“Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России” – выставка, на которой можно увидеть множество эффектных с эстетической точки зрения экспонатов.

Кинетическое экспонаты на выставке: движущиеся конструкции, мобили, скульптуры, которые трансформируются из одной интересной формы в другую, оптическая живопись, графика, коллажи, фотографии, видео-проекции, звуковые и световые инсталляции, а также различные интерактивные объекты.

767e8eaf 4907 4507 a209 b5542d4760c8 1
ЦВЗ “Манеж”

В чем заключается идея кинетического искусства?

В первую очередь, кинетизм – синтез искусства и самых современных технических средств. Художники-кинеты представляют свои произведения искусства из металла, стекла или других материалов с помощью света и движения.

Кинетический искусство "Волна" из нержавеющей стали, бамбука, кальки и электродвигателя. Создан Владимиром Мартиросовым.
Владимир Мартиросов
Объект “Волна” (Нержавеющая сталь, бамбук, калька, электродвигатель)

Трансформация – главный принцип данного направления.

“Современное кинетическое искусство, используя новейшие технологии и принципы программирования, демонстрирует непредсказуемость художественного произведения, открытость интеллектуальному контексту, внешней среде и, разумеется, зрителю, от чьего восприятия зависит конечный смысл произведения.”

Динамика и игра теней создают очень сильное визуальное впечатление. Оно, в свою очередь, влияет на сознание человека. Так, зритель видит и слышит то, что находится за пределами понимания реальности. Но это существует, потому что есть возможность услышать цвет и увидеть звук.

Кинетическое искусство

Казалось бы, оксюморон, но это всего лишь оптическая и звуковая иллюзия, вследствие которой человек начинает чувствовать себя способным производить и генерировать в своей голове новые идеи. Он начинает понимать, что искусство выходит за рамки привычного, ломает стереотипы, выходит на новый уровень развития. Это означает, что и он может мыслить шире, воплощая в жизнь свои самые смелые фантазии.

На мой взгляд, кинетическое искусство побуждает зрителя к экспериментам.

Кто и когда заложил истоки кинетического искусства в России?

В ответе на этот вопрос следует вспомнить известный проект Владимира Татлина “Памятник III Интернационалу” (1919). Это спиралевидная конструкция, которая включает в себя четыре объема из стекла (куб, пирамида, цилиндр и полусфера). Они взяты в механическую сетку. По авторской задумке, данная конструкция должна была вращаться с разной скоростью и с разными промежутками времени. Тем самым, воплощая кинетическую сторону данного сооружения. Предпосылкой к созданию “Башни Татлина” является “Угловой контррельеф” (1915-1925) – парящие формы, закрепленные при помощи тросов и крепежных деталей.

Кинетическое искусство
Анаглиф изображения “Башни III Интернационала” на выставке кинетического искусства в ЦВЗ “Манеж”

Началом всякого нового – каждого- (волевого усилия, следствия, явления трансмутации, жизни, искусства и т.д.) является движение, как изменение в распределении противоположностей, как смена предшествующего состояния,вытекающего из внутренней тенденции к противному.

Лев Нусберг

Работы с выставки кинетического искусства

Вячеслав Колейчук создавал работы в технике штриховой стереографии – когда на стальную поверхность наносится множество насечек. Падающий на эту гравированную поверхность свет создает оптическую иллюзию объемного объекта. 


В обиход художественного творчества входит направление поиска объектов с элементами интеллектуальной игры, содержащих в себе одновременно и некую пластическую визуальную задачу, и ее решение.

Вячеслав Колейчук

Коллаж Вячеслава Колейчука "Крылья. Пейзаж с маяком", созданный в 1985 году
Кинетическое искусство
Вячеслав Колейчук “Крылья. Пейзаж с маяком”
Коллаж, 1985

“Я утверждаю всю убежденность в пульсации всех отдельностей мироздания и их сообществ. Пульсируют солнца, пульсируют сообщества звезд, пульсируют атомы, их ядра и электронная оболочка, а также каждый входящий в нее электрон. Но такт пульсации нашей галактики так велик, что нет возможности ее измерить. Никто не может обнаружить начало этого такта и быть свидетелем его конца.” – писал Виктор Хлебников.

Художники-кинеты не только искали новые формы воплощения своих творческих замыслов, но и реализовывали их в сфере дизайна, архитектуры, градостроительства, организации окружающей среды. 


Проект “Лаборатория будущего. Кинетическое искусство” концептуален, невероятно интересен и уникален. Я считаю, это новая эра в современном искусстве. На мгновение мне показалось, что кибернетика, трансформация объектов, синестезия смогли ввести меня в состояние глубокого погружения в себя. Кинетика обладает способностью менять, приводить в движение, потому как она самой таковой и является. Она побуждает человека осуществлять свои идеи и не бояться придумывать что-то новое и неординарное.

Истории о людях, чьи гениальные проекты я увидела, наталкивают на мысль что ничто не проходит бесследно в истории развития человечества. С каждым днем вступает все больше новейших “умных” технологий. Если раньше невозможно было представить, что искусство станет настолько трансформирующимся и живым по своей форме, то сейчас это видимая и осязаемая реальность.