Картина “Союз Земли и Воды” написана фламандским художником Питером Паулем Рубенсом около 1618 года в родном городе Антверпене. В XVII веке это была территория государства Фландрии, то есть Южные Нидерланды (сейчас территория Бельгии). На данный момент картина хранится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) в 247 зале (Главный музейный комплекс – Зимний дворец, 2 этаж).

Рассмотрим подробнее историю создания картины “Союз Земли и Воды”, сюжет и художественный строй полотна: композицию, колорит, средства выразительности.

союз земли и воды
П.П. Рубенс “Союз Земли и Воды” (ок. 1618 г.)

Для проведения образно-стилистического анализа важно понимать историко-художественный контекст создания картины, поэтому позвольте мне сначала рассказать об эпохе, в которую жил Рубенс, что происходило в это бурное время во Фландрии и как стиль барокко, господствующий в XVII веке в Европе отразился на искусстве Рубенса. Это важно затронуть, поскольку Рубенс – ярчайший представитель стиля фламандского барокко.

Историко-художественный контекст создания картины

Фландрия на рубеже XVI-XVII веков

союз земли и воды
Карта Антверпена. XVII век.

В первой половине XVII столетия искусство Фландрии (Южные Нидерланды) переживает свой расцвет и огромный духовный подъём. Это связано с первой в Европе буржуазной революцией и освободительной борьбой во второй половине XVI века, которую вел народ Нидерландов против власти испанского короля и католической церкви.

В результате тяжелой борьбы страна оказалась разделенной на две части: Голландию и Фландрию (территория современной Бельгии). Северные районы Нидерландов смогли отстоять свою независимость, а южные – не сумели достичь успеха в многолетней борьбе с Испанией: здесь сохранились испанский протекторат, господство католицизма и феодальные порядки¹. Пережитый перелом в судьбе южных Нидерландов, сознание необходимости отстаивать свою самобытность, национальное своеобразие тем самым и определили высокий расцвет фламандской культуры XVII века.


Фламандское искусство во главе с Рубенсом утверждало веру в человека, прославляло красоту и ценность жизни, воодушевляло своим оптимизмом. Это именно то, что необходимо было Фландрии в трудный для нее период.


Бывший некогда богатым торговым городом, Антверпен (город Фландрии) обнищал после его осады и взятия испанскими властями в 1585 году. Католичество было провозглашено ведущей религией, протестанты и кальвинисты подвергались преследованиям жесткого террора герцога Альбы. Да и еще голландцы блокировали устье реки Шельды – река, на которой стоит Антверпен. Вследствие чего морская торговля прекратилась, а биржа опустела. Оставшиеся без работы жители голодали, население сокращалось. Многое переезжали на север Нидерландов.

Вскоре, в 1599 году, новыми правителями Фландрии становятся инфанта Изабелла и ее супруг, эрцгерцог Альберт. Они ведут благоразумную политику и в 1609 году заключают двенадцатилетнее перемирие с Голландцами. Это знаменовало наступление мирного этапа в жизни Фландрии. В сердцах жителей Антверпена появлялась надежда на возвращение городу статуса морского порта и его процветание.

союз земли и воды
Карта Бельгии

Но в 1621 году истекал срок договора с голландцами, над Южными Нидерландами вновь нависала опасность военных действий, а вместе с тем терялась надежда на восстановление морской торговли и возвращение Антверпену былой славы крупнейшего в Европе морского порта.

Если говорить о художнике и его произведении, Рубенс сильно ощущал потребности своей родной страны и эпохи в целом, поэтому в последние годы перемирия он обратился к актуальной для него и его современников теме союза города Антверпена с рекой Шельдой, т.е. союза Фландрии с морем. Эту аллегорию он изобразил на картине “Союз Земли и Воды”.

Будучи человеком, заботящимся о благополучии своей родины, он ставит чуть ли не главной целью своей жизни и дипломатической карьеры – достижение мира, т.к. Южные Нидерланды в XVII веке были ареной бесконечных войн между Голландией и Испанией, а сам Рубенс принадлежал к поколению, вся жизнь которого сопровождалась тревогами и трагедиями этих войн.

Вот, что пишет сам Рубенс:


“Я хотел бы, чтобы весь мир был в мире и мы могли жить в веке золотом, а не железном…”

П.П. Рубенс (письмо от 22 апреля 1627 г. к Дюпюи).

Барочная стилевая линия

Не случайно, во фламандском искусстве XVII века преобладает барочная стилевая линия. С особой мощью барокко проявляется в местной архитектуре: церковь св. Карла Борромея (1626 г. Антверпен) и ансамбль дома Рубенса (Антверпен), скульптуре и в особенности живописи Фландрии, ключевые позиции в которой занимают Рубенс и его обширнейшая школа. Чтобы понять, каким было искусство Рубенса и в целом искусство барокко XVII века во Фландрии, нужно обратится к его идейным основам и к структуре образа.

