Коллекционеры XX век — выставка, проходящая в небольшом, но очень уютном выставочном пространстве — KGallery с 27 ноября по 17 января. Выставка рассказывает о наиболее значимых коллекционерах Санкт-Петербурга. Среди них Михаил Боткин, Иосиф Рыбаков, Игорь Афанасьев, Пётр Корнилов, Иосиф Эзрах, Михаил Глазунов, Исаак Бродский и другие.
История коллекционирования в Петербурге началась со дня основания города (1703). Начиная с Петра I, все императоры и члены их семей собирали произведения искусства. На выставке представлен период собирательства — с конца XIX века до 1980-х годов XX века. Это время, когда создавались и формировались замечательные коллекции, ныне находящиеся в Эрмитаже и Русском музее.
Выставка «Коллекционеры XX век» показывает прекрасные уникальные работы из частных коллекций, которые интересны, на мой взгляд, с эстетической, технической, идейной точках зрения. На экспозиции можно увидеть даже «Портрет Ивана Щукина», принадлежащий кисти Сарьяна. Я думаю, все это доказывает, что в частных собраниях Петербурга хранятся произведения искусства, сопоставимые по художественной значимости с музейными шедеврами. Я убедилась в этом на выставке и спешу поделиться этими открытиями с вами в данной статье.
Для KGallery представление произведений искусства из частных собраний — это приоритетное направление в выставочной деятельности. Именно это отличает их от других выставочных центров и галерей города. Поэтому непременно посетите галерею при первой же возможности. Более того, в KGallery располагается уютное кафе и книжный магазин с богатой литературой по искусству, а также книгами, которые выпускает сама галерея. Также в продаже имеются множество виниловых пластинок, открыток и картин, различных рисунков.
“Коллекционеры XX век”
Рыбаков Иосиф Израилевич (1880-1938) — юрист и экономист, родился в семье торговца лесом в Киеве
Первая работа, приобретённая для коллекции, была куплена на аукционе в 1914 году — «Автопортрет» Василия Шухаева — эскиз к «Двойному автопортрету», где изображены в маскарадных костюмах художник и его друг Александр Яковлевич.
Вместе со своей женой, Лидией Яковлевной, Иосиф Израилевич собрал уникальную коллекцию работ своих современников — Василия Шухаева, Льва Бакста, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Константина Сомова, Валентина Серова и других.
Кроме живописи и графики в собрании семьи Рыбаковых были предметы декоративно-прикладного искусства и фарфор.
Часть коллекции Иосифа Израилевича разошлась по частным коллекциям и музеям, а другая — бережно хранится в семье Рыбаковых.
Афанасьев Игорь Дмитриевич (1904-1969) — химик, занимался исследованиями в области нефтехимии и нефтепродуктов
Со студенческих лет Игорь Дмитриевич был страстно увлечён собирательством произведений русского искусства конца начала веков. Кроме живописи и графики в собрание входили изделия по искусству.
Шедеврами коллекции того времени были «Портрет Ивана Щукина» Мартироса Сарьяна, полотна Бориса Кустодиева и других художников «Мира искусства» — объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов, основателями которого являлись Александр Бенуа и Сергей Дягилев.
В 1937 году Игорь Дмитриевич был арестован на 10 лет. Коллекция была конфискована: часть картин и редких книг была передана в музеи, часть — продана на аукционах или уничтожена. После заключения, был выпущен, смог вернуться к собирательной деятельности. Но в 1949 году был вновь арестован и отправлен в ссылку в Норильск.
Небольшая часть коллекции была спасена благодаря другу — Исааку Ефимовичу Добкину, который сохранил произведения у себя дома.
Палеев Илья Исаакович (1901-1970) — исследователь, преподаватель на кафедре теплофизики в политехническом институте, профессор
Большую роль в формировании Ильи Исааковича — коллекционера сыграл искусствовед и авторитетный собиратель Григорий Самойлович Блох. Собрание Ильи Исааковича складывалось с 1953 по 1970 год. В круг художественных интересов Палеева попадали работы участников различных объединений: «Союз русских художников», «Мир искусства», «Голубая Роза» и «Бубновый валет». Их работы он изредка покупал в комиссионных магазинах, чаще приобретал уникальные вещи по рекомендациям искусствоведов и посещал квартиры других коллекционеров и художников, с которыми он был знаком и близко дружил — Владимир Лебедев, Натан Альтман, Роберт Фальк.
