Художники прерафаэлиты — группа молодых художников, считавших, что искусство необходимо реформировать, а для этого следует вернуться к Веку Веры, к эпохе до Рафаэля, когда «художники были честными перед богом», когда они помышляли не о земной славе, а о славе Господа.
Прерафаэлизм (или иначе викторианский авангард) — это направление в английской живописи, зародившееся во второй половине XIX века.
Английское сообщество молодых художников
В 1898 году было основано «Братство прерафаэлитов» (Pre-Raphaelite Brothers — PRB) — первое авангардное движение в Европе. Это группа молодых английских художников, которые стремились обновить современную им английскую живопись. Она, по их мнению, находилась на стадии умирания.
Первоначально в «Братство прерафаэлитов» входило 7 «братьев»: Джон Эверетт Милле, Уильям Холман Хант, Данте Габриель Россети; его младший брат, художественный критик, Майкл Россети, скульптор Томас Вулнер, Фредерик Стивенс и Джеймс Коллинс.
В своем творчестве они стремились возродить искренность, ясность и простоту раннего итальянского искусства треченто и кватроченто, то есть искусство до Рафаэля. Отсюда и название группы — прерафаэлиты.
Лидерами группы были три студента Королевской Академии искусств: Джон Эверетт Милле, Уильям Холман Хант и Данте Габриель Россети — самый радикально настроенный и активный член братства.
Прерафаэлиты отказались от чопорных академических традиций.
Их творчество — это новый свежий взгляд на искусство. Они не просто писали необычные картины согласно своим эстетическим взглядам. Они создавали целый мир.
Особенности живописи прерафаэлитов:
- Прерафаэлитами были изобретены новые технические приемы, которые позволяли им создавать необычно яркие, звонкие оттенки цвета.
Что же они делали для этого?
Прерафаэлиты писали маслом по сырому белому грунту или по слою белил.
Помимо яркости красок, выбранная техника позволила сделать работы художников еще и более долговечными. Таким образом, работы прерафаэлитов сохранились в первозданном виде до наших дней.
- Художники-прерафаэлиты достоверно изображали природу. Они начали писать на пленэре, отказавшись от работы в мастерской. Прерафаэлиты придавали большое значение тонкой проработке деталей.
Еще задолго до импрессионистов они стали изучать особенности цвета и света. Многие холсты они писали прямо на открытом воздухе, стремясь передать все нюансы окружающего мира.
- Художники-прерафаэлиты нередко черпали сюжеты из Библии и древнегреческой мифологии. Они увлекались темами Средневековья, идеализируя романтику того времени. Популярными были истории о короле Артуре, а излюбленными героями — Галахад и Элейн, Ланселот и Гвиневра, Мерлин и Дева Озера.
- В качестве моделей они приглашали не профессиональных натурщиков/натурщиц, а своих родственников и знакомых, порой обычных людей с улицы.
- Работы прерафаэлитов наполнены духовной символикой, отсылающей нас к идеалам рыцарства, христианским добродетелям и подвигам.
Многочисленные предметы на их полотнах не только скрупулезно написаны, но и полны смысла. Листва, цветы, деревья, стихии и силы природы — все имело значение.
Вот наиболее частые символы, к которым прибегали прерафаэлиты:
- Лилия означала целомудрие, а розы и жимолость — земную любовь
- Яблоко — грехопадение
- Птица — душа или любовь
- Ворон — смерть
- Море — вечность, ручьи — поток, вода — связующее звено между жизнью и смертью
- Ветер — тоска, безысходность, отчаяние
- Книга — добродетель души
Идеи «Братства прерафаэлитов»
Художники-прерафаэлиты хотели воскресить традиции религиозной живописи. Но не стремились к условным образцам алтарной картины. Произведения прерафаэлитов не подходили для оформления церквей. Они носили скорее литературный и поэтический характер.