Итак, идейную основу стиля барокко составляют два аспекта – натурфилософский и психологический.

Согласно первому, мир в понимании художников барокко – это единая стихия, составными элементами которой являются органическая природа и человек, неотделимый от нее³. Любое барочное произведение несет признаки пульсирующей материи, бурный ритм жизни, отражает неиссякаемую динамику, которая вовлекает все сущее в единый эмоциональный порыв.

Второй психологический аспект, связан с духовным миром человека, со сферой его чувств и переживаний, предстающих подчас в крайних формах своего выражения⁴. Оба аспекта выступают в тесном слиянии и взаимно обогащают друг друга.

Таким образом, искусство барокко, с одной стороны, воплощает земное начало, с другой – начало духовное. То есть в барочных образах совмещены земная красота во всей ее подчеркнутой телесности и духовный порыв. Поэтому в искусстве Рубенса герои представлены в момент своих наивысших физических и духовных возможностей и преисполнены духа ярчайшего жизнеутверждения.

У фламандского искусства в целом мы не встречаем примеров трагического напряжения и чувства мрачной безысходности. Напротив, во фламандском искусстве ясно выражено радостное ощущение жизни и прежде всего в нем прославляется человек как наиболее совершенное творение природы.

Мастерская Рубенса

Во фламандском искусстве XVII века главенствующее место, несомненно, занимала мастерская Рубенса, прекрасно работающая и великолепно организованная, этакая своеобразная “художественная мануфактура” с четко выстроенным порядком и налаженными методами работы.

Сотрудники мастерской Рубенса специализировались каждый в своем жанре: Антонис ван Дэйк отвечал за портреты, Франс Снейдерс – за натюрморты и анималистику, Ян Вильдсен – за пейзаж. Их обязанности распределялись соответствующим образом.

Неслучайно определенные части картин, выпущенных из мастерской Рубенса, исполнены не самим главой школы, а его учениками. К примеру, в анализируемой картине “Союз Земли и Воды” рог изобилия с роскошными плодами и изображенное ниже животное – тигр выполнены художником Снейдерсом.

История создания картины “Союз Земли и Воды”

В 1609 году, как уже было описано выше, было заключено двенадцатилетнее перемирие между Фландрией и Голландией, блокировавшей ранее устье реки Шельды, в связи с чем оборвалась морская торговля в Антверпене.

С заключением договора у жителей города и особенно у самого Рубенса возродились надежды на снятие голландской блокады и возвращение Антверпену былой славы крупного торгового порта. В 1621 году срок истекал, поэтому накануне, около 1618 года, Рубенс создает картину на аллегорическую тему благодетельного союза двух стихий – Земли и Воды, иначе говоря, союза Антверпена с Шельдой.

союз земли и воды
Абрахам Янссенс “Шельда и Антверпен” (1609)

Эта тема была очень актуальна среди современников Рубенса, неслучайно в 1609 году аллегория “Шельда и Антверпен” (1609 г., Музей изящных искусств, Антверпен) была заказана еще одному фламандскому художнику Абрахаму Янссенсу для украшения зала антверпенской ратуши.

Известно, что Рубенс в период с 1609 по 1618 гг. создал близкие к эрмитажной картине “Союз Земли и Воды” по тематике и иконографии работы: эскиз “Бог реки Шельды, Кибела и богиня города Антверпен”  (1618 г., Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киев) и “Четыре части света” (1612-1614 или 1615 гг., Музей истории искусств, Вена).

Также перед картиной “Союз Земли и Воды” Рубенс провел подготовительные работы: он создал эскиз (ок. 1618 г., Кембридж, Музей Фитцуильям), в котором отсутствуют путти и тигр, вместо них – сатир с дарами земли, вместо женской фигуры, богини победы, – летящий Амур.

Вы только посмотрите, как сильно эскиз отличается от будущей готовой работы. В мужской фигуре нет той силы, что присутствует в окончательной работе “Союз Земли и Воды”. Нет ощущения красоты в фигуре женщины-фламандки. Нет того трепета, что создает союз двух фигур в готовой работе – нет этого связующего композицию элемента – сплетения мужской и женской рук. Световые отношения выражены не настолько ярко, колорит ненасыщенный, скорее цвета жухлые и непривлекающие глаз.

Понятно, что это всего лишь эскиз, и здесь намечены только общие детали, не решен цвет и до конца композиционные части. Позже многое будет изменено, появятся цветовые и световые акценты, красивые тонкие детали.

