Панагия Сумела (греч. Παναγία Σουμελά — «Всесвятая с горы Мела») — греческий православный монастырь, возведенный в конце IV — начале V века н.э. на отвесной скале близ Трапезунда (Трабзон, территория современной Турции) монахами Варнавой и Софронием. С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, апостолом Лукой. В 1923 году икона была вывезена в Грецию и хранится сейчас в современной обители г. Верии.

Икона Богородицы Панагия Сумела

Икона Богородицы Панагии (от греч. Παναγία — Пресвятая) — одна из величайших религиозных святынь понтийских греков и всего православного мира. Она была написана апостолом и евангелистом Лукой в Греции и передана им в одну из церквей города Фивы. После его смерти икону перенесли из Фив в Афины, здесь она получила свое первое имя «Панагия Афиниотисса». На иконе Богородица держит младенца в левой руке, правая ее рука обращена в сторону Иисуса. Это означает, что она указывает миру духовный путь, поэтому такое изображение Богородицы называют Одигитрией, то есть Путеводительницей.

Икона состоит из двух досок. Она заключена в серебряный оклад с изображением пророков Давида, Моисея, Исайи и Аарона. В настоящее время изображение на иконе почти полностью утрачено: линии и краски стерлись от времени.

img 0372 4
Икона Богородицы Панагия Сумела

Путь святых Варнавы и Софрония

Однажды, в 385 году н.э. два монаха — Варнава (в миру Василий) и Софроний (Сотирих), приходившиеся друг другу дядей и племянником, пришли в храм в Афинах поклониться чудотворной иконе Божией Матери, той самой иконе Богородицы Панагии, написанной Лукой. По преданию, Богородица явилась Варнаве и велела следовать за иконой до самого Понта, остановиться у горы Мела и основать там монастырь.


«Два ангела подняли бесценный лик и, потрясенные монахи двинулись за ним.»

— Монах Моисей Святогорец, Ватопедский Синаксарь


varnava i sofronij 5
Святые Варнава и Софроний

Монахам предстоял трудный путь: добраться из Греции до Понта (северо-восточная часть Малой Азии, примыкающая к Черному морю). Вначале они прибыли на Святой Афон, где посетили Великую Лавру преподобного Афанасия Афонского и монастырь Ватопед. Здесь для монахов был составлен особый устав, согласно которому «монахи должны быть открытыми и дружелюбными, доброжелательными с чужими и иноземцами, обязаны с уважением относиться к подчиненным и нижестоящим монахам, почитать их как святых, оказывать гостеприимство ближним, не возгордиться в помышлении своем, а преуспеть в добродетели и святости, а также должны быть, по силе человеческой, кроткими и смиренными».

Монахам необходимо было продолжить свой путь и отправиться на поиски места, находящегося в далеком Понте. При расставании произошло одно чудесное знамение: монахов встретили моряки, которые знали о высшей миссии, посланной Божией Матерью монахам. Она указала морякам забрать афинских монахов со Святой горы и направить в Маронею (греческая провинция). От туда путники отправились на монашескую гору Папикий, находящуюся на границе Фракии и Македонии.

Чудесным образом монахам удалось добраться до горы Мела. Здесь в пещере, они обнаружили икону Пресвятой Богородицы, образ которой им явился в Афинском храме. Так, они поняли, что именно это место указала им Божия Матерь и именно здесь они будут строить монастырь. Это событие датируется 386 годом н.э.

Найденная икона получила новое имя Сумела, что значит «с горы Мела».

2429052 1 12
Панагия Сумела. Монастырь на отвесной скале. Высота 1150 м над уровнем моря

Монахам пришлось столкнуться с первыми трудностями, поблизости не было никаких источников воды, тогда они стали просить Богородицу о помощи. Произошло еще одно чудо: скала над пещерой раскололась, и из нее полилась вода. Возник чудотворный источник. На этом месте поныне стоит большой акведук.

Варнава и Софроний построили небольшую церковь святой Варвары — первую обитель для иконы Панагии Сумелы. Вскоре, многие узнали о двух монахах, строящих монастырь, и к ним стали стекаться паломники и принимать монашество еще до окончания строительства монастыря. При поддержке новоприбывших были построены первый храм в честь Архистратига Михаила, затем в честь Богородицы, последним стал храм в честь равноапостольных Константина и Елены. Также был возведен многоярусный комплекс из жилых и хозяйственных помещений. Это место стало первой монастырской гостиницей для паломников.

Панагия Сумела. История монастыря

Не менее интересна и удивительна судьба монастыря, в котором на протяжении многих веков хранилась чудотворная икона. Панагия Сумела — это памятник мировой культуры и величайшая святыня понтийских греков.

На протяжении 16 столетий монастырь переживал разные периоды в истории: и величайшего расцвета, и полного опустошения и разорения, но каждый раз он возрождался вновь. Время шло, сменялись правители и государства, но храм, высеченный в скале, всегда оставался символом веры и духа, создавших его людей.

Первый крупный урон монастырю был нанесен в конце VI века, когда вандалы расхитили большую часть святынь, но икона Панагии Сумела уцелела. В середине VII века монастырь полностью восстановили, и в него вновь вернулись паломники.

Во времена Трапезундской империи (1204 -1453 гг.) монастырь Панагия Сумела переживал свой наивысший расцвет. В период правления грузинской царицы Тамар, в 1213 году, территория Трапезунда входила в состав Грузинского царства.

Панагия Сумела
Карта Понтийского царства
Панагия Сумела
Карта Грузинского царства (от Понта до Гургана. Каспия) во времена царицы Тамар

В период XIII — XV веков каждый правитель покровительствовал храму, расширяя его владения. Были построены новые кельи, крепостные стены, были приписаны различные привилегии. В монастыре была создана крупнейшая на Понте библиотека, в которой хранились редчайшие рукописи античных авторов.

В 1461 году Трапезунд был захвачен Османской империей. Даже после этого монастырь пользовался покровительством султанов и считался почти неприкосновенным. В период турецкого владычества монастырь стал центром греческого образования. Учителями были сами монахи. Юноши проходили у них обучение, и потом отправлялись передавать знания в свои деревни. Так продолжалось вплоть до XX века, пока не началась Первая Мировая война (1914-1918).

Монахи покинули монастырь, который впоследствии был разграблен вандалами. Были разрушены почти все настенные росписи, святые лики были исцарапаны. И даже в настоящие дни фрески не восстановлены, а надписи вандалов существуют и напоминают о страшном дне.

Однако самую ценную икону Панагии Сумелы удалось спасти: один из монахов зарыл ее в землю. Позже, в 1923 году понтийский монах Амвросий Сумельотис прибыл в разрушенный монастырь и разыскал икону. Святыню вывезли в Грецию. Помимо иконы Божией Матери монахам удалось спрятать, а позже спасти другие две важнейшие реликвии:

  1. Крест императора Трапезунда Мануила Комнина с частицей Честного Древа Страстей господних
  2. Евангелие, принадлежавшее преподобному Христофору — первому настоятелю мужского монастыря (644 г.)

Сегодня монастырь Панагия Сумела — это полуразрушенная святыня. Монастырь считается действующим, так как один раз в году здесь проходит служба в честь Богородицы, но фактически монастырь не работает.

Внутри монастыря сохранился уникальный скальный храм, хозяйственные помещения, кельи для монахов, бывшая библиотека и небольшая церковь. На стенах храма по прежнему можно увидеть изувеченные вандалами росписи невероятной красоты. Древнейшие фрески созданы в эпоху византийского императора Алексея III (1195—1203). Фрески изображают фрагменты жизни Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа, а также библейские сюжеты.


Даже превратившись в руины, это святое место сохранило свое величие и славу, возвышенность и одухотворенность, силу веры и непоколебимость духа его создателей

Монах Моисей Святогорец, Ватопедский Синаксарь

В 2000 году монастырский комплекс Панагия Сумела был внесен в список наиболее охраняемых памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Монастырь располагается в живописнейшем горном Национальном парке долины Алтындере на высоте 1150 метром над уровнем моря.

img 3186 34
Национальный парк долины Алтындере. Трабзон, Турция

Источник:

  1. Моисей Святогорец. Ватопедский Синаксарь. Издательство Ватопедского монастыря, Святая гора, 2007 г.