Маэстро Филип Трейси. Эта грандиозная выставка показывает 46 эксклюзивных шляпок ирландского модельера, культового дизайнера в мире высокой моды. Экспозиция располагается в музее современного искусства «Эрарта» и продлится до 21 марта 2021 года. Это уже вторая выставка Маэстро в Петербурге. Впервые его шляпки были показаны в 2015 году, в этом году Филип Трейси приехал в Россию вновь, на 10-летие музея современного искусства «Эрарта».
Детство Филипа Трейси
Филип Трейси родился в 1967 году в ирландской деревне Ахаскре. Там его родителям, Джеймсу Винсенту Трейси и Кэти Агнес, принадлежал частный дом и хлебный магазин. Семья жила напротив церкви, где часто проходили свадебные торжества. Маленький Трейси любил рассматривать участников мероприятий и их наряды.
Филип вспоминал об этом времени так: «Свадьбы были для меня эквивалентом модных показов. То, как были одеты молодожены и гости, поражало мое воображение. Все эти существа в своих невероятных нарядах казались мне верхом совершенства, ведь места, откуда я родом, сложно назвать гламурными.»
Интерес к шитью появился у Филипа достаточно рано. В возрасте 5 лет на уроке труда ему захотелось вместо столярного инструмента освоить швейную машинку, чтобы смастерить наряд для куклы сестры.
Трейси чувствовал, что он мог бы с легкостью создать красивые шляпки для кукол.
Тем более, что все необходимые материалы находились дома — разноцветные перья куриц, гусей, фазанов и уток.
Единственным препятствием было то, что мама не позволяла сыну близко подходить к своей швейной машинке. Но Филип был настолько очарован этой маленькой иглой, идущей вверх и вниз, соединяющей ткань, что использовал машинку, когда мама выходила кормить цыплят. На это у него было всего минут пять — «если бы мама застала меня, мне бы сильно влетело», — вспоминает Филип Трейси. Впрочем, вскоре юный Филип начал шить кукольные наряды уже не таясь.
Спустя много лет маэстро рассказывал: «Как-то наш сосед, у которого мы были в гостях, спросил моего отца: «Тебе не кажется странным, что мальчик шьет платья для кукол?». А отец ответил: «Пусть занимается чем угодно, лишь бы он был счастлив.» Как это было великодушно с его стороны, вы только представьте.
Юность Филипа Трейси
Трейси поступает в колледж, до окончания которого изготовление головных уборов для мальчика — это всего лишь хобби. Но после прохождения стажировки у шляпника-авангардиста Стивена Джонса юноша понял — создание шляпок привлекает его больше, чем создание нарядов.
В 1988 году начинающий модельер Трейси проходит собеседование в Королевский колледж искусств в Лондоне, в котором рассказывает о своем увлечении. Он стал первым студентом, зачисленным на только что организованный курс по изготовлению головных уборов.
Год спустя модельер показал одну из своих шляп редактору журнала Tatler, неподражаемой Изабелле Блоу. Знакомство с ней изменило жизнь Филипа.
Звезда модной журналистики попросила его изготовить для нее свадебный головной убор. Церемония проходила в Глостерском соборе. Образ невесты произвел фурор: мисс Блоу шла под венец в платье из фиолетового бархата с вышивкой в виде ожерелья и шляпке, напоминающей средневековый шлем.
Еще до окончания свадебного путешествия она пригласила Трейси поселиться у нее дома и создавать шляпки. Филип согласился.
Становление Филипа Трейси ведущим модельером Европы и мира
Изабелла Блоу познакомила 23-летнего шляпника со знаменитыми модельерами Маноло Блатником и Рифатом Озбеком, fashion — журналистом Андре Леоном Телли, а затем организовала встречу с легендой высокой моды — Карлом Лагерфельдом.
Вскоре в карьере молодого кутюрье произошел стремительный взлет: Филип зарегистрировал собственную торговую марку, открыл магазин в Лондоне и начал изготавливать уборы для модного дома Chanel. Первая шляпа, созданная в этой коллаборации, предстала перед миром на обложке «Vogue». Над головой канадской супермодели Линды Евангелисты горделиво возвышалась ажурная конструкция, украшенная черными перьями и напоминавшая птичью клетку. Этот снимок стал символом триумфа Трейси.
В течение следующих десяти лет Трейси достиг многого:
- Представил свои творения на Биеннале во Флоренции
- По просьбе Александра Маккуина создал коллекцию головных уборов для модного дома
- Стал первым дизайнером шляп, приглашенным представить коллекцию на Неделе высокой моды в Париже
- Получил звание «Лучший международный дизайнер» от и докторскую степень от Национального университета Ирландии
- За вклад в развитие индустрии моды Филипу Трейси был присвоен орден Британской империи
Выставки созданных Филипом Трейси шляп проходили в ведущих музеях мира, включая Музей Виктории и Альберта (Лондон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк) и Палаццо Питти (Флоренция).
Материал о детстве и юности модельера был представлен на выставке в Эрарте. Мне он показался очень увлекательным и интересным, поэтому я захотела поделиться им в данной статье.
Маэстро Филип Трейси
Филип Трейси — больше чем талантливый человек. Он невероятно умён, оригинален и экстраординарен в своём творчестве. Художник имеет безупречный художественный вкус, обладает безграничной фантазией и способен создать настоящий шедевр, подлинное произведение искусства, которое достойно внимания.