союз земли и воды
Эскиз к картине “Союз Земли и Воды” (ок. 1618)

В XVIII веке картина находилась в собрании Киджи в Риме. Об этом свидетельствует эрмитажная опись, начатая в 1797 году, в ней указывается:

“…сия картина шла с коллекции князя Кичи”

Между 1798 и 1800 гг. она была приобретена российским императором Павлом I. Это было отмечено в той же описи: “…куплена 15 марта государем императором Павлом Первым”. С тех пор картина Рубенса “Союз Земли и Воды” хранится в Государственном Эрмитаже.

Сюжет

В картине прославляется благодетельный союз двух стихий – Земли и Воды. Союз, без которого невозможна жизнь и который дарует человеку все земные блага⁵. Землю олицетворяет мать богов – Кибела, а Воду – бог морей Нептун. Мы понимаем это благодаря знакомым образам из античной мифологии: женская фигура с рогом изобилия, наполненным дарами природы – фруктами – это и есть богиня земли Кибела, а расположенная справа мужская фигура с трезубцем в руках – грозный бог морей Нептун. Возле ног его трубит в раковину морское божество – Тритон. Рядом находятся путти.

Однако картина Рубенса – это не изложение античных мифов, это аллегория, наполненная острым современным содержанием, где Кибела выражает собой землю города Антверпена, а Нептун – реку Шельду. Мы можем утверждать это на основании существующей гравюры “Нептун и Кибела” (1640-74 гг., Метрополитен, Нью-Йорк) с данной картины, выполненной Питером де Иоде, гравером рубенсовской школы. На его гравюре Кибела изображена в градской короне, то есть как богиня города Антверпена, а Нептун в данном случае представляет Скальдиса – бога реки Шельды, на которой стоит Антверпен. Таким образом, картина отражает сложную ситуацию Фландрии того времени.

союз земли и воды
Питер де Иоде. Гравюра по картине Рубенса “Нептун и Кибела” (1640-74)

Картина не полностью выполнена самим Рубенсом: рог изобилия и тигр написаны Снейдерсом – художником-анималистом и мастером по натюрмортам из мастерской Рубенса.

Для того, чтобы написать главных героев произведения, Рубенс обратился к античным образцам: например, прототипом фигуры Кибелы стала статуя Праксителя “Отдыхающий сатир”. Это просто поразительно, как художник из стройной фигуры юноши смог создать женственную фигуру Кибелы, показать чувственно-пышное, зрелое женское тело.

Несомненно, Рубенс умел «оживлять» холодный мрамор, видеть в античных статуях живые модели, прощупывать их пульс и улавливать дыхание жизни⁶.

союз земли и воды
Пракситель “Отдыхающий Сатир”

Неслучайно и то, что центральными фигурами союза являются мужчина и женщина. Их дружба, согласие, любовь – вот что является для Рубенса самым сильным, чудесным и постоянным в жизни, и потому выступает в картине убедительным воплощением прочности союза, который венчает богиня славы⁷.

Герои изображены обнаженными, потому что Рубенс так же, как мастера античности, прославляет красоту человеческого тела и показывает человека как наивысшее творение природы.

Художественный строй полотна

Формат картины

Для начала рассмотрим формат картины, поскольку его “характер теснейшим образом связан со всей внутренней структурой художественного произведения и указывает правильный путь к пониманию замысла художника”⁸.

Итак, формат картины “Союз Земли и Воды” крупный (222,5х180,5 см) и вертикальный. Выбор крупного формата связан с индивидуальным темпераментом Рубенса, которому присущи чувственность и динамическая фантазия. Также, сама живописная техника Рубенса подталкивает его к выбору крупного формата: художник писал широкими, мощными, свободными мазками, использовал крупного размера кисти, поэтому маленький формат не подошел бы для него. Вертикальный формат указывает нам на торжественный характер картины, настраивает радостно, внушает зрителю чувство духовного освобождения и возвышенных устремлений. Именно к этому и стремился Рубенс.

Картина “Союз Земли и Воды” должна была настраивать современников на оптимизм и восстановление благополучия Фландрии. Создание картины было попыткой призыва к миру и союзу Антверпена с рекой Шельдой.

Композиция

По композиции картина скомпонована по принципу декоративной фонтанной скульптуры, то есть как бы в форме треугольника, где голова богини победы Виктории или Славы – это вершина, а наклонные стороны – тела Кибелы и Нептуна, расположенные симметрично. Благодаря такому расположению фигуры богов образуют устойчивую группу⁹. Центром композиции является сплетение рук героев вместе с сосудом, который образует опору. Это усиливает ощущение равновесия и единства в картине.

Средства художественной выразительности

В картине Рубенса мы находим и другие средства художественной выразительности. К примеру, художник использует прием контраста в центральных фигурах: он противопоставляет смуглое мускулистое тело Нептуна белизне и стройности фигуры Кибелы.

