Летний сад и расположенный в нем Летний дворец Петра I — это старейшие памятники Санкт-Петербурга. Они составляют прекрасный ансамбль и являются ценнейшими произведениями садово-паркового искусства и архитектуры XVIII века. Их возникновение неразрывно связано с основанием прекрасного города на Неве — Петербурга.

В 1703 году на небольшом Заячьем острове была заложена крепость, названная царем Петром I, — «Санкт-Питерхбург». Этот день считается днем основания города, ставшего в 1712 году новой столицей России. Рядом с заложенным городом-крепостью для царя был построен дворец — первая жилая постройка города, сохранившаяся до наших дней.

В статье я подробно расскажу об истории создания Летнего сада и Дворца Петра I, об их культурном и историческом значениях.

Создание Летнего сада

Работы по разбивке и устройству первого в Петербурге сада были начаты на территории уже обжитой — на месте усадьбы шведского сановника Эриха Берндта фон Коноу (Конау), располагавшаяся у истока Безымянного ерека (ныне это река Фонтанка).

В первые годы (1704 -1707) работы вел архитектор Иван Матвеев (Угрюмов) под контролем Петра I: расширял границы сада, определял его первоначальную планировку, начал сооружение фонтанов, осушение территории, создание твердой почвы и посадку деревьев, готовил для государя хоромы Конау. После смерти Матвеева организацию всех работ и наблюдение за строительством Петр I поручил А.В. Кикину, а с 1709 — А.Д. Меншикову.

Кто занимался строительством Летнего сада?

Над осуществлением задуманного плана под контролем царя в саду работали русские и иностранные архитекторы, садовники, огородники и сотни работных людей. В 1709 году Петр приказал из Москвы в Петербург прислать 13 молодых ребят по 17-18 лет для обучения садовому делу. Их прикрепляли учениками к садовникам-иностранцам. Некоторые из них впоследствии работали самостоятельно и проявили выдающиеся способности в садово-парковом искусстве: С. Лукьянов, И. Сурмин, И. Яковлев.

Прибывший из Европы, садовник Ян Роозен руководил всеми садовыми работами в течении 13 лет — с 1712 по 1726 гг.

Как происходила застройка Летнего сада?

Начало строительство было сложным и трудоемким: поскольку местность была топкой и заболоченной, огромных усилий потребовали работы по ее осушению, созданию твердой поверхности и насаждению деревьев.

Каналы и пруды

Для осушения территории стали рыть каналы и пруды.

На месте естественного болотистого водоема устроили пруд, получивший позже название Карпиев. Он сохранился почти без изменений: имеет первоначальную геометрическую форму. Карпиев пруд изображен на планах Петра, Роозена и на гравюре Зубова.

летний дворец петра
Гравюра Алексея Зубова «Летний сад и Летний дворец» (1716)

В 1711 году начали рыть канал, названный позже Лебяжьим. Он отделил сад от огромной площади, которую стали называть Большим лугом, а затем Потешным полем. Лебяжий канал соединил Неву с рекой Мойкой. В 1716 году работы были закончены. В эти же годы прорыли Поперечный канал, вытекавший из Лебяжьего. Он шел к Фонтанке, но до реки не доходил и делил сад на две почти ровные части.

Посадка деревьев и прочей растительности

Одновременно с устройством водоемов велись работы по укреплению почвы. Для посадки деревьев нужна была твердая поверхность. В течение нескольких лет из разных мест в сад завозили землю в огромных количествах. Деревья сажали летом и зимой.

В октябре 1708 году доставили 60 дубов, но больше не смогли, т.к. от места, где их изготовляли, недалеко находился неприятель. Шведы все время пытались изгнать русских и часто подходили совсем близко к Санкт-Петербургу. Ведь в это время шла Северная война (1700-1721). После разгрома шведской армии под Полтавой (1709) стало спокойнее, войска больше не угрожали городу. Тогда деревья стали привозить чаще из дальних лесов — смоленских, прибалтийских, продолжали везти из Подмосковья, Сибири, а также из-за границы.

