Картина «Сад земных наслаждений» — самая знаменитая и загадочная работа Иеронима Босха. Она написана в 1500-е годы маслом по деревянной поверхности. В ней скрыто множество образов и символов. Именно о них и пойдет речь в данной статье. Я постараюсь раскрыть глубину, заложенную художником в эту картину, и рассказать о значении маленьких фигурок в «Саде земных наслаждений». А также ответить на вопрос: «Почему же этих персонажей так много?».

Но сначала мы взглянем на внешнюю часть картины, чтобы понять, что хочет сказать нам автор. Ведь он, как писатель, представляет нам свою книгу, полную содержания, которую нам предстоит открыть и прочесть.

Сотворение Мира на внешних створках триптиха

Картина «Сад земных наслаждений» состоит из трех частей. Боковые части могут складываться, закрывая центральную часть. Чтобы увидеть саму картину — триптих — нужно «приоткрыть дверца».

Картина "Сад земных наслаждений"
Внешние створки триптиха, выполненные в технике гризайль, то есть в оттенках одного монохромного цвета.

На внешней части этих створок изображен Мир на третий день его сотворения. Когда Земля уже покрыта растениями и окружена водами, но на ней нет еще людей и животных.

Земля показана как прозрачная сфера, наполовину заполненная водой. В наивысшей Вселенной (наверху, с левого боку) мы видим Творца, который наблюдает за рождением нового мира.

Надпись на створках взята из Псалтиря. На левой написано — «Он сказал, и сделалось» (32 псалом, 9 строчка), а на правой — «Он повелел, и явилось» (148 псалом, 5 строчка).

А теперь давайте откроем дверца триптиха, посмотрим на яркий цветовой колорит картины. И попробуем разгадать ее тайны.

Что мы видим перед собой?

Перед нами триптих на религиозную тему. Левая створка изображает Рай. Правая — Ад. А между ними — сад с людьми, предающимися сладострастию. Они словно в замкнутом мире, из которого им уже не выбраться.

Картина "Сад земных наслаждений"
Иероним Босх «Сад земных наслаждений» (1500-е)
Национальный музей Прадо, Мадрид

Получив общее представление о картине, перейдем к ее детальному рассмотрению.

Левая часть триптиха — Рай

Начнем с левой створки триптиха, на котором изображен Рай. Сотворение первых на свете людей — Адама и Евы, которая, как мы знаем, создана Богом из ребра Адама.

Творец держит Еву за руку, поручая ей с Адамом плодиться и размножаться. Об этом свидетельствуют кролики, изображенные позади Евы. Именно они во все времени считались символом плодовитости.

Поднимаясь выше мы видим Фонтан и озеро жизни, из которых выходят первые живые существа. Лебедь, как символ чистоты и непорочности, и утки, считавшиеся во времена Босха «низшими тварями», противопоставляются друг другу. Это также говорит о том, что жизнь дана всему. И возвышенному, и земному.

Поднимаясь на самую вершину Рая, мы замечаем еще больше голубоватых и синих оттенков. А синий считается цветом божества. Здесь расположился Эдемский сад. Если приглядеться, то можно заметить полумесяц и летящих черных птиц — символов греха. Автор привносит в совершенную картину мира темные элементы, показывая, что без них невозможно существование мира. Добро, как и Зло, существует в равной степени. Полумесяц показывает, что во времена Босха враждебно относились к иноверию. Например, к иудаизму.

Картина "Сад земных наслаждений"
Фрагмент Рая. Птицы и полумесяц
Центральная часть триптиха — сад наслаждений

Ключевые фрагменты этой части — разбитые стеклянные сфер, ягоды клубники, рыбы, лежащие, летящие, и, конечно же, обилие обнаженных людей. Давайте разберемся, почему же они все-таки голые? Ответ прост. Скорее всего, чтобы открыто показать все человеческие пороки. Не заслоняя их одеждой.

Двое в стеклянной сфере, покрытой трещинами — этим художник показывает, что короткий период любви — это обычно лишь слияние тел и плотские утехи. Такой путь ведет к грехопадению.

Любовь также недолговечна и хрупка, как стекло

Нидерландская пословица

Клубника, считающаяся природным афродизиаком, раскрывает похотливые намерения людей. Другие ягоды, которые также можно заметить на картине, — ежевика (символ чистоты Девы Марии) и земляника (символ праведности и трудолюбия). Рыбы имеют множество значений. Это могло означать любострастие или служить символом поста.

Еще один из символов сада — круг зверей и фонтан по центру, который служил источником вечной молодости. А звери, среди которых козероги и львы — «сатирическое изображение астрологии». Художник считал науку ересью. И с помощью картины хотел выразить и показать свое отношение к этому.

Шествие по кругу означает, что люди настолько погрязли в плотских наслаждениях, что не могут из них выбраться и вступить на другой, более праведный путь. Их единственный выход — продолжить жизнь в Аду, по мнению художника.

Правая часть триптиха — Ад

Или, как его еще называют искусствоведы, «музыкальный Ад». Грешники при жизни получали удовольствие, играя на инструментах, а в аду они испытывают от них муки. Дело в том, что в Средние века увлечение праздной музыкой воспринималось как низшее проявление.

Все изображенные образы имеют приблизительно одинаковую трактовку. Мученичество, плату за грехи, смерть, духовное разложение.

Похоть — это музыка плоти.

Нидерландское выражение

Странная голова, выглядывающая из полого яйца — главный проводник по Аду — демон. Чьи древесные ноги обуты в лодки. Его словно покачивает на плаву. Это указывает на порок — пьянство.

Ножи — символы мученической смерти и пыток. На картине, в Аду, много лестниц, черных птиц, пустых кувшинов. Все они означают людскую порочность.

Один из любопытных фрагментов — птицеголовый монстр, который пожирает души грешников. А на его голове изображен горшок, символизирующий безверие. Кувшины, обувающие его ноги, — признак хромоты, которую он получил, низвергаясь в преисподню Ада.

Ниже можно заметить девушку, которая страдает от бесконечных приставаний страшного существа с ослиной головой. Ужасно то, что она вынуждена терпеть и при этом смотреть на происходящее в зеркало.

Еще один страдающий от рвоты грешник олицетворяет грех чревоугодия.

Обнаженная девушка с игральной костью на голове, перевернутый стол, разбросанные карты — легко трактующийся фрагмент. Он показывает людскую зависимость от азартных игр, греховное падение. И, как следствие, тщеславие и алчность.

Еще одна деталь, на которую стоит обратить внимание, — существа, катающиеся на коньках по льду. Согласно средневековым представлениям, «нижний круг Ада представляет собой замерзшее озеро».


Картина «Сад земных наслаждений», несомненно, отражает идеи греха, расплаты за него и бесполезность суетной жизни, лишенной смысла и духовности. Произведение показывает жизнь людей, проходящих через чистоту и непорочность, через вкушение сладостных земных удовольствий и познание распутства, приводящего к мукам и страданиям. Художник показывает, что греховный путь человека, не знающего раскаяния, ведет к жестокой гибели.


post scriptum
Почему так много персонажей и скрытых символов?

По одной из версий считается, что Иероним Босх писал это произведение не для церкви, а для частной коллекции. У художника была договоренность с покупателем — создать картину-ребус. Заказчик хотел показывать ее своим гостям и развлекать их. Они, представители искушенного общества, разгадывали бы ее и праздно проводили время.

В 2002 году эту теорию выдвинул немецкий историк искусства Ханс Бельтинг.