Картина «Флора» написана итальянским художником Франческо Мельци приблизительно в 1520 году. На ней изображена богиня Флора, олицетворяющая весеннее пробуждение природы и ее цветение. Картина поступила в Эрмитаж в 1850 году после ее приобретения императором Николаем I из собрания нидерландского короля Виллема II (на аукционе в Гааге). Вплоть до середины XIX века «Флора» считалась работой гения эпохи Возрождения — самого Леонардо да Винчи.

Почему же авторство картины приписывалось Леонардо да Винчи, а не Мельци? Как и когда удалость определить подлинное авторство? И какие символы скрыты в картине «Флора»? На эти вопросы я постараюсь ответить в данной статье.

Загадка авторства «Флоры»

«Флора» написана в стиле, характерном для Леонардески, то есть в стиле, характерном для ломбардийских художников, испытавших сильное влияние письма Леонардо да Винчи. Также леонардесками называют картины, созданные в «леонардовской» манере: с использованием женского типа лица, которые писал Леонардо, (с опущенными глазами), с применением техники сфумато и с внимательным наблюдением за растениями и волосами.

Известно, что художник Франческо Мельци был одним из самых талантливых учеников Леонардо да Винчи. Он смог перенять от учителя особую технику передачи мягких теней и контуров под названием сфумато (итал. sfumato — затуманенный, неясный, расплывчатый, от лат. fumus — дым, туман). Поглядите внимательно на мягкое, нежное лицо и таинственную улыбку «Флоры» — они так напоминают облик «Моны Лизы» (1503-1519).

Когда картина была куплена у голландского короля Виллема II, авторство приписывалось Леонардо да Винчи. Позже, когда «Флора» оказалась в музее, ученые приписали картину многим художникам Леонардески. Например, в 1871 году Джозеф Кроу и Джованни Кавальказелле утверждали, что ее следует приписать Андреа Солари. В 1892 году Джованни Морелли утверждал, что она была написана Джампьетрино, а в 1899 году Джордж К. Уильямсон утверждал, что это авторство Бернардино Луини. Клод Филлипс назвал Флору «загадкой» и посчитал, что на картине есть эскиз Леонардо, но ее нарисовал ученик.

В результате картину приписали художнику Франческо Мельци. Это заключение было основано на близком сходстве между картиной «Флора» и другими работами художника: «Вертумн и Помона» (1518-22. Картинная галерея, Берлин) и «Леда» (1508/15. Галерея Уффици, Флоренция). Взгляните, как похожи облики девушек со всех трех картин художника — их глаза опущены вниз, на щеках румянец, волосы вьются и грудь обнажена. Словно их писал один художник. И это Франческо Мельци. В настоящее время известно всего 4 его работы. Помимо выше указанных еще «Портрет мужчины с попугаем» (около 1525. Частная коллекция, Милан).

Следы подписи Мельци были обнаружены в нижнем левом углу «Флоры» в 1963 году. Это еще больше убедило в подлинности автора картины. В этот же год картину перевели с доски на холст, поскольку старое дерево не могло сохранить уникальную живопись. 

А теперь предлагаю подробнее рассмотреть картину «Флора», ее детали и заключенные в ней символы.

Символы на картине Франческо Мельци «Флора»

На картине молодая женщина сидит в гроте в окружении папоротников и плюща. В складках ее одежды видны жасмин и анемоны, а в левой руке она держит цветок аквилегии или коломбину (англ. сolumbine – еще одно название цветка аквилегии). Неслучайно картина имеет второе название «Коломбина».

Все растения на картине Франческо Мельци имеют символическое значение. Например, аквилегия — символ плодородия, жасмин олицетворяет чистоту, а цветы анемоны — по-гречески означают ветер. Это указывает на связь Флоры с богом Западного Ветра — Зефиром. Согласно древему мифу, Флора была замужем за ним. Зефир, влюбленный в нимфу Хлою, превратил ее в богиню Флору, покровительницу растений.

Плющ в правом верхнем углу символизирует вечность, а папоротник в левом верхнем углу отражает уединение грота.

Обнаженная грудь Флоры ещё раз подчёркивает ее роль «матери цветов». Именно так, с одной обнаженной грудью, в древности изображали богиню Флору, символизируя ее материнское начало. Образ Флоры был особенно популярным в классической древности, откуда его охотно заимствовало искусство эпохи Возрождения.

Несомненно, «Флора» — одна из жемчужин в Эрмитажной коллекции.

Флора
Картина Франческо Мельци «Флора» (около 1520)
Государственный Эрмитаж