Как правило, деревья для посадок приобретались в возрасте нескольких лет, самых разных пород. В 1712 году от посла Б. Куракина из Амстердама отправили 1300 лип. В том же году зимой посадили 500 еловых деревьев. В мае 1718 года из Рима на двух кораблях привезли индийские деревья и травы.

Случалось и так, что некоторые деревья погибали, и на их месте сажали новые. Так, в 1720 году Никита Фирсов посадил в саду новых 305 елей. Петр очень любил ели и выделял большие деньги н их посадку — 252 рубля — это немного больше половины годового жалованья садовника Яна Роозена. В настоящее время в саду нет ни одной ели, очевидно, что их перестали сажать еще пару столетий назад.

Летний дворец Петра
Летний сад

В первой четверти XVIII века в саду росли дубы, липы, вязы, клены, рябины, ели, а также привозные деревья — самшит, ильм, каштаны и другие. Еще в Летнем саду выращивали фруктовые деревья, ягодные кусты и овощи. Здесь росли яблони, вишни, груши, кусты смородины. Между деревьями на грядках сажали «поваренные травы» — петрушку, морковь, свеклу, бобы, огурцы и в большом количестве душистые травы.

В каком стиле построен Летний сад?

Сад Петра в XVIII веке имел черты регулярного сада и имеет по-прежнему сейчас. Территория была геометрически правильной. Она делилась продольными, поперечными и лучевыми аллеями на площадки. По замыслу царя Летний сад должен был стать не хуже королевских садов Западной Европы.


Что значит регулярный стиль парка?

Регулярный парк — это парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, цветниками и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием им разнообразных геометрических форм.

Устройство парков в регулярном стиле достигло наивысшего пика во Франции в эпоху барокко XVII-XVIII века. Примером являются сады Версаля, созданные для Людовика XIV ландшафтным архитектором Андре Ленотром.

Моду на регулярные парки быстро переняли в других странах Европы, отсюда распространенное название регулярных садов как «французских». Однако это исторически неточно — регулярные сады зародились в Италии в Эпоху Возрождения, а наибольшей изощренности достигли в Англии в XIX веке, где стала практиковаться стрижка посадок в сложных и необычных формах (в виде животных, птиц, грибов и других).

Регулярные сады и парки очень распространены при дворцах и замках. Являются, как правило, важной составной частью дворцово-парковых ансамблей.

Источник: academic. ru


Оранжереи

В Летнем саду для хранения в зимнее время тропических деревьев и кустов строили оранжереи. Две, самые ранние, были каменные. Еще одну построили в 1728 году по проекту архитектора Шредера. В нее пересаживали гранатовые и лавровые деревья. Позже построили еще 7 деревянных оранжерей — паровую, зимнюю, ананасовую, африканскую и другие.

Фонтаны и лабиринт

Особую роскошь придавали Летнему саду фонтаны. «Постоянное журчание струившихся водометов, рябь и всплески в огромных чашах, сверкавшие перламутром и серебром брызги воды — все это олицетворяло движение и наполняло аллеи и площадки жизнью», — это несомненная правда, такое наслаждение гулять по Летнему саду, особенно на закате летнего дня под звуки плескающейся воды из фонтанов.

В 1725 году фонтанов было 20, а к 1736 году — свыше 50. Петр много внимания уделял их строительству, они являлись новшеством в то время. Без фонтанов Петр не мыслил настоящего сада, способного соперничать по красоте своей со знаменитыми парками Версаля. После смерти первого архитектора Матвеева, работавшего над сооружением фонтанов, это дело продолжили Кинтлер и Фонболес, а с 1720 года строительством фонтанов руководил архитектор Земцов.

Водоемы фонтанов изготавливались из привозного мрамора и аспида, который доставлялся из Пскова и Нарвы. Иногда чаши привозились готовыми, например из Ревеля (Таллина), одна с маскаронами — из Италии. Водоемы фонтанов украшали раковинами и резным деревом, мраморными и свинцовыми позолоченными статуями, вазами, маскаронами.


Что такое маскарон?

