Легендарная фигура в европейском искусстве XX века, чьи произведения стали известны во всем мире и были приобретены русским коллекционером Сергеем Щукиным. Имя этого художника Анри Матисс.

Благодаря этой статье и последующим в моей новой рубрике «Гид по Эрмитажу» вы сможете, не приходя в музей, из любой точки мира увидеть произведения великих художников, узнать об их творчестве, виртуально посетить залы Эрмитажа и ознакомится с собранием музея.

Анри Матисс в Эрмитаже

Эрмитаж обладает достаточно большой коллекцией картин Анри Матисса. В постоянной экспозиции музея хранится 37 художественных произведений и несколько его скульптурных работ. Художнику отведено три просторных зала, располагающихся в Главном штабе Эрмитажа. Сравнивая с другими художниками в музее, я вижу, что картины Анри Матисса отличаются масштабностью, красочностью и оригинальностью исполнения.

Особенно выделяются: наиболее известные панно — «Танец» и «Музыка» и одни из моих любимых картин — «Красная комната (Гармония в красном)» и «Арабская кофейня».

Картины, представленные на экспозициях, выполнены в период с 1896–1897 по 1913 гг. Именно в этот период коллекционер Щукин впервые посетил парижскую мастерскую Матисса и влюбился в живопись художника так сильно, что скупал все его работы. Как законченные, так и едва начатые.

Как Сергей Щукин спас Матисса от «голодной смерти»?

В 1906 году московский коллекционер Сергей Щукин впервые побывал в парижской мастерской художника Анри Матисса. Он заказал у него три декоративных панно для парадной лестницы в своем особняке — «Танец», «Музыка», «Купание» (или «Медитация»), которое так и осталось незаконченным, сохранились лишь наброски. Перед отправкой в Россию, работы были выставлены в Осеннем салоне 1910 года в Гранд — Пале, что вызвало большой скандал.

Коллекционера назвали сумасшедшим собирателем «декадентского храма» и «несведущим в искусстве человеком».

В то время живопись Матисса мало, кому нравилась. Его называли «нахальным недоучкой, взбитым парижской рекламой». Художническая карьера Матисса долго не складывалась.

В 20 лет он попробовал писать красками, которые отдала ему мать. Работа адвокатом не приносила ему никакого удовольствия. Он бросил ее, уехал в Париж и поступил в Школу изящных искусств к Гюставу Моро, который вскоре произнес пророческую фразу:

«Вам суждено упростить живопись»

Хотя сам Анри Матисс не думал о каких-либо переворотах в живописи, так как это занятие не приносило ему деньги на жизнь.

В 37 лет он не мог обеспечивать своих близких, его картины не продавались. Семья существовала на средства жены до тех пор, пока миллионер Сергей Щукин не появился в его мастерской на бульваре Сен — Мишель. Это встреча изменила всю его жизнь.

Коллекционер видел в Митиссе «художника будущего». Он покупал то, что не нужно было никому в то время. А когда торговцы узнали о любви Щукина к Матиссу, начали предлагать ему картины, некогда купленные задешево у художника. Так пополнялась коллекция Сергея Ивановича.

В 1908 году он даже вступил в переписку с Анри Матиссом, потому что не мог дождаться создания новых картин. Ему хотелось скорее увидеть их. Он интересовался художником так сильно, что даже просил его присылать фотографии работ в процессе написания. По черно — белым снимкам Сергей Щукин уже мог оценить всю красоту полотен мастера. Анри Матисс в свою очередь вкладывал всегда в письма небольшие рисунки для Сергея Ивановича. Семь лет они были неразлучны. Их связь была очень крепкой. Для одного это было спасением, для другого — ценнейшим вкладом в семейное дело. Да, едва ли не все Щукины были коллекционерами.

Сергей Иванович Щукин собрал бесподобную коллекцию французского искусства второй половины XIX — начала XX веков, которая сейчас хранится в Государственном Эрмитаже.

Полотна Анри Матисса в Эрмитаже

В первом зале располагаются наиболее ранние картины художника. Его первые попытки творчества. Это обычные натюрморты с фруктами и рисование с натуры обнаженного тела, изображённые очень томно и несколько печально, на мой взгляд.

По мере развития его творческого потенциала, палитра цветов на картинах становится ярче и красочнее. Художник стремится достичь гармонии в цвете, «отыскать в нем силу и равновесие» — говорил Анри Матисс. Картины этого периода можно увидеть во втором зале.

А в третьем зале зритель может наблюдать ещё большие изменения в картинах художника. Анри Матисс достигает в период фовизма максимального звучания, выразительности и чистоты цвета.

Панно Анри Матисса

Панно Анри Матисса «Танец» существует в двух версиях: первая находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а вторая — в Эрмитаже.

Произведение написано всего тремя красками. Синим цветом передано небо, оранжевым — тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм. Сюжет картины Матиссу навеяли увиденные им в Коллиуре народные пляски. На панно изображён хоровод из пяти обнажённых людей на вершине холма.

Истоки «Танца» Матисса лежат в народных плясках, сохраняющих, может быть, уже не всегда читаемый код ритуального действа языческих времен.

Размеры панно составляют: «Танец» — 260 × 391 см и «Музыка» — 260 × 389 см. Написаны маслом.

Панно «Музыка» является парным к «Танцу», однако в сравнении с ним оно имеет ряд сходств и отличий.

Сходства: 1 — цветовая гамма, 2 — количество изображённых фигур. Различия: 1 — в «Танце» изображены женские персонажи, а в «Музыке» — мужские, 2 — герои «Танца» динамичны, они стремятся вырваться за пределы полотна, в то время как фигуры в «Музыке» — статичны, спокойны и практически изолированы друг от друга, полностью погружены в музыку.

Творчество Матисса привлекает за счёт своей выразительности формы и цвета. Это его основные акценты в живописи. Мне кажется, картины Анри Матисса достойно украшают коллекцию Сергея Щукина, хранящуюся в Государственном Эрмитаже.


Эрмитаж — это не просто музей — это сокровищница мирового искусства. Здесь каждая картина — шедевр, каждый художник — гений, каждое полотно — загадка.


Мои рекомендации
  1. Анри Матисс «Записки живописца»
  2. Фильм в двух частях «Глаз Божий» с Леонидом Парфеновым
  3. Серия подкастов от Арзамас «Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России»