Музей-институт семьи Рерихов располагается в старинном особняке академика, художника, коллекционера Михаила Петровича Боткина, с которым Николай Рерих был хорошо знаком и у которого часто бывал. Музей-институт семьи Рерихов посвящен четырем членам этой уникальной семьи: Николаю Константиновичу, Елене Ивановне, их сыновьям Юрию и Святославу Николаевичам Рерихам.

Основа экспозиций музея — наследие Рерихов, сохраненное племянницей Елены Ивановны Рерих (жены художника) — Митусовой Людмилой Степановной.

В музее можно увидеть личные вещи, рукописи, живопись, декоративно-прикладное искусство, археологические находки, фотографии и другие культурные сокровища семьи Рерихов.

Адрес музея-института семьи Рерихов: г. Санкт-Петербург, 18-я линия Васильевского острова, д. 1

Официальный сайт: https://roerich.spb.ru/

Музей-институт семьи Рерихов. Постоянные экспозиции

Постоянные экспозиции музея посвящены российскому периоду жизни и творчества семьи Рерихов. Санкт-Петербург — это родина семьи Рерихов. Экспозиция «Рерихи и Петербург» содержит несколько залов:

  • Детская
  • Рерихи и театр
  • Н.К. Рерих и рисовальная школа Императорского Общества поощрения художеств
  • Историко-художественные экспедиции Рерихов
  • Мемориальная комната Л.С. Митусовой

Помимо главной экспозиции «Рерихи и Петербург», в состав музея также входят другие тематические экспозиции:

  • «Восточный кабинет»
  • «Рерих-археолог»

Часто организовываются временные выставки из собраний других музеев. Я посетила «Пути Благословения. К 85-летию Пакта Рериха» (15.07.2020 — 23.05.2021) и «Иван Яковлевич Билибин. Утверждая мастерство» (27.11.2020 — 28.02.2021).

Экспозиция «Рерихи и Петербург». Детская

Экспозиция в зале «Детская» отражает мир детства членов семьи Рерихов и их близких родственников — Митусовых. Это учеба в гимназии фон Мая, увлечение историей, исследование природы, первые путешествия, мечтания и игры.

Николай Рерих учился в частной гимназии Карла Ивановича Мая. Она была одной из лучших частных гимназий в Петербурге. Учиться «у Мая» означало иметь по-настоящему хороших учителей и сверстников из солидных семей. Девизом гимназии было выражение Яна Коменского

«Сперва любить, потом учить» (лат. Primum amare — deinde docere).

В гимназии существовала особая атмосфера, именовавшаяся «майским духом». Это было некое «государство в государстве, отдаленное бесконечным океаном от казенщины». (Д. В. Философов — выпускник гимназии). Преподавание велось преимущественно на немецком языке. День начинался с молитв православной и лютеранской. В школе дружно уживались два вероисповедания.

Известны слова директора Мая о Николае Рерихе: «Да ведь это — будущий профессор!». Николай — старательный и прилежный ученик. Он с удовольствием занимался языками, с интересом изучал карту на уроках географии, но больше всего мальчик был увлечен историей. Любил читать Гоголя и иллюстрировать его произведения.

Юного Николая воспитывали не «Обломовым». В детстве мальчик был прекрасным наездником. Он с легкостью мог проходить большие расстояния и уверенно мог ориентироваться по солнцу и звездам. Мальчик знал лес и поле, луга и небо в любое время года, в любой час суток.

Николай видел или точнее хотел видеть в жизни только гармонию, только тишину, извечную радость покоя и пробуждения природы.

Это ощущение гармонии приводит его к еще одному увлечению — археологии, которое сливается с любовью к истории. Ему интересны первые раскопки, маленькие экспедиции и исследования по Изваре — месту, где Рерих много проводил времени в детстве, где любил заниматься охотой.

Музей-институт семьи Рерихов
Н. К. Рерих (стоит 6 справа) среди учеников гимназии К. И. Мая

Николай Рерих сочетает увлеченность со скрупулезной точностью. Ему нравится определять расстояния, местоположение, подробно описывать находки и зарисовывать их. С этих пор карандаш всюду сопровождает юного археолога. И появляется ещё одна страсть — к рисованию.

Детство художника сформировало его интересы и увлечения, повлияло на становление его личности, стало основой для всей жизни.

Экспозиция «Рерихи и Петербург». Мемориальная комната Людмилы Митусовой

Людмила Митусова (1910-2004) — ближайшая родственница семьи Рерихов. Она дочь Степана Митусова (двоюродного брата Елены Рерих — жена художника) и Екатерины Митусовой. Родные и близкие называли Людмилу Митусову — просто «Зюма».