Маскарон — это декоративный элемент, включённый в архитектурную или иную пространственную среду. Как правило, это горельефное изображение маски мифологического персонажа или мифического существа, помещённого на замковый камень арки или наличника оконного, дверного проёмов. Маскароны могут иметь комический, нейтральный или романтический характер.

В России маскароны появились в архитектуре петровского барокко начала XVIII века, сохранялись на протяжении всего XVIII столетия и получили наибольшее распространение в архитектуре классицизма и неоренессанса XIX века.

Распространённые виды маскаронов: купидоны, голова льва, женская маска в архитектуре модерна, копии древнегреческих масок в архитектуре классицизма.


В 1720-х в Летнем саду началось строительство лабиринта. Лабиринт — характерный атрибут регулярного сада. На определенной территории устраивали запутанную планировку дорожек, пересекающихся между собой. Площадки, образованные аллеями, были украшены скульптурой и фонтанами, беседками и другими аксессуарами регулярного сада.

Проектирование лабиринта было поручено Леблону в 1719 году. Но в этом году он умер, и задание было передано Земцову.

Как работал архитектор Земцов над созданием лабиринта в Летнем саду?

Архитектор обратился к литературе, он выбрал нужные рисунки из книги «Зрелища жития человеческого», Н.Пино зарисовал их, затем Земцов использовал книги басен Эзопа, чертежи Версальского лабиринта и сделал эскизы для лабиринта Летнего сада. Земцов руководил всеми строительными работами, к которым он привлек наиболее опытных мастеров — Конрада Оснера, Герарда Кразера и других.

При Петре I строительство было начато, а закончено после его смерти, в 1730-х годах.

Мраморные скульптуры

В Летнем саду находится богатейший музей садово-парковой скульптуры. Статуи и бюсты появились здесь в первой четверти XVIII века. Над скульптурным оформлением сада работали ученики талантливого скульптора, приехавшего в Россию Н.Пино — Тимофей Михайлов, Петр Иванов, Василий Петров. Русские скульпторы обучались также в Европе, например, в Венеции, Италии.

В первой половине XVIII века в саду насчитывалось около 200 скульптур. В настоящее время здесь находится примерно в два раза меньше скульптур.

Скульптуры Летнего сада можно разделить по тематике на следующие группы:

  1. Персонажи античной мифологии: «Аполлон» и «Вакх» работы мастера П.Баратта; стутуи муз — Талия, Эвтерпа, Терпсихора, Нимфа воздуха (Муза поэзии); «Сивилла Дельфийская» скульптора Д.Бонацца и другие.
  2. Греческие и римские императоры: бюсты Александра Македонского автора П.Баратта, Цезаря и Августа — первого римского императора, покровителя литературы, искусств и наук, Траяна и других.
  3. Ученые и философы древнего мира: скульптуры Демокрита (460-370 гг. до н.э.) — самого крупного представителя античного материализма, основоположника атомистического учения о материи и Гераклита (544-483 гг. до н.э.), развивавшего стихийную диалектику.
  4. Скульптуры, в аллегорической форме пропагандировавшие важные для России общественно-политические события, прославлявшие преобразовательную и воинскую деятельность Петра I. К таким скульптурам в саду относятся — «Ништадтский мир», статуи «Слава, «Навигация», «Архитектура», а также фигуры, изображающие Искренность, Истину, Милосердие, Правосудие. Все работы П.Баратта.
  5. Познавательно-развлекательная скульптура: «Круговорот суток» Д. Бонацца — «Аврора», «Полдень», «Закат», «Ночь».

Скульптуры в Летнем саду играли исключительную роль в развитии светской объемной пластики в России, эстетическом воспитании и пропаганде искусств, наук, служивших основным целям и идеям государственных, военно-политических, экономических и культурных преобразований.

Грот

В 1714 году началось строительство Грота — удивительного по красоте садового павильона. На его месте сейчас стоит Кофейный домик. Строительством руководили А.Шлютер, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти и с 1723 года достраивал и декорировал интерьеры Грота М.Г.Земцов.

Для украшения Грота закупались и привозились из-за границы различные дорогие материалы и произведения искусства: разноцветные мраморы, раковины, резные мраморные ниши, маскароны, скульптуры, орган.

