Место, в котором жил и творил талантливый петербургский скульптор Михаил Аникушин, в котором он создавал свои великие произведение искусства — это его мастерская, находящаяся на Вяземском переулке, посреди цветущего и благоухающего сада. Ныне там располагается Музей городской скульптуры, в нем проводятся временные выставки, обучающие мастер-классы, экскурсии и арт-медиации.
Мастерская Аникушина поражает с первого взгляда своим большим пространством. Невероятно высокие окна, из которых красиво льётся солнечный свет на экспонаты музея. Очень светлое, органичное и гармонично обустроенное место. Есть центральный зал, в котором на данный момент располагается прекрасная выставка «Когда дерево станет камнем». Есть зал скульптурных портретов, созданных Михаилом Константиновичем Аникушиным, также можно осмотреть его личную мастерскую, в которой сохранились его личные вещи, коллекция произведений искусства, его творческие материалы, находки, скульптурные эскизы, фотографии и многое другое. Ещё в музее можно увидеть гостиную, в которой жил скульптур, в которой он принимал гостей и приятно проводил время.
Творчество Михаила Аникушина
Две самые важные работы в жизни Михаила Константиновича Аникушина — памятник Александру Сергеевичу Пушкину на Площади Искусств в Санкт-Петербурге и памятник Антону Павловичу Чехову в Москве.
Скульптур очень кропотливо, серьезно подходил к созданию работы. Сначала он собирал материалы о том человеке, чей портрет собирался лепить. Затем он создал бесчисленное количество скульптурных эскизов. Лепил динамично и стремительно, со страстью. Он старался передать характер, выразительность.
Лично для меня монументальность не в гигантских размерах, а в четкости и глубине мысли, точности формы, соотношений и ритма
Михаил Аникушин
Скульптуры Аникушина располагаются не только в Петербурге, но и за его пределами. В Калининграде и Москве. А также в других странах: Индии и Финляндии. География его работ обширна.
Мастерская Аникушина
В мастерской скульптора располагается масса его интересных находок, творческих материалов, личных фотографий, прекрасных картин и красивых статуэток. Мастерская была для Михаила Константиновича сокровенным местом, его личной творческой территорией и рабочим пространством. Здесь была создана такая грандиозная работа, как памятник Антону Чехову. Сохранилось множество его скульптурных эскизов к монументу. Также Аникушин создавал гипсовые копии известных скульптур Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (находится в Государственном Эрмитаже) и «Тондо Барджелло», которые можно увидеть в мастерской.
Михаил Константинович Аникушин считал, что «поиски скульптурного образа начинаются ещё в архивах, а заканчиваются в глубине своего сердца». Это глубокий подход к созданию шедевра, я думаю. Очень трепетный и нежный. Он проделывал по истине колоссальную работу, повторюсь ещё раз, потому что неправильно умалять его труды. Он изучал своего героя до мельчайших подробностей — изучал его жизнь, личность, творчество. Занимался поиском его хроники, прижизненных изображений, монографий, знакомился с перепиской и воспоминаниями современников.
Михаил Аникушин собрал массу иллюстративных материалов, архивных снимков, газетных и журнальных статей, по которым создавал скульптуру. Сейчас у нас, посетителей, есть большая возможность все это увидеть, пронаблюдать. Это удивительно и очень интересно, особенно для тех, кто непосредственно имеет отношение к созданию скульптурных работ.
Выставка «Когда дерево станет камнем»
Эта выставка заинтересовала меня своими необычными экспонатами. К примеру, на экспозиции присутствуют органические конструкции, экспонаты, похожие, на мой взгляд, на кинетические, потому что их акцент — это движение. Мое внимание привлек экспонат — «Звуки времени». Это деревянные дощечки, издающие различные звуки, наклонившись к которым можно услышать шелест травы, дуновение ветра, течение ручья, звуки из улья, тикание часов и многое другое.
Дерево в скульптуре остаётся живым, становится произведением искусства
Я люблю в искусстве нечто такое, что можно ощутить на слух, а не только увидеть глазами. Хотя я глубокий визуал, и информация, полученная на слух в 90% случаев не усваивается и не запоминается. Но эти природные звуки, исходящие из древесины я до сих пор не могу забыть. Так уж они впечатлили меня. Каждой клеточкой своего тела я помню их звучание. Помню, как мурашки по моему телу пробегали в то время, когда я впервые услышала эти звуки. На секунду мне показалось, что я пронеслась сквозь тысячи расстояний и оказалась на берегу моря, а ветер развевая мои волосы и чайки кружили над водой…
На выставке также мое внимание был приковано к нескольким скульптурам: «Разбег» и «Наблюдатель» Кирилла Копылова, а также «Человек, сидящий над травой» Олега Жениленко. Мне кажется, они выглядят по-модернистски плавно и органично, словно это камень, о который прилив воды бился долгое время, и из него получилась эта причудливая скульптура. Также были экспонаты, которые отражали свет. Один из них — «Вспышка». Я думаю, он имеет такое название потому, что когда солнечный свет из окна светил на эту работу, по центру которой сделано небольшое зеркало, оно отражало свет в виде яркой ослепительной вспышки. Но это лишь мои догадки.
Выставка «Когда дерево станет камнем» представляет из себя работы современных скульпторов. Более 20 авторов выставили свои творения. Среди них Лукас Аронс, Валерий Бытка, Виктор Грачёв, Виталий Датченко, Евгений Духовный, Дмитрий Каминкер, Алексей Лебедев и многие другие. Они вдохновлялись процессами, происходящими в природе. Их завораживали формы, которые перерождаются в нечто новое и проявляют себя во втором и третьем лице. Например, ползающая гусеница, которая превращается в летающую бабочку, после того как поживет в своём коконе. Эти размышления навели скульптура Сергея Соринского на создание работы «Коконы».
«Одни работы — это личные истории и воспоминания скульпторов, другие — переосмысление давно ушедших эпох, третьи — наблюдение за временем и попытка понять его сущность.»
На мой взгляд, субъективный и неоднозначный, как и все искусство в целом, выставка «Когда дерево станет камнем» — это совокупность кинетического и модернистского искусств. Она современна и актуальна в наши дни, потому что отражает интерес XXI поколения к органике, растительности, духовному развитию, просветлению, познанию себя, бытия, жизни, смысла в ней, а также показывает желание быть ближе к природе, чувствовать единство с ней. Выставка проникнута размышлениями авторов об изменениях и постоянстве нашей жизни, о сиюминутном и вечном, о вневременных циклах.
На выставке можно погрузиться в Арт-медиации, а также прослушать познавательную экскурсию с аудиогидом, пройти захватывающий мастер-класс, научиться лепить из гипса и создать прекрасную работу.
Меня очень вдохновила выставка! Мне кажется, Мастерская Аникушина — это не просто историческое место, но и творческое пространство, которое живет и дышит настоящим временем, развивается вместе с ним и предлагает зрителю все новые и новые формы познания одной из впечатляющих граней искусства — скульптуры.
Leave a Comment