Советский период (1927-1952)
По возвращении в Грузию в 1927 году Какабадзе начал оформлять декорации для театра и кино. Посмотреть скетчи можно на Google Arts&Culture. Художник преподавал в Академии художеств в Тбилиси, публиковал труды по теории искусства, снял документальный фильм о памятниках культуры Грузии, но фильм, к сожалению, не сохранился.
Когда он уезжал в Париж, Грузия была независимой и полной зарождавшихся современных художественных и литературных движений. Однако, когда он вернулся, в Грузии прошли годы советизации, и авангардистские наклонности стали считаться оскорблением. Художника критиковали за его несовместимость с социалистическим реализмом, позже его даже исключили из Академии. Умер он от сердечного приступа в 1952 году.
Для своего времени идеи Какабадзе были очень прогрессивными. Он экспериментировал с новыми техниками и работал с двухмерными пространствами. Какабадзе черпал вдохновение в теориях оптики таких ученых, как Герман фон Гельмгольц и Джеймс Клерк Максвелл, а также исследовал грузинский архитектурный орнамент.
Давид Какабадзе — выдающийся представитель авангардного движения (модернизма). Он оставил после себя новаторские изобретения, продолжавшие существовать и в постмодернистский период.
Leave a Comment