Архитектуру и скульптурное убранство Грота дополняли яркая роспись купола, живописные вставки и обрамления, зеркала, орнаментальная резьба, декоративные тропические растения и мраморные полы. Грот называли диковинкой Петербурга.

История строительства Летнего дворца

Одновременно с закладкой сада началось устройство летнего дома для Петра. До того, как был построен Летний дворец, Петр жил в доме, принадлежавшем шведскому сановнику Конау, о котором я писала выше. Деревянный дом Конау вначале стоял на берегу Невы, значительно западнее Фонтанки. Затем по приказу Петра I в 1706-1708 годах здание было перенесено на место, где сейчас стоит Летний дворец. В 1711 году начинается строительство нового каменного здания — дворца.

Вопреки существовавшим канонам регулярного паркостроения Летний дворец Петра I не являлся композиционным центром ансамбля. Скорее всего, он изначально планировался не как парадный, а как предназначенный для отдыха и личных занятий царя и его семьи. Отсюда и выбор места — не в центре сада, а в уединенном его углу, у самой воды.

Выбор места для дворца обусловлен также тяготением Петра к водным пространствам и необходимостью из его окон видеть панораму, строящегося по обоим берегам Невы города.

Как велось строительство дворца?

Близость воды определила трудности строительства. Меншиков сообщал Петру в одном из писем : «Людские палаты строятся.. Под Ваши палаты из фундамента воду выливают, для чего нарочно из Москвы свою машину я привесть велел…». Укрепление берегов и сооружение подпорных стенок также затрудняли этапы строительства.

Петр торопил с постройкой своего первого Летнего дворца в Санкт-Петербурге. В сентябре 1711 года он приказал Меншикову перевести людей с зимнего двора на постройку летнего. 17 апреля 1712 года Петр I уже мог пребывать в Летнем доме. С этих пор царь и его семья ежегодно жили в Летнем дворце в летнее время до 1725 года, смерти Петра.

Летний дворец Петра
Летний дворец Петра I. Архитектор Д. Трезини

Кто был архитектором дворца?

Летний дворец Петра I построен по проекту архитектора Доменико Трезини в 1711-12 гг. Иногда в различных источниках указывается, что дворец был достроен или перестроен Андреасом Шлютером. Однако исторически это не правда. Дворец никогда не перестраивался и не достраивался. Это было установлено в результате анализа архивных документов и изучения здания во время ремонтно-реставрационных работ в 1961-1964 гг.

Упоминание об участии Шлютера в строительстве Летнего дворца объясняется тем, что с его приездом из Европы в Петербруг фасады и интерьеры уже построенного Летнего дворца подверглись некоторым доработкам. Так, 2 мая 1714 года Петр приказал Шлютеру построить из вестибюля дворца лестницу на второй этаж и декорировать ее. Только в этом заключалось причастие Шлютера к строительству дворца.

летний дворец петра
Памятник Д.Трезини на Университетской набережной в Санкт-Петербурге (Автор — П.П. Игнатьев)

Авторство Д. Трезини подтверждается еще в кратком реестре выполненных им работ: «..построены мною здесь в российской службе.. Летний дом его императорского величества…». Стоит отметить, что архитектор Д. Трезини сыграл выдающуюся роль в утверждении новых архитектурных форм в России: формирование стиля «петровского барокко».

Характерные особенности архитектуры раннего Петербурга отразились в облике Летнего дворца:

  1. Простота и строгость форм
  2. Геометрическая четкость плана и пропорций
  3. Скромность декорирования фасадов

Интерьеры Летнего дворца носят интимный характер: небольшое количество комнат было рассчитано только на личные потребности царя и его семьи. Подсобных помещений, за исключением поварен, не было. Вся внутренняя отделка и планировка были подчинены запросам и вкусам царя.

Кто мог посещать Летний сад после смерти Петра?

С середины XVIII столетия Летний сад перестал быть царской резиденцией. По распоряжению дочери Петра — Елизаветы — Летний сад могли посещать петербургские знати. Затем круг посетителей расширился. В 1755 году было объявлено об открытии сада для публичных гуляний, два раза в неделю. Это разрешение подтверждалось указами 1762, 1794, 1827 годов. От публики требовалось быть «прилично одетой» и запрещалось посещать сад мастеровым, солдатам, матросам.

Летний сад стал лучшим местом в городе для прогулок и отдыха: этому способствовали разросшиеся кусты и деревья, мраморные статуи и бюсты, тишина, царившая в саду.

Историческое и культурное значение Летнего сада и дворца Петра I

«Берегите картины, статуи, здания — это воплощение духовной силы вашей и предков ваших.. Не трогайте ни одного камня, сохраняйте памятники, здания, старые вещи, документы, — все это ваша история, ваша гордость..», — писал А.М. Горький. Это очень важные слова о бережном отношении к памятникам культуры прошлого и настоящего.

Летний дворец и сад Петра — это первые сооружения на Петербургской стороне города, они уникальны, относятся к самым почитаемым реликвиям отечественной истории.

Летний дворец-музей Петра I служит высокой цели: знакомит с богатым прошлым русской истории XVIII века, когда Русь стала Российской Империей, одной и самых сильных морских держав в мире, когда культура начала расцветать: развивался портретный жанр живописи, создавались произведения изобразительного искусства, архитектуры и скульптуры, когда быт стал наравне с европейским, вводятся ассамблеи и правила этикета, развивается наука, строятся новые учебные заведения, меняется шрифт с древнеславянского на гражданский.

Красота и изящество летнего сада и дворца нашли свое отражение в творчестве русских поэтов и художников. А.С. Пушкин любил гулять по Летнему саду, в нем он отдыхал, читал, писал, посвятил несколько стихотворений и одно из самых великих произведений, входящих в золотой фонд русской литературы — «Евгений Онегин».

В 1832 году художник Г. Чернецов запечатлел в саду поэтов А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, И.А. Крылова. Поэтесса Серебряного века Анна Ахматова написала прекрасные стихотворения, посвященные Летнему саду. Вот несколько строк из одного из них:

Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград.

Строки из стихотворения А. Ахматовой «Летний сад», 1959 г

Вот еще одно поэтичное стихотворение:

летний дворец петра
Левицкий Д.Г. «Портрет Е.Н.Хрущовой и Е.Н.Хованской в Летнем саду» (1773)
Всё то, чего коснется человек, 
Приобретает нечто человечье. 
Вот этот дом, нам прослуживший век, 
Почти умеет пользоваться речью.

Мосты и переулки говорят, 
Беседуют между собой балконы, 
И, у платформы выстроившись в ряд, 
Так много сердцу говорят вагоны. 

Давно стихами говорит Нева. 
Страницей Гоголя ложится Невский. 
Весь Летний сад — Онегина глава. 
О Блоке вспоминают Острова, 
А по Разъезжей бродит Достоевский. 

Сегодня старый маленький вокзал, 
Откуда путь идет к финляндским скалам, 
Мне в сотый раз подробно рассказал 
О том, кто речь держал перед вокзалом.

А там еще живет петровский век 
В углу между Фонтанкой и Невою… 
Всё то, чего коснется человек, 
Озарено его душой живою.

Автор Самуил Маршак «Всё то, чего коснется человек»

«В безоблачный солнечный день в саду все струилось, переливалось, сверкало, воздух наполнялся ароматом душистых цветов и трав, слышались журчание фонтанов и пение птиц.» Осуществилась мечта русского императора Петра I. В 1720 году он говорил: «…если проживу 3 года — буду иметь сад лучше, чем в Версале у французского короля».

летний дворец петра
Портрет Петра Великого

В петровскую эпоху и после его смерти Летний сад становился центром политической, официальной жизни, придворных торжеств.

От первоначального облика Летнего сада сохранились основная регулярная планировка аллей, Карпиев пруд, Лебяжий канал, комплекс мраморной скульптуры и на прежнем месте, не тронутый временем, Летний дворец Петра I.

Статья написана на основе исторических очерков «Летний сад и Летний дворец Петра I» кандидата искусствоведения Н.В. Калязиной и редактора Э.Ф. Кузнецовой. Издательство — Лениздат 1988 года.