Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов располагается на 18-ой линии Васильевского острова в старинном особняке академика, художника, коллекционера Михаила Петровича Боткина, с которым Николай Рерих был хорошо знаком и у которого часто бывал. Основа экспозиции музея – наследие Рерихов, сохраненное племянницей Елены Ивановны Рерих (жены художника) – Митусовой Людмилой Степановной.

В музее можно увидеть личные вещи, рукописи, живопись, декоративно-прикладное искусство, археологические находки, фотографии и другие культурные сокровища семьи Рерихов. В музее есть театральная гостиная, детская, напоминающие нам о жизни Рерихов, мемориальная комната основательницы музея, прекрасные экспозиции, посвящённые путешествиям Рерихов в горы, восточный кабинет, и есть залы с временными выставками. Я посетила “Пути Благословения. К 85-летию Пакта Рериха” и “Иван Яковлевич Билибин. Утверждая мастерство”. Обе выставки расширили мое представление о художниках и их творческом пути.

Музей-институт семьи Рерихов. Детская

Экспозиция в зале “Детская” отражает мир детства членов семьи Рерихов и их близких родственников – Митусовых. Это учеба в гимназии фон Мая, увлечение историей, исследование природы, первые путешествия, мечтания и игры.

Николай Рерих учился в частной гимназии Карла Ивановича Мая. Она была одной из лучших частных гимназий в Петербурге. Учиться “у Мая” означало иметь по-настоящему хороших учителей и сверстников из солидных семей. Девизом гимназии было выражение Яна Коменского

“Сперва любить, потом учить” (лат. Primum amare – deinde docere).

В гимназии существовала особая атмосфера, именовавшаяся “майским духом”. Это было некое “государство в государстве, отдаленное бесконечным океаном от казенщины”. (Д. В. Философов – выпускник гимназии). Преподавание велось преимущественно на немецком языке. День начинался с молитв православной и лютеранской. В школе дружно уживались два вероисповедания.

Известны слова директора Мая о Николае Рерихе: “Да ведь это – будущий профессор!”. Николай – старательный и прилежный ученик. Он с удовольствием занимается языками, с интересом изучает карту на уроках географии, но больше всего мальчик увлечен историей. Он добросовестно учит хронологию и перечень королевских династий по учебнику. По литературе любит читать Гоголя, иллюстрирует на уроках рисования его произведение “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Спустя много лет Николай напишет: «Именно не реализм Гоголя, но его высокая духовность и тонкая потусторонность особенно увлекали».

Юного Николая воспитывали не “Обломовым”. В детстве мальчик был прекрасным наездником. Он с легкостью мог проходить большие расстояния и уверенно мог ориентироваться по солнцу и звездам. Мальчик знал лес и поле, луга и небо в любое время года, в любой час суток.

Николай видел или точнее хотел видеть в жизни только гармонию, только тишину, извечную радость покоя и пробуждения природы.

Это ощущение гармонии приводит его к еще одному увлечению – археологии, которое сливается с любовью к истории. Ему интересны первые раскопки, маленькие экспедиции и исследования по Изваре – месту, где Рерих много проводил времени в детстве, где любил заниматься охотой.

Николай Рерих сочетает увлеченность со скрупулезной точностью. Ему нравится определять расстояния, местоположение, подробно описывать находки и зарисовывать их. С этих пор карандаш всюду сопровождает юного археолога. И появляется ещё одна страсть – к рисованию.

Детство художника сформировало его интересы и увлечения, повлияло на становление его личности, стало основой для всей жизни. И мне непременно показалось важным осветить этот период его жизни. Ведь «каждый человек родом из детства».

Детство – это время, когда мы открыты ко всему, когда мы делаем только то, что любим, когда мы свободны во всем и не имеем ограничений, когда полёт наших фантазий бескраен и когда нам кажется, что все наши заветные мечты осуществимы.

Важно не потерять это с годами, взрослением, зрелостью. Николай Рерих смог сохранить это в себе на всю жизнь.

Я думаю, чтобы познать себя или, например, творчество художника нужно заглянуть в детство. Истину и талант можно узнать именно в нем.

Музей-институт семьи Рерихов. Кабинет Людмилы Митусовой (1910-2004)

Людмила Митусова – дочь Степана Митусова (двоюродного брата Елены Рерих) и Екатерины Митусовой. Родные и близкие называли ее «Зюма».

Музей-институт семьи Рерихов
Елена Ивановна Рерих (Шапошникова)

Ей прочили успешную актерскую карьеру, но несколько лет ее не брали в вузы Ленинграда из-за дворянского происхождения. Она пробовала сдавать экзамены в Театральное училище, затем в Академию Художеств.

В 1931 году ей удалось пройти на подготовительные классы при Академии и поступить в 1936 году на архитектурный факультет. Но через два года ее все равно отчислили. По той же причине – она была дворянкой.

