В этой статье я хочу рассказать о людях, которые внесли большой вклад в развитие кураторского дела.
Александр Дорнер (1893 — 1957)
В 1925-1937-м Александр Дорнер был директором музея Ганновера. В нем он приглашал художников придумывать новые и динамичные формы для того, чтобы музей начал меняться, развиваться и трансформироваться в нечто новое.
Стоит вспомнить о том, что начало XX века — это период в истории, когда художники-авангардисты изменили общепринятый взгляд на искусство.
В чем заключался вклад Александра Дорнера в историю кураторства?
Он первым начал побуждать таких художников, как Фредерик Кислер, Вальтер Гропиус, Эль Лисицкий, самих придумывать новые способы презентования своих произведений. Это могли быть самые экспериментальные формы.
Например:
В 1927 году Дорнер пригласил Лисицкого для создания одного из залов музея. Ответом художника стал «Абстрактный кабинет«, экспонаты которого посетители могли передвигать на подвижных панелях.
Александр Дорнер предоставил художникам и дизайнерам самим взаимодействовать с выставочным пространством.
Он считал, что музеи должны быть гибкими в организации экспозиции, служить местом встречи искусства с реальностью.
Дорнер говорил, что время традиционных, классических выставок уже ушло. Они основывались на порядке и остабильности. Но в повседневной жизни мы сталкиваемся с богатством выбора. Поэтому сейчас, в современном мире искусства, более интересными будут те выставки, в которых есть что-то, что искушенный и пресыщенный искусством зритель еще не видел.
Виллем Сандберг (1897 — 1984)
Сандберг был одним из самых серьезных музейных реформаторов ХХ века. Он придумал стиль и лицо музея Стеделек в Амстердаме, в котором он был сначала куратором (в 1938 году), а затем и директором (1945-1962).
Виллем Сандберг оставил свой след во всех сферах деятельности музея: обновил его внешне, добавил ресторан и детский центр. Он дизайнер-самоучка, делал каталоги выставок и выпускал большое количество постеров. Тем самым разработав узнаваемый и выразительный стиль.
Сандберг, не соглашаясь с традиционными характеристиками высокого искусства, расширил коллекцию музея за счет графики и промышленного дизайна.
Уолтер Хоппс (1932 — 2005)
С первых своих дней в выставочном деле Хоппс стремился привлечь внимание публики к новым художникам и идеям. Он сформулировал одно из главных правил куратора: работы не должны быть препятствием для осуществления выставки.
В 1975 году Уолтер Хоппс стал автором величайшей демократической выставки «Тридцать шесть часов» в Музее временного искусства в Вашингтоне. Он предложил публике приносить собственные творения. Единственным условием было — чтобы они проходили в дверь. Хоппс лично приветствовал каждого художника, устанавливал его работу на определенное место. Таким образом, он собрал около 400 произведений.
Рене Д’Арнонкур (1901 — 1968)
Он был одним из влиятельнейших музейных директоров США ХХ века в Музее современного искусства (Museum of Modern Art, MoMA) в Нью-Йорке (1949-1968).
Для своей выставки «Индейское искусство США» в МоМА он позвал художников, рисующих песком, предложив им создавать картины прямо в музее.
Рене Д’Арнонкур положил начало новому стилю в демонстрации экспонатов, организуя их вокруг общих точек притяжения, а не согласно месту в истории. Эта идея лежала в основе его новаторской выставки «Вневременные аспекты современного искусства» (1948-1949). Куратор собрал вместе коллекцию тех работ, которые охватывают 75 тысяч лет и имеют одно и то же место происхождения.
Понтус Хультен (1924 — 2006)
Выставки Понтуса Хультена заметно повысили статус кураторской деятельности и заставили пересмотреть принципы существования музеев.
Moderna Museet (Музей современного искусства, в котором он был директором в 1960-1973 годах) превратил в один из лидирующих. В нем он совместил все формы искусства — театр, танец, живопись, кино и прочее. По мнению куратора, музей должен быть открытым и изменчивым пространством, занимающимся не только показом картин и скульптур, но и проведением публичных мероприятий — кинопоказов, лекций, концертов, дебатов.
Итак, все эти люди внесли огромнейший вклад в развитие кураторского дела. Кураторы современности обновили, переосмыслили музей как институт, который теперь постоянно пребывает в трансформации.
Leave a Comment