В этой статье я расскажу о христианском мире в живописи, о наиболее распространенных сюжетах, которые выбирали художники в эпоху Средневековья и Ренессанса. Религиозные сюжеты в живописи — это истории из Нового Завета. Среди них детство и юность Иисуса Христа, образы Девы Марии с Младенцем, изображение святых и мучеников.
Чтобы научиться читать религиозную живопись и понимать, что изображено на христианских полотнах, нужно просто знать о сюжетах, иллюстрируемых в то время, и популярных образах. Именно о них я дам вам знать. Так, вам не сложно будет распознавать произведения искусства прошлых столетий и разбираться в религиозном искусстве.
Образы мучеников
Самый известный раннехристианский мученик — Святой Себастьян. От греческого «мученик» означает «свидетель своей веры». Мученики жертвовали своей жизнью во имя веры. Так произошло с Себастьяном. В III веке он стал начальником гвардии, которая лично охраняла римского императора Диоклетиана. Когда ему стало известно, что Себастьян стал христианином, Диоклетиан потребовал отказаться от веры. Потому что он считал, что служить и Богу, и ему, великому императору невозможно. Диоклетиан был настолько жесток, что угрожал Себастьяну, обещал казнить, если тот ослушается его.
Себастьян остался преданным своей вере. За что был насильно привязан к столбу. В него воткнули острые стрелы и оставили умирать, истекать кровью. Но случилось невообразимое чудо — Себастьян выжил. Придя к императору, он молил о снисхождении к христианам. Но это только сделало хуже для самого Себастьяна. Его забили камнями.
Святого Себастьяна изображали многие художники: Андреа Мантенья, Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Тициан, Джованни Беллини, Ханс Бальдунг, Антонио Поллайоло, Аньоло Бронзино, Альбрехт Дюрер, Эль Греко, Питер Пауль Рубенс и даже Эгон Шиле («Автопортрет в образе святого Себастьяна», 1914)
Жизнь Иисуса Христа
Одна из самых распространенных тем из жизни Иисуса Христа — сцена Благовещения. В Евангелии говорится о том, как Ангел приносит весть Деве Марии, что у нее родится Сын Иисус. Впоследствии он отдаст свою жизнь, чтобы искупить первородных грех Адама и Евы. Придет спасение через страдания Сына Всевышнего.
Дева Мария, мать Иисуса, изображалась скромной и благочестивой. Иногда несколько потрясенной внезапным появлением Ангела. Рядом мог присутствовать муж Девы Марии Иосиф и Бог Отец, следящий за изгнанием Адама и Евы из Эдемского сада.
Следующим одним из самых впечатляющих сюжетов является изгнание из рая Адамы и Евы за нарушение запрета Бога. Нельзя было вкушать плод дерева познания. Мазаччо передает отчаяние этой сцены на своей фреске с невероятной глубиной и сопереживанием.
Для изображения Евы на фреске Мазаччо взял за образец античную статую Венеры Капитолийской, добавив ей характерные жесты и мимику.
Капелла Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине, Флоренция
Рождество
В рождественских сценах обычно изображается новорожденный Иисус и любующуюся им мать Деву Марию. В этом сюжете выражается поклонение Младенцу. Часто на полотнах присутствуют муж Марии, Иосиф, и двое животных: вол и осел, причина изображения которых до сих пор не совсем понятна.
В центре картины Иеронима Босха «Поклонение волхвов», как и у одноименной картины Яна Госсарта, изображена Дева Мария с Младенцем на коленях.
Слева изображен Иосиф, муж Девы Марии, как мы уже знаем, а за ним сидящий вол и спина осла. Мудрецы, которых довольно часто изображали на картинах в эпоху Ренессанса — волхвы. Один из них всегда молод, второй — зрел, а третий — стар. Часто двое из волхвов изображались белокожими, а третий — темнокожим. Все они преподносили дары Иисусу. Волхвы выражают свое почтение новорожденному.
Дева Мария сидит на золотом ковре, указывающим на то, что, несмотря на скромность окружающей обстановки, эта женщина является Матерью Божией.
Сьюзен Вудфорд
Крещение
Иисус был крещен Иоанном. Он погрузил его в воды Иордановы. Как только Христос вышел из воды, он увидел, как небеса засияли и спустился к нему Святой Дух в обличие голубя. Раздался голос «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Евангелие от Марка, 11 строчка)
Византийские мозаики с изображением Христа примечательны тем, что воды не до конца прикрывают наготу Иисуса.
Распятие
После сотворение чудес Иисус прибыл в Иерусалим. Там он отпраздновал светлую Пасху вместе со своими учениками. Это была последняя трапеза перед тем, как его предали. Именно на Тайной вечере он установил таинство Евхаристии (причастился, освятил хлеб и вино, после чего употребил их). Этот сюжет повествуется в знаменитой картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
После того, как трапеза завершилась, Иисус помолился в последний раз. Потому что знал, что на утро он будет предан.
Плафон главного нефа. Эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве.
Христос принял мученическую смерть во спасение человечества. Поэтому Распятие является главным символом христианской веры.
Сьюзен Вудфорд
Художники по-разному изображали сюжет Распятия. Одни хотели показать все мучения и страдания, которые перенес Иисус, передать его физическую, невыносимую боль. Другие художники стремились донести до зрителей духовный смысл Распятия. Поэтому в их картинах Иисус изображался не чудовищно истекающим кровью, а чистым и прекрасным. Подходы к изображению абсолютно разные.
Воскрешение
Интересный факт, что ни в одном из Евангелий не описывается Воскрешение Христа. В нем лишь говорится, что через три дня после Распятия гробница Иисуса оказалась пуста. Но художники фантазируют на эту тему с глубочайшим интересом. Они пытаются представить, как же Иисус воскрес из мертвых. Кому-то этот сюжет удавалась передать наиболее зрелищно. Например, Антонис все Дэйк изобразил Христа, воскресающего в лучах Солнца.
Во фреске художника Пьеро делла Франческа Христос изображен в центре и смотрит прямо на зрителя. На переднем плане спят стражники. А на заднем — с одной стороны, мертвые деревья и бесплодная земля, а с другой, правой стороны — все зазеленело. Какой передается контраст между жизнью и смертью.
Чудо, во всей его величественной неизбежности, свершилось тихо
Сьюзен Вудфорд
Источник:
- Сьюзен Вудфорд. Как смотреть на картины. Перевод Екатерина Курова. Издательство Ad Marginem Press. Москва. 2020 — 176 С.
Leave a Comment