Симина Надежда Григорьевна (1924-2017) — преподаватель истории, методист
Окончила музыкальную школу по классу фортепиано и вынуждена была прервать обучение в частной немецкой школе в 8 классе из-за наступления Великой Отечественной войны. Она с матерью были эвакуированы в Казань, где продолжила обучение, а после Надежда Георгиевна поступила на экономический факультет в Московский авиационный институт. Более того, она посещала занятия вечернего отделения искусствоведческого факультета МГУ и слушала лекции советских историков искусства.
Но закончить университеты не удалось. В 1944 году она переехала в Петербург и поступила на 2 курс исторического факультета, где познакомилась с профессором источниковедения — Сигизмундом Валком, который вскоре стал ее учителем и близким другом. После его смерти Надежда Григорьевна стала хранителем его собрания.
Магидсон Владимир Максович (1934-2019) — кандидат технических наук, ведущий инженер Петербурга, работал в лаборатории по разработке противосамолётных ракет, занимался телеуправлением метеорологическими радиолокаторами
Владивосток Максович начал заниматься коллекционированием с 1980-х годов. Сферой его интересов была живопись рубежа XIX — XX веков, особенно русский портрет. Первой значительной покупкой стала работа Богдана Виллевальде «Поимка шпиона». Помимо этого, Владимир Максович собрал прекрасную библиотеку книг и альбомов по искусству. Ещё одной страстью были люди мира искусства, с которыми он тесно общался и дружил. Ведь их связывала общая любовь к коллекционированию.
Владимир Максович обладал ровным и спокойным характером, что большая редкость для коллекционеров. У него был большой круг общения и его с удовольствием принимали и коллекционеры, и их наследники.
Ржевские Яков Александрович (1922-1998) и Иосиф Александрович (1922-2008) — братья коллекционеры
Уникальная коллекция братьев Ржевских, которую они собирали более полувека, включала произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства второй половины XIX — начала XX века. К концу 1930-х годов сформировалась коллекция изделий из ткани, вышивки, библиотека старинных книг по русской литературе.
В 1941 году братья ушли на фронт, а их родители, изнуренные голодом блокады, уехали в эвакуацию, оставив коллекцию в Ленинграде. В 1945 году Иосиф и Яков вернулись в пустую квартиру — коллекционное собрание было украдено. В этом же году Яков Александрович купил этюд Николая Дубовского: покупка стала отправной точкой в собирательстве Ржевских.
Основную часть коллекции составляли живописные и графические произведения Ивана Айвазовского, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Михаила Нестерова, Зинаиды Серебряковой, Мстислава Добужинского и других. В собрании также представлены предметы мебели, напольные и каминные часы Западной Европы и России XVIII — XIX веков.
В декабре 1998 года Яков и Иосиф Ржевские передали свою коллекцию в дар Русскому музею.
Их собрание вошло в постоянную экспозицию Мраморного дворца под названием «Коллекция петербургских собирателей братьев Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских».
Корнилов Пётр Евгеньевич (1896-1981) — археолог, исследователь, преподаватель теории и истории искусств, автор статей и воспоминаний о художниках
Собирать коллекцию Пётр Евгеньевич начал ещё в студенческие годы. Благодаря своему преподавателю и впоследствии близкому другу Петру Максимовичу Дульскому приобщился к искусству.
Первыми приобретениями Петра Корнилова были редкие цветные репродукции и книги по искусству.
После Гражданской войны Пётр Евгеньевич, сблизившись с казанскими художниками-графиками, начал собирать гравюры и книжные знаки. Позднее его коллекция пополнилась в Петербурге, где он тоже сблизился с многими художниками.
Коллекция графического искусства Петра Евгеньевича не только имеет образовательное значение, но и является уникальным собранием, без которого сложно представить феномен Ленинградского коллекционирования XX века.
Статья написана по материалам одноименной книги о выставке «Коллекционеры XX век. Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград — Санкт-Петербург», выпущенной в 2020 году галереей KGallery.
«Без деятельности собирателей мы не имели бы, возможно, ни одного из ставших всемирно знаменитыми художественных музеев мира.»
А. А. Сидоров
Leave a Comment