Сванетия — горный регион, который располагается на северо-западе Грузии. Его называют удивительным «краем тысячи башен». Сванетия — один из самых труднодоступных и высокогорных регионов в стране со своей собственной историей, самобытной культурой, искусством: живописью и архитектурой. Этот регион, как и любой другой регион Грузии (Кахетия, Имеретия, Аджария и др.), имеет свои уникальные особенности, он не похож на остальные и отличается от характерного облика всей Сакартвело, так грузины называют свою страну, многоликую и очень разнообразную.
Сваны — коренное население Главного Кавказского и Сванетского хребтов. Этот народ говорит на своем собственном языке — сванском, который входит в группу картвельских языков, сейчас он причислен к исчезающим. Сваны являются субэтносом грузинского народа, у них иной характер, внешность, традиции, вера и весь образ жизни.
С древних времён сваны отличались мужеством и воинственностью — такими их воспитала сама природа и суровые условия жизни:
Горы, которые большую часть года покрыты снегами, отсутствие плодородных земель и небогатое продовольствие;
Да еще и их внутренние конфликты, ведь постоянно приходилось воевать между кланами и родами, обычай кровной мести осложняли жизнь сванов, но таковы их древние обычаи и устои, некоторые из которых они хранят до сих пор.
Впервые об этом народе упомянул древнегреческий географ и историк Страбон. Он писал, что «соаны» (именно так он упоминает сванов) — могущественный народ, самый храбрый и отважный на свете.
Сваны — гордые и свободолюбивые горцы. Они никогда не были покорены другими народами, у них никогда не было крепостного права. Свобода и независимость у них в крови. На протяжении истории они никогда не вели захватнических войн, только оборонительные. Со сванами предпочитали не воевать, а торговать, потому что в их горных реках было очень много золота.
Сваны добывали его путем погружения шкуры барана в воды золотоносной реки: шкура служила ситом, в котором застревали золотые частицы. Этот способ добычи золота был широко распространен на всем Кавказе.
…В их стране, как передают, горные потоки приносят золото, и варвары ловят его решетами и косматыми шкурами. Отсюда, говорят, и возник миф о золотом руне.
Страбон (География в 17 книгах, ок. 24 в. до н.э., перевод Г.А.Стратановского)
Все это говорит о том, что древнегреческая легенда о путешествии аргонавтов под руководством Ясона в Колхиду за золотым руном была не вымыслом, а правдой. Золотое руно — шкура золотого барана, согласно легенде. Она подробно описана в поэме Аполлония Родосского «Аргонавтика» (III в. до н.э.).
Древняя Греция и Колхида были тесно связаны между собой. Греки в VI веке до н.э. освоили на восточном побережье Черного моря свои колонии Диаскуриада и Фасис (совр. Поти), между ними происходила торговля.
Колхида простиралась от Диаскуриады до Апсаре, на ней жили разные народы колхов, сваны в том числе, об этом также упоминает Страбон:
«…К числу народностей, которые сходятся в Диоскуриаду, принадлежат и соаны, которые превосходят своих соседей могуществом; и быть может, они почти что самые воинственные и сильные из всех. Во всяком случае, они господствуют над всеми народностями вокруг них, занимая вершины Кавказа, возвышающиеся над Диоскуриадой…»
Древняя Колхида представляла собой царство на западе Грузии, туда входила Сванетия и другие западные регионы Грузии.
Сваны всегда жили очень обособлено от остальной части Грузии: горы вокруг ограждали Сванетию от прихода сюда других народов, и как следствие других культур. Именно поэтому сваны сохранили свои древние традиции и обычаи, языческую веру, свой собственный язык, и конечно же, уникальные произведения изобразительного искусства. Более того, эта труднодоступная местность служила надежным хранилищем несметных богатств грузинских царей: сюда привозили сокровища, чтобы сохранить их от войн.
Древнейшее искусство Сванетии
Сванетия обладает богатой коллекцией древнегрузинского искусства. В основном это иконы и фрески церквей, произведения чеканки и резьбы по дереву, старинные рукописи и книги.
Фрески художника Тевдоре
Особое внимание стоит уделить монументальному художнику царского происхождения Тевдоре, свана по происхождению. Он был придворным художником царя Давида Строителя. Росписи Тевдоре в трех церквях Сванетии являются выдающимися произведениями сванской монументальной живописи:
- Росписи в селе Ипрари. Церковь Михаила и Гавриила Архангелов (по свански-Тарнгцел). 1096 г.