В 1935 году вышла замуж за Тронина, с которым училась в Академии Художеств. Он был учеником художника Ивана Яковлевича Билибина.

В 1941 году началась блокада Ленинграда. Всю войну Людмила Митусова пробыла в родном городе. На следующий год была мобилизована в качестве бойца.

После завершения блокады, была награждена медалью «За оборону Ленинграда», а также памятными знаками. Ее муж, к сожалению, погиб в 1942 году на фронте.

В послевоенный период работала преподавателем черчения в школах и училищах, была солисткой Академического хора, пела и в церковном хоре, вела активную творческую жизнь.

В 2001 году стала основательницей музея-института семьи Рерихов.

Музей-институт семьи Рерихов. Экспозиции, посвящённые путешествиям в горы

Николай Рерих мечтал о создании такого искусства, которое будет нужно не избранной “публике”, посещающей сегодня театры и выставки, но всему народу. «Искусство должно войти в быт, слиться с бытом», – считал он. В этом художник был близок Толстому, который говорил:

“Искусство есть орган жизни человечества, переводящий разумное сознание людей в чувство.”

“Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство – для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после очистит все человеческое сознание. ” – писал Николай Рерих в очерке “Корни культуры” (1931).

Главным желанием Рериха, его основным стремлением в жизни было открыть путь к истинному искусству и красоте самым широким кругам общества, сделать художественное образование доступным всему народу.

Музей-институт семьи Рерихов. Восточный кабинет

Экспозиция знакомит посетителей музея с темой Востока в исследованиях и творчестве семьи Рерихов. Николай и Елена начали интересоваться восточной культурой в 1916 году.

Искусство Индии, Тибета, Монголии оказали значительное влияние на их мировоззрение и стали источником вдохновения для создания художественных и литературных произведений.

Музей-институт семьи Рерихов
Святослав Рерих “Джайя” (1974)

В 1923 году Рерихи прибывают в Индию. С тех пор познание, любовь к ней возросли в большей мере.

Николай и Елена посещают главные достопримечательности Индии – Джайпур, Агру, Бенарес, Калькутту и многие другие места. Они побывают в древнейшем городе Наггар, увидят множество старинных буддийских храмов, посетят Урусвати – Гималайский Институт Научных исследований в долине Кулу и остановятся там.

Долина Кулу очень древняя. В этих местах жили мудрецы Индии. Многие легендарные и исторические события связаны с этими нагорьями. Тут проходил Будда и в своё время процветали множество буддийских храмов.

…Николай Константинович всегда стремился к Востоку и к Индии. И несмотря на то, что он был великим патриотом и что он любил горячей любовью свою Родину, русский народ, он широко смотрел на весь мир, и особенно его привлекала Индия…


Н. К. Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования

Дмитрий Лихачев

“…Для Николая Рериха Индия являлась прекрасным символом достижений духовной жизни, мысли и искусства. Те из нас, кто знает Индию, те из нас, кто соприкасался с Индией, согласятся со мной, что именно в этой стране лежат глубокие основы и корни жизни, которые ведут нас и отводят нас тысячелетиями в дальнее прошлое. Эти корни живы, тем самым они нас и оживляют, и дают нам новую силу. В этих древних корнях и лежит сила индийского народа.» – писал Святослав Николаевич Рерих в книге «Мой вечный учитель».


Музей-институт семьи Рерихов очень впечатлил меня, помог мне еще глубже погрузиться в творчество Николая Рериха, узнать о круге его приближенных и их деятельности. Для меня открылись новые имена и факты. Николай предстал для меня еще более талантливым, уникальным художником, чьи труды по истине велики. Личность Николая очень многогранна. И как много блага он совершил для мира! В его высказываниях я нашла мудрость жизни, красоту и вдохновение. Для меня он стал примером и личным учителем.

Я считаю музей-институт семьи Рерихов огромной ценностью в мире искусства. Огромная благодарность за сохраненное наследие художника, за распространение его творчества!

Я думаю, изучение искусства не имеет границ и пределов. Неисчерпаемое количество искусствоведческих книг, мест, связанных с художником – материалов для изучения и исследования искусства масса. И с каждой новой прочитанной автобиографической статьей, с каждым новым посещенным музеем, каждой выставкой удается шире взглянуть на личность художника, яснее взглянуть на время, в которое он жил, четче представить картину его жизни. Жизни человека, который сквозь время может стать для тебя учителем жизни, и в текстах которого ты сможешь найти ответы на многие волнующие тебя вопросы и получить нужный совет.

Изучающий искусство человек может обогатиться знаниями прошлого, научиться мыслить шире и постепенно приблизиться к истине.

Для написания статьи были использованы материалы из книг: художника Николая Рериха “Моя жизнь. Автобиография в очерках и рассказах” (2015) и искусствоведа Елены Поляковой “Николай Рерих” из серии “Жизнь в искусстве” (1973).