Контраст проявляется не только в световых отношениях, но также это заметно и в расположении тел героев. Кибела предстает перед нами в фас, Нептун – со спины. Связующим элементом является ваза с льющейся водой. Фигуры словно совершают поворот вокруг своей оси. Этот мотив круговорота, вращения как бы усиливает идею связи, объединения и союза, подчеркивает его убедительность и прочность.

союз земли и воды
Фрагмент картины. Нептун

Более того, можно заметить, что противопоставляются также мягкие очертания фигуры Кибелы и мужественность, сила и мощь тела Нептуна, который воплощает беспокойную стихию воды.

Благодаря использованным приемам все в картине словно усиливает впечатление движения и подчеркивает динамику жизни, в которой человек и природа находятся в нераздельном единстве. Динамика в картине органически связана с изображением человека в момент наивысшего напряжения всех его физических и духовных сил – главной темы творчества Рубенса.

Центральные фигуры картины “Союз Земли и Воды” словно вознесены над повседневностью, их телесная мощь и энергия достигли апогея.

Колорит

Колорит картины также подчеркивает атмосферу жизнерадостности и оптимизма. Художник использует теплые тона, приближенные к желтому, красному, пламенному: они согревают, радуют, возбуждают. Это отражается в золотистом тоне фигуры Кибелы, бронзовом, темном загаре тела Нептуна, красном плаще Славы, яркой синеве неба и серебристых струях воды, а также в нежно-розовом просвете раковины, в которую трубит Тритон – всё придает произведению праздничный тон, создает чувство радости, добра и мира.

Не бесследно сказалось на картине и увлечение живописью Тициана, венецианского мастера цвета. Рубенс создает в картине изумительно тонкую богатую цветовую палитру, краски светлые и чистые, контуры мягкие, переходы едва заметные.

Недаром современники называли Рубенса “королем живописцев и живописцем королей”. Художник воспевает великолепие и красоту мира.

союз земли и воды
П.П. Рубенс “Союз Земли и Воды” (ок. 1618 г.)

В творчестве Рубенса продолжились не только традиции старонидерландского искусства, для которого характерны ясно-выраженная жизненно-реалистическая основа и огромная жизнеутверждающая сила, но и традиции ренессансной живописи Италии, в которой прежде всего человек прославлялся как наиболее совершенное творение природы, как центр мироздания.

союз земли и воды
П.П.Рубенс “Автопортрет” (1623)

Это сближает Рубенса с искусством Ренессанса, но все же искусство Рубенса несет отпечатки иной культурной эпохи. Самобытность, творческая индивидуальность, сила национальных традиций Фландрии сказались на творчестве художника.

Картина “Союз Земли и Воды” служит тому примером. Так, изображение обнаженного тела у Рубенса получает почти ренессансный смысл, но вот его пропорции и формы тела далеки от классического канона и соответствуют национальному, фламандскому пониманию красоты.

В картине Кибела – это образ цветущей женщины-фламандки, в пышном, прекрасном теле которой прославляется торжество жизни и радость бытия. Нептун – воплощение телесной мощи, неиссякаемой энергии и мужской силы: все его природные качества проявляются с максимальной яркостью и полнотой.

Картина “Союз Земли и Воды” соединяет в себе особую историю Фландрии XVII века и аллегорию стихий – тему достаточно популярную на рубеже XVI – XVII веков. Картина Рубенса доносила важное содержание до современников: призывала к миру и восстановлению благополучия Фландрии – страны, оказавшейся оторванной от устья реки Шельды, а вместе с тем и потерявшей возможность заниматься мореплаванием, торговлей и рыболовством. В теме союза двух стихий, земли и воды, воплотилась мечта фламандцев о снятии блокады и надежды на возрождение страны. Рубенс не только как художник, но и как дипломат стремился к этому.

Подробнее о биографии, жизни и творчестве художника читайте в моей следующей статье. Для перехода нажмите здесь.


Источники:

  1. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII века. СПб., Искусство, 1974 – С. 154
  2. Рубенс П.П. Письма. Документы. Суждения современников. Составитель Егорова К.С., СПб., Искусство, 1977 – С. 197
  3. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. СПб., Искусство, 1971 – С. 45
  4. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. СПб., Искусство, 1971 – С. 46
  5. Грицай Н.И. Фламандская живопись XVII века. СПб., Искусство, 1990 – С. 45
  6. Грицай Н.И. Фламандская живопись XVII века. СПб., Искусство, 1990 – С. 45
  7. Шапиро Ю.Г. Искусство Фландрии XVII века. СПб., Государственный Эрмитаж, 1962 – С. 19
  8. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., Издательство В. Шевчук, 2015 – С. 210
  9. Шапиро Ю.Г. Искусство Фландрии XVII века. СПб., Государственный Эрмитаж, 1962 – С. 19