Художники прерафаэлиты – мои вдохновение! Когда меня спрашивают о любимом направлении в живописи, я понимаю, что не могу ответить однозначно. Мир искусства так богат и разнообразен, а мои интересы так многогранны и широки, что я не могу выбрать что-то одно, мне нравится и интересно многое. Я вдохновляюсь произведениями в стиле модерн и импрессионизм. Я восхищаюсь искусством эпохи Ренессанса. Но чувствую, как сильