Грот Шове, известный как “Chauvet Cave”, находится на юге Франции вблизи города Валлон-Пон-д’Арк, в долине реки Рона, а если точнее – в притоке реки Ардеш. Свое название памятник получил по имени первооткрывателя – Жана-Мари Шове (Jean-Marie Chauvet). Пещера была открыта 18 декабря 1994 года также еще двумя специалистами-спелеологами Элиет Брюнель (Éliette Brunel) и Кристиан Иллэр (Christian Hillaire). Найденные рисунке в гроте Шове оцениваются возрастом в 36 тыс. лет – это ранняя ориньянская культура.

Расположение грота Шове и ландшафт

Грот Шове находится среди живописного горного амфитеатра (The Cirque d’Estre) в окрестностях Понт д’Арк (“Арочного моста”). Это природный мост, образованный в скале огромной промоиной высотой до 60 м. Пещера располагается в долине реки Ардеш, протяженность которой – 125 км. Она является притоком реки Роны.

Точные координаты пещеры 44°21’00” с.ш. 4°29’24” в.д.

Ландшафт периода ориньяк был во многом похож на сегодняшний, за исключением растительности и климата того периода. Основные элементы рельефа уже были на месте: обширные известняковые плато в ущелье реки Ардеш, мост Пон-д’Арк, срезанный меандр Комб-д’Арк и горный амфитеатр д’ Эстре, окруженный высокими скалами. Эти элементы рельефа стали результатом медленной работы эрозии, которая за 6 миллионов лет выровняла плато, линию Ардеша и превратила его долину в ущелья. Это позволило раскопать многочисленные пещеры в данном регионе. В том числе и грот Шове.

Люди эпохи палеолита видели рельеф, похожий на тот, который мы наблюдаем сегодня, но с одним существенным отличием. Сегодня из рельефа исчез один важный элемент, который меняет наше восприятие ландшафта наших предков: доисторический вход в пещеру. Этот вход занимал стратегическое место в ландшафте благодаря своему расположению на уступе над оврагом д’Арк. Доисторическое крыльцо, соединяющее долину и плато, находилось в естественном коридоре, которым пользовались доисторические люди и животные. Спустя миллионы лет природа выровняла поверхность входа в пещеру Шове.

грот шове
Расположение грота Шове. Реконструкция ориньякского ландшафта с крыльем пещеры. Источник: https://archeologie.culture.fr/chauvet/fr/environnement

Периоды Ориньяк и Граветт

Поскольку возраст рисунков оценивается в 36 000 лет до н.э. это означает, что там жили люди периода раннего ориньяк (43 000 – 35 000 лет до н.э.). Ориньякцы были Homo sapiens (“человек разумный:). Это анатомически современные люди, которые, как и все наше нынешнее население, обладали способностью адаптироваться и интегрироваться в широкий спектр географических и хронологических областей. Их прибытие в Европу до 40 000 лет назад означало, что они какое-то время сосуществовали с неандертальцами, особенно на юго-востоке Европы.

Также использование пещеры человеком было выявлено 34 000 – 25 000 лет назад – это время приходится на граветтский период. Также многочисленные датировки древесного угля являются главным свидетельством присутствия граветтов. Возможно набеги граветтов были совершены художниками, и они оставили определенные следы своего путешествия.

грот шове
Панорама местности. Создатель: David Huguet

Граветтская культура сменила ориньякскую. Является культурой кроманьонцев позднего палеолита. Названа так по пещере Ла-Граветт, находящаяся также во Франции (департамент Дордонь). Давайте же посмотрим сами рисунки из грота Шове.

Рисунки грота Шове

По данным 2014 года в пещере насчитывается 435 рисунков. Большая часть из них выполнены чёрной краской. Это контурные, контурно-силуэтные и силуэтные изображения. Красных рисунков значительно меньше, и все они без исключения контурные, к ним присоединяются изображения нескольких желтых лошадей. В пещере также присутствуют гравированные изображения. Возраст старейших рисунков оценивается в 36 тыс. лет – ранняя ориньякская культура.

Грот Шове – единственная пещера, в которой доминируют изображения носорогов и мамонтов. Здесь оказалось много изображений хищников – львы, медведи, гиены и пантеры. Встречаются также изображения лошадей, бизонов, зубров, северных оленей, мегалоцеросов (большерогих оленей). Ещё здесь есть гравированные рисунки птиц, в том числе совы. Присутствуют абстрактные серии красных точек.

В пещере было обнаружено первое свидетельство сосуществования человека и собаки —
здесь найдены следы лапы волка или собаки и ноги ребёнка. А еще в пещере нашли кости более 4 тысяч животных, и человеческие следы (отпечатки рук и ног).

Интересно, что некоторые рисунки и гравюры сгруппированы в определенных частях пещеры. Они получили условные названия по доминирующему в этом скоплении образу (либо знаку, топографическому положению, особенности находки): “Вестибюль медведей”, “Панно Львов и носорогов”, “Панно лошадей”, “Панно больших гравюр”, “Глубокий зал” и “Зал медвежьего черепа”.

Гравированные рисунки животных переданы лаконичной, как правило, глубоко прорезанной линией. Мамонты не имеют бивней и находятся в статичной позе. Лошадь показана в движении, у неё короткая грива, изображён глаз, туловище пересекает извилистая линия – характерная деталь конского образа в первобытной скульптуре и живописи. Большинство фигур в пещере Шове строго профильные, с одной парой ног.

Техники рисования в гроте Шове

В гроте Шове некоторые участки стен перед нанесением рисунков предварительно выравнивались. В пещере представлены различные техники изображения рисунков. Рассмотрим их подробнее:

Простой уголь

Черные рисунки в пещере Шове были сделаны с помощью древесного угля, в основном
полученного из масла сосны обыкновенной. Для получения качественного древесного угля
ориньякцы освоили технику сжигания древесины.

грот шове
Изображение черного медведя. Создатель: David Huguet

Затенение

Это техника, которая не была известна до открытия пещеры Шове. Она придает объем и
рельеф изображениям, а также добавляет многослойность искусству в зависимости от
характера и текстуры стены. Затенение сначала включает в себя нанесение угольного
рисунка на стену. Затем уголь повторно наносится и растирается пальцем или
инструментом.

грот шове
Изображение лошади. Создатель: David Huguet

Проскабливание на твердой стене (ракляж)

Ориньякцы использовали кремень или острые осколки костей, чтобы делать надрезы на
стенах из твердого известняка и отпечатывать фигуры.

грот шове
Создатель: David Huguet

Отпечаток на мягкой стене

Палеолитические люди использовали свои пальцы и инструменты, такие как палки или
кости, чтобы царапать глину и / или отпечатывать фигуры, особенно на верху пещеры.

грот шове
Рисунок совы. Создатель: David Huguet

Рисование голыми руками

В пещере Шове фигуры, состоящие из красных точек или отпечатков ладоней, были сделаны
путем размещения на стене ладони, обмазанной охрой.

грот шове
Отпечатки рук первобытного человека. Создатель: David Huguet

Аэрография

Рисунки выполнены выдуванием пигмента на стену – техника аэрографии. Люди эпохи
палеолита готовили пигмент и выплевывали его прямо на руку. Также использовалась
костная трубка, которая позволяла делать более точные изображения.

грот шове
Отпечатки рук первобытного человека. Создатель: David Huguet

Посмотреть виртуальный тур пещеры и всех рисунков Шове вы сможете на официальном сайте Министерства культуры Франции. Ссылка здесь.

В гроте Шове присутствует почти весь бестиарий верхнепалеолитического искусства.
Наскальные росписи отлично сохранились из-за того, что грот Шове был отрезан от
внешнего мира со времён ледникового периода из-за падения крупных обломков скалы
перед его входом. Таким образом, несколько миллионов лет пещера не была тронута.

Копия пещеры Шове – Пещера Пон -д’Арк

Сейчас вход в пещеру открыт только для ученых-археологов, да и то право на доступ в пещеру ограничен. Позволено входить в пещеру лишь дважды в год, весной и осенью, работать там всего пару недель по несколько часов в день. Поскольку любое заметное изменение влажности воздуха может привести к повреждению наскальной живописи туристам вход в пещеру категорически запрещен.

Для туристов была построена копия пещеры – “Пещера Пон-д’Арк”, воспроизводящая рисунки из оригинальной пещеры Шове на 3,5 тысячи квадратных метров пола и 7,5 тысячи квадратных метрах стен. Это потребовало несколько лет труда художников, инженеров и скульпторов и огромных инвестиций. Но это определенно того стоило. Ведь пещера внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО и должна быть показана людям.

Помимо самой пещеры, туристы смогут также посетить образовательный центр и галерею ориньякской культуры, в которой представлены флора и фауна первобытного времени. 

Адрес пещеры: Грот Шове 2 Ардеш, Плато де Розаль, 07150 Валлон Пон-д’Арк, 44° 24′ 22.3″ – 4° 25′ 53.6″.

Официальный сайт Пещеры Пон-д’Арк:en.grottechauvet2ardeche.com.

Чтобы получить еще большее представление о том, как это выглядит, как создавались рисунки в пещере, вы можете посмотреть видеоролик от BBC.NEWS на YouTube.

Копия пещеры Шове. Как это было?

Источники:

  1. https://archeologie.culture.fr/chauvet/en
  2. https://g.co/arts/QF2vEVJN95vBXY1GA
  3. Семенов В.А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. СПб., Азбука-классика. 2008. – 592 с.