Музей-институт семьи Рерихов
Людмила Степановна Митусова

Ей прочили успешную актерскую карьеру, но несколько лет ее не брали в вузы Ленинграда из-за дворянского происхождения. Она пробовала сдавать экзамены в Театральное училище, затем в Академию Художеств.

В 1931 году ей удалось пройти на подготовительные классы при Академии и поступить в 1936 году на архитектурный факультет. Но через два года ее все равно отчислили. По той же причине — она была дворянкой.

В 1935 году вышла замуж за Тронина, с которым училась в Академии Художеств. Он был учеником художника Ивана Яковлевича Билибина.

В 1941 году началась блокада Ленинграда. Всю войну Людмила Митусова пробыла в родном городе. На следующий год была мобилизована в качестве бойца.

После завершения блокады, была награждена медалью «За оборону Ленинграда», а также памятными знаками. Ее муж погиб в 1942 году на фронте.

В послевоенный период работала преподавателем черчения в школах и училищах, была солисткой Академического хора, пела в церковном хоре, вела активную творческую жизнь.

В 2001 году стала основательницей музея-института семьи Рерихов. Этот кабинет — дань уважения Людмиле Митусовой, которая собрала наследие Рерихов.

Экспозиция «Восточный кабинет»

Экспозиция знакомит посетителей музея с темой Востока в исследованиях и творчестве семьи Рерихов. Николай и Елена начали интересоваться восточной культурой с 1916 года.

Искусство Индии, Тибета, Монголии оказали значительное влияние на их мировоззрение и стали источником вдохновения для создания художественных и литературных произведений.

Музей-институт семьи Рерихов
Святослав Рерих «Джайя» (1974)

В 1923 году Рерихи прибывают в Индию. С тех пор познание, любовь к ней возросли в большей мере.

Николай и Елена посещают главные достопримечательности Индии — Джайпур, Агру, Бенарес, Калькутту и многие другие места. Они побывают в древнейшем городе Наггар, увидят множество старинных буддийских храмов, посетят Урусвати — Гималайский Институт Научных исследований в долине Кулу и остановятся там.

Долина Кулу очень древняя. В этих местах жили мудрецы Индии. Многие легендарные и исторические события связаны с этими нагорьями. Тут проходил Будда и в своё время процветало множество буддийских храмов.

«…Николай Константинович всегда стремился к Востоку и к Индии. И несмотря на то, что он был великим патриотом и что он любил горячей любовью свою Родину, русский народ, он широко смотрел на весь мир, и особенно его привлекала Индия…»


Н. К. Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования

Дмитрий Лихачев

«…Для Николая Рериха Индия являлась прекрасным символом достижений духовной жизни, мысли и искусства. Те из нас, кто знает Индию, те из нас, кто соприкасался с Индией, согласятся со мной, что именно в этой стране лежат глубокие основы и корни жизни, которые ведут нас и отводят нас тысячелетиями в дальнее прошлое. Эти корни живы, тем самым они нас и оживляют, и дают нам новую силу. В этих древних корнях и лежит сила индийского народа.» — писал Святослав Николаевич Рерих в книге «Мой вечный учитель».

Выставка «Пути благословения. Живопись Николая и Святослава Рерихов»

Выставка «Пути благословения» представляет художественное наследие Николая Рериха и его сына Святослава из собрания Государственного музея искусства народов Востока (Москва). Коллекция является одной из крупнейших коллекций живописи этих художников в мире. Их произведения посвящены России, Центральной Азии и Индии. Сюжетные полотна, пейзажи и портреты представлены в составе нескольких тематических экспозиций Музея-института, прежде всего, «Рерихи и Петербург», «Восточный кабинет» и «Рерих-археолог».

Николай Рерих. Об искусстве и стремлениях художника

Николай Рерих мечтал о создании такого искусства, которое будет нужно не избранной «публике», посещающей сегодня театры и выставки, но всему народу. «Искусство должно войти в быт, слиться с бытом», — считал он. В этом художник был близок Толстому, который говорил:

«Искусство есть орган жизни человечества, переводящий разумное сознание людей в чувство.»

«Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство — для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после очистит все человеческое сознание. » — писал Николай Рерих в очерке «Корни культуры» (1931).


Главным желанием Рериха, его основным стремлением в жизни было открыть путь к истинному искусству и красоте самым широким кругам общества, сделать художественное образование доступным всему народу.


Для написания статьи были использованы материалы из книг:

  1. Николай Рерих «Моя жизнь. Автобиография в очерках и рассказах» (2015)
  2. Елена Полякова «Николай Рерих» из серии «Жизнь в искусстве» (1973).