Маэстро Филип Трейси постоянно экспериментирует с новыми материалами, цветами и формами, использует для создания своих шляп перья, растения, металл, кристаллы, мех, текстиль и много-многое другое. А источником для вдохновения может стать все, что угодно. Лебедь, диско-шар…
Шляпки Филипа Трейси были созданы для знаменитейших див Голливуда — Сары Джессики Паркер, Грейс Джонс, Кэти Перри, Леди Гаги и одного из ее видеоклипов «Marry the Nignt», Мадонны и многих других звезд. Маэстро вдохновлялся даже творчеством художника Энди Уорхола. По его графическому эскизу модельер создал причудливую шляпку, которая представлена на выставке.
Интересно, что Филип Трейси создавал однажды шляпки для одного из фильмов о Гарри Поттере («Гарри Поттер и Кубок огня», режиссёр Марк Ньэлл). Это голубые утонченные шляпки были предназначены для магической школы Шармбатон.
К известным работам мастера также относятся шляпы для бренда Chanel, для Карла Лагерфельда, для Валентино и Ральфа Лорена.
Все эти имена и бренды, с которыми сотрудничал маэстро Филип Трейси, говорят нам о его престиже, масштабах как творчества, так и самой личности, о его широком признании в Европе и за последнее десятилетие в России. Это способствовал музей современного искусства «Эрарта», как вы могли заменить.
«Шляпы должны вызывать эмоции. Их смысл как раз в томм, чтобы пробуждать в вас определенные чувства. Я люблю, когда шляпы заставляют сердца людей биться чаще», — считает Маэстро Филип Трейси.
О собственной работе Филип Трейс говорит так: «Мне не нужны швейные машинки, вот мои руки…». Работа дизайнера так искусна и утонченна благодаря тому, что создана собственноручно. Художник уделяет много времени на то, чтобы создать уникальную шляпку, придать ей эстетически красивую и безупречную форму. Заниматься этим — счастье и страсть для Филипа, которые он проносит сквозь всю свою жизнь.
Филип Трейси — пример человека, имеющего мечту и реализовавшего ее благодаря своему упорному труду и энтузиазму, не покидающего на творческом пути. Это вызывает у меня глубокое уважение и бесконечное восхищение перед автором.
Имя Филипа Трейси ассоциируется со шляпами столь же прочно, как имя Пабло Пикассо — с кубизмом.
Павел Маркайтис, руководитель Арт — отдела современного искусства «Эрарта»
Любимая шляпа Филипа Трейси — это…
"Корабль". Трейси уверен, что именно эта работа воплощает в себе все поэтические представления о шляпе. «Сама мысль о том, что можно носить на голове парусник, может показаться несколько фантастической, — говорит дизайнер. — Но только не для моей подруги Изабеллы Блоу, которая и вдохновила меня на создание этой шляпы». Из статьи журнала "VOGUE".
Филип Трейси и Петербург
"Я был приятно удивлен, когда меня пригласили вернуться в музей "Эрарта" с новой выставкой. Когда я приехал в Петербург впервые, то не мог представить себе, что люди здесь проявят такой интерес к моим шляпам. Чем ближе я знакомился с городом, тем более элегантным он мне казался, — размышляет Трейси. — Здесь повсюду шляпы: посмотрите на великолепный Спас-на-Крови — его купола напоминают фантастические шапки. Петербуржцы живут в окружении элегантности и красоты, а ведь я тоже стремлюсь создавать красивые и элегантные вещи". Из статьи журнала "VOGUE".
Секрет успеха Филипа Трейси кроется в безграничном воображении и смелости в воплощении идей. Ум и фантазия — вот, что применяет дизайнер для создания своих шляпок.
Маэстро Филип Трейси — новатор в мире высокой моды. Он выдвинул шляпы на новый уровень, вышедший за пределы ее обычного использования. Филип придал этому головному убору значение, смысл, красоту и сделал его средством самовыражения и предметом высокого искусства. За это Филип Трейси войдет в мировую историю.. О нем будут вспоминать и говорить спустя годы, использовать его подход к работе как источник вдохновения. Этот человек и его творчество уникально.
Я имел удовольствие бросить вызов представлению людей о том, как должна выглядеть шляпа в XXI веке. Я делаю шляпы, потому что люблю их. Это загадочный объект служит не только для украшения, но и для того чтобы чувствовать себя хорошо.
— Маэстро Филип Трейси
Я счастлива иметь возможность побывать на выставке произведений Филипа Трейси, написать об увиденных шляпах в этой статье и смонтировать видео о выставке (см. ниже или на моем YouTube канале)
Выставка Маэстро Филипа Трейси действительно очень необычная и роскошная. Глаз радуется такой красоте! Чудесная интересная статья, а видео просто завораживает. Конечно, очень хочется посмотреть вживую, разглядеть все тонкости изготовления шляпок. Мне, как швее, любопытно, как они созданы. Это просто невероятные шедевры!
Спасибо за возможность узнать о замечательном модельере и лицезреть его искусство.
Я понимаю ваше желание увидеть эти шляпки вживую. Это по истине какая-то магия — присутствовать на выставке Филипа Трейси в Эрарте. Атмосфера особая и чарующая.
К слову о создании подобных произведений искусства: все начинается с маленьких эскизов, которые после воплощаются в жизнь. К примеру, вот акварельный эскиз, который вы можете увидеть ниже, сделан Кристианом Диором для шляпника Клода Сен‑Сира в 1937 и рядом шляпа из атласа, крепдешина и гусиных перьев, созданная Стивеном Джонсом по рисунку Кристиана Диора.
Просто, но гениально!