Британская галерея Тейт, Лондон
В своих картинах молодые художники-прерафаэлиты воспевали культ женской красоты. Они считали, что женственность (рыжие длинные волосы, большие глаза) украшает женщину.
Для них они становились более очаровательными и очень привлекательными. Образы героинь полотен прерафаэлитов обладают истинной женской красотой, их внутренний мир наполнен гармонией и духовностью.
Художники-прерафаэлиты вдохновлялись романтической литературой (особенно сонетами Шекспира), поэтому и стремились сделать своих героинь схожими с романтическими героинями книг.
Последователи прерафаэлитов, не входившие в «Братство»
Альма-Тадема Лоренс (1836 — 1912)
Художник в совершенстве владел техникой масляной живописи. Он умел передать глубину пространства и многочисленные нюансы воздушной среды, эффекты яркого солнечного освещения, ажурную прозрачность теней, складки ткани и фактуру мрамора. По мастерству изображения деталей Альму Лоренсу не было равных среди современников.
Альма-Тадема Лоренс очень любил путешествовать, особенно по Италии. Её природа и тысячелетняя культура служили для художника неиссякаемым источником вдохновения.
Тема античности в творчестве Лоренса занимала главное место. На своих полотнах художник изображал повседневную жизнь греков и римлян. Это могли быть праздники, рынки, термы, интерьеры вилл и простых домов, досуг знати и простых горожан, а также другие сюжеты.
В Италии Лоренс жадно впитывал все мелкие подробности яркой и самобытной жизни, открывшейся ему. Особое внимание он уделял шедеврам архитектуры, скульптурам и прикладному искусству.
Мастер посетил развалины Помпей, сделал множество фотоснимков, которые впоследствии послужили богатейшим материалом для его полотен. Художник в течении всей своей жизни использовал фотографии в работе над своими картинами и не скрывал этого. Он не обращал внимания на презрительное отношение некоторых коллег и ценителей живописи.
Он был настоящим энтузиастом фотоискусства. Альма-Тадема Лоренс оставил после себя свыше 150 альбомов со снимками, которые сегодня хранятся в университете Бирмингема.
Почти ни одна картина художника не была обойдена критикой. Лоренса не раз упрекали в легкомыслии и отсутствии моральных установок. Доставалось и его жене Лауре, постоянной модели художника. Критики бесцеремонно обсуждали достоинства и изъяны ее фигуры.
Джон Кольер (1850 — 1934)
По некоторым источникам, художник все же входил в «Братство». Но информация двояка. Его работы по стилистике и приемам только частично схожи с картинами прерафаэлитов.
Кольер был автором многочисленных полотен на историко-мифологические темы, что помимо манеры, сближает его с прерафаэлитами.
Художественная галерея и музей Герберта, Ковентри
Одна из самых известных картин художника — «Леди Годива». Сюжет для этой работы художник позаимствовал из народной легенды, согласно которой Годива, жена графа Леофрика, правителя Ковентри, обнаженная, проезжает на коне по опустевшему городу. Она приказала жителям Ковентри закрыть ставни и не выходить из домов, чтобы выполнить условие мужа, обещавшего взамен снизить налоги.
Кольер был также талантливым иллюстратором. Он сделал множество иллюстраций к произведениям английской классической литературы.
Герберт Джеймс Дрэппер (1864-1920)
Художник родился в Лондоне. Прежде чем начать интересоваться искусством, изучал науки. Дрэппер учился в Школе изящных искусств при Королевской Академии, регулярно выставлялся на академических выставках. В раннем возрасте пробовал себя как журнальный и книжный график, работал монументалистом.
Дрэппер был одним из последователей классической традиции прерафаэлитов. На художника особенно повлиял Джон Уильям Уотерхаус. В их работах много общего: живописная манера, выбор любимых тем и персонажей.
Художник часто обращался к теме моря. Его знаковой работой на эту тему является картина «Морская дева», написанная в 1894 году. Чтобы создать эту картину, Дрэппер много времени проводил на рыбной шхуне, наблюдая за рыбками и делая зарисовки. Благодаря «Морской деве» художник завоевал репутацию мастера многофигурной композиции.
Еще художник создавал картины на сюжеты античной мифологии: «Оплакивание Икара»(1898), «Золотое Руно» (1904), «Дитя воды»(1900), «Одиссей и Сирены»(1909) и многие другие.
Критики оценивали работы Дрэппер как поверхностные и легкомысленные из-за кажущейся легкости, но на самом деле картины художника написаны с мастерством. К каждой картине Дрэппер создавал множество разнообразных эскизов и набросков. Это говорит о том, как много и кропотливо он работал над созданием образа персонажа.
Френсис Бернард Дикси (1853-1928)
Дикси родился в семье известного художника Томаса Френсиса Дикси, поэтому первые уроки живописи получил от своего отца. Позже юноша поступил в Школу изящных искусств при Королевского Академии в Лондоне, как и Дрэппер. Дикси, как и многие другие художники того времени, начинал как книжный иллюстратор, что несомненно отразилось на его творчестве.
Вся карьера художника была связана с Академией: здесь он дебютировал на выставке, в 1881 году был избран членом Академии, позже получил звание академика, а в 1924 году был избран ее президентом.
Дикси пошёл по стопам отца: он писал картины на литературные сюжеты, создавал полотна на темы шекспировских пьес: «Ромео и Джульетта»(1884), «Миранда»(1898), «Беатриче»(1888) и другие.
Также художник нередко обращался к древним легендам, воспевающим образ Прекрасной дамы и идеалы рыцарства. Это сближает его с искусством прерафаэлитов.
Дикси обладал великолепной живописной техникой, скрупулезно подходил к исполнению мельчайших деталей картины.
Также Дикси был великолепным портретистом и настоящим ценителем женской красоты. Он писал портреты красивых женщин. Особенно на закате своих лет отдавал предпочтение портрету вместо жанровых картин.
Самуэль Палмер (1805-1881)
Палмер родился в семье книготорговца. С детства художник любил поэзию и рано проявил свой художественный талант. В 14 лет он показал свои пейзажные рисунки на выставке в Королевской Академии.
На творчество художника огромное влияние оказало знакомство с Уильямом Блейком, пейзажи которого вызвали у Палмера яркие мистические переживания. В будущем это стало огромные вдохновением для художника. Самые известные работы Палмера — романтические пейзажи, поражающие своей неземной, сверхъестественной красотой. Художник сам говорил, что ему удалось передать то самое «чувство первозданности и первородности».
Картины Палмера не сразу были признаны критиками. Однако один из них в 1877 году назвал художника единственным преемником великого пейзажиста Уильяма Тернера.
Уильямс Бенджамин Лидер (1831-1923)
Уильям Лидер родился в Ворчестере родился в семье инженера-строителя. Сначала учился в местной Школе прикладного искусства, а позже, как и многие художники, поступил в Школу искусств при Королевской Академии. Начинал как жанровый живописец, но позже отказался от сюжетных картин и обратился к пейзажу, став одним из самых популярных пейзажистов своего времени.
Картина Уильямса Бенджамина Лидера: 1 — «Вид на гору Веттерхорн»(1889-1898), 2 — «Лес в Суррее»(1901)
Ранние пейзажи Лидера наглядно демонстрируют увлечение художника живописью прерафаэлитов. В его работах много воздуха и света, они натуралистичны и полны мелких деталей. В более поздних работах художник отошел от стиля своих ранних работ, его живописная манера стала более свободной и импрессионистской.
Идеи прерафаэлитов вскоре распространились по всей Англии. То, что начиналось как дерзкий поворот против рутины и косности академических устоев, привело к обновлению всей живописной системы в английском искусстве и породило новое направление, получившее название прерафаэлизм.
Leave a Comment