Деисус (от греч. «прошение», «моление») — фреска, изображающая в центре Христа, восседающего на троне и в окружении ангелов. Справа и слева от него — изображения Богоматери и Иоанна Крестителя, поклоняющиеся Иисусу.
Тевдоре традиционно в каждой церкви алтарь украшал деисусом, также он неоднократно писал фрески святых великомучеников.
- Росписи в селе Хе, общине Кала. Церковь святых Кирика и Иулитта (по-свански «Лагурка»). 1111 г.
Кирик и Иулитта — это раннехристианские святые мученики, пострадавшие во время великого гонения (303—313 годы) при императоре Диоклетиане.
Полукруг алтаря церкви св. Кирика и Иулитты также украшен деисусом, где Христос держит свиток с текстом от Иоанна 8:12: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме».
Лагурка ценна не только фресками Тевдоре, но и богатой коллекцией различных церковных предметов разных периодов времени. К ним относятся рукописи, кресты, иконы и утварь, как местного производства, так и привезенные из других мест в Грузию.
- Росписи в Накипаре. Церковь святого Георгия. (по-свански «Джграг»). 1130 г.
Фрескам Тевдоре свойственны монументальность, подчёркнутая эмоциональная выразительность лиц и отличительная цветовая гамма, построенная на контрастном сочетании различных оттенков серовато-синего и красновато-коричневых цветов.
Фрески художника Микаела Маглакели
Ещё один сванский художник Микаела Маглакели расписал церковь Христа Спасителя в селе Мацхвариши (1140). В ней представлена уникальная историческая сцена — коронование царя Деметре I Багратиона (годы правления 1125—1156), которого два феодала опоясывают мечом. Царь изображен одновременно благословлённым Христом и коронованным архангелом Гавриилом.
Также здесь есть фреска «Поклонения Христу» двенадцатью апостолами и Деисус в апсиде церкви.
Интерьер церкви был полностью расписан фресками, но сейчас они потемнели от копоти. Эту опасность осознавали еще при создании фресок. На стенах церкви можно прочесть обращение к будущим священникам: «…берегите роспись от дыма, дабы, она не утратила цвета».
Фрески, иконы, искусство чеканки и резьбы по дереву
Примечательно, что только в Сванетии имеются дошедшие от средневековой Грузии росписи светского содержания — произведения, лишенные религиозного содержания. Это фасадная роспись церкви Архангелов в Лаштхвери (XIV-XV вв.) со сценой борьбы излюбленного героя народного эпоса — Амирана Дареджаниани с драконом и дэвами (из груз. мифологии. человекоподобные великаны).
Изображения сопровождаются пояснительными надписями средневековым грузинским письмом асомтаврули.
В Сванетии сохранилось большое количество грузинских икон IX-XVI веков. Многие из них написаны в местных школах живописи, отчего имеют свои характерные черты.
Своеобразен колорит, который проявляется в сочетании различных оттенков красно-коричневого, желтого и серого, обогащаемых иногда ярко-бирюзовым цветом.
Одна из излюбленных тем в искусстве Сванетии — святые-воины, особенно святой Георгий, который получил здесь широкое распространение.
В Сванетии в эпоху расцвета пластического искусства (X-XI вв.) созданы потрясающие произведения чеканки. Их отличает совершенство в передаче пластики и выразительность в трактовке сюжетов. Сваны хорошо чувствовали специфику материала (серебра) и применяли позолоту, чернь для создания различных художественных эффектов.
Ярким произведением грузинского искусства чеканки является крест с изображением сцен из жития святого Георгия (Местиа, XI в.). Некоторые церкви Сванетии сохранили произведения чеканки: большие предалтарные кресты, обитые серебряными чеканными пластинами.
Ещё сваны были отличными мастерами резьбы по дереву. Образцы деревянного искусства можно увидеть в церквях в Пхотрере и Сюпи-Пари (XI в.) — это резные деревянные двери.
У сванов были не только произведения живописи, чеканки и резьбы по дереву, но и собственная библиотека из старых печатных книг и рукописей.
Музей истории и этнографии в Сванетии
Сохранившиеся памятники искусства Сванетии, экспонированы в Местийском историко-этнографическом музее.
В 2013 году был открыт новый музей в современном здании по проекту архитектора Гага Кикнадзе. Теперь стало возможным организовывать временные выставки рядом с уникальными постоянными экспозициями музеев. С 2015 года здесь открылись образовательный центр и медиатека. Есть кафе и книжный магазин.
Музей — технически оснащенное и интерактивное общественное пространство, культурно-образовательный центр Сванетии. Все это делает посещение музея безумно интересным, и особенно привлекательным и органичным в окружении естественной среды: сванских гор и пейзажей. Правда, это так красиво!
📍ул. Иоселиани, 7. Местиа
Сванские башни. Уникальная архитектура Сванетии
Села Сванетии сохранили образцы древнего жилого дома — мачуби. Это высокие, устремлённые ввысь башни жилого и оборонительного назначения. У каждого такого дома была родовая башня. В нее переходили прямо из дома.
Сванские башни использовались для защиты от врагов. Их высота примерно от 10 до 20 метров. Считается, что они были сооружены в 12-13 веках во времена правления царицы Тамар в период «золотого века» Грузии. Однако некоторые из башен появились на несколько веков раньше.
Во времена кровной мести мужчины с семьями могли отсиживаться в башнях годами. А зимой эти башни служили убежищем от схода лавин.
У одной сванской семьи могло быть несколько башен: это зависело от того, насколько влиятелен и богат род, каково социальное положение семьи, сколько в ней мужчин. Так же эти факторы влияли и на высоту башни. Верхний этаж имел исключительно оборонительную функцию: там находились хранилище боеприпасов, оружия и дозорный пункт. В мирное время башни использовали как хранилища продовольствия.
Средневековые башни создают неповторимый и своеобразный облик высокогорного края Сванетии.
Больше всего сванских башен сохранилось в Ушгули — самое высокогорное село Европы, внесенное в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Оно находится у подножия горы Шхары, самой высокой вершины Грузии (около 5060 м). Ушгули находится в 40 км от центра Сванетии, Местии. Место труднодоступное: грунтовая дорога, пробитая в узком каньоне реки Ингури, настолько сложна, что путь до Ушгули занимает около двух-трех часов. Благодаря такой географической изоляции не только башни, но и быт жителей мало изменился за столетия.
В селе Ушгули сохранился уникальный образец сванской религиозной архитектуры — церковь Ламария. В древности сваны были язычниками, они поклонялись богине материнства и плодородия Ламарие, позже ее стали отождествлять с матерью Иисуса, Девой Марией. Таким образом, дохристианский языческий культ был совмещен с христианским верованием. И это далеко не единственный пример связи язычества и христианства в Сванетии. Например, языческий праздник Лампроба, посвященный победе над врагами в древности, теперь посвящен Святому Георгию.
Стоит упомянуть, что в церкви Ламария (Богородицы) сохранились фрагменты средневековых фресок. Они датируются концом X — началом XI века, есть также росписи XII-XIII веков, которые перекрывают более ранние росписи.
Церковь стоит на вершине холма, на высоте 2100 метров, к северу от деревни Жибиане. Вокруг церкви сооружена ограда, рядом стоит сванская сторожевая башня.
Летняя резиденция царицы Тамар
По преданию в Ушгули находилась летняя резиденция грузинской царицы Тамар, правившей в «золотой век» Грузии (1184-1213). Это Нижний Чажашский замок.
В сванской деревне Чажаши находится множество построек построек, возведённых в Средние века. Здесь сохранились 13 сванских башен, 4 средневековые замка, один из них, согласно местным легендам использовался в качестве летней резиденцией царицей Тамарой. Здесь также есть две церкви (св. Георгия и Христа Спасителя) и несколько подсобных зданий при них. Церковь святого Георгия является частью замка царицы Тамар. Вторая церковь богато расписана фресками.
Памятники средневековой архитектуры и изобразительного искусства Сванетии являются ярким свидетельством богатого культурного прошлого сванского народа, внёсшего значительный вклад в общее развитие древнегрузинского искусства.
Анели Вольская из книги «Над небом Сванетии» (1983)
Сванетия — один из самых высоких регионов на Кавказе. Вечно заснеженные вершины Шхары, ледник Чаалди, легендарные и связанные мифом любви вершины Ушбы и Тетнулди в сочетании со средневековыми башнями и окружающими их лесными пейзажами, озерами и реками представляет собой невообразимую, живописную и такую красивую картину. Это делает Сванетию настолько уникальной, что сюда приезжают путешественники со всего мира.
"...Кто в Сванетии не был, Тот не знает, наверное, как Ты беседуешь с небом, Звезды теплые держишь в руках..."
— Строки из стихотворения Реваза Маргиани
Источник:
- Евгений Дерлеменко, Эдуард Гигилашвили. Под небом Сванетии. Перевод на русский Борис Пугачев. Тбилиси. 1983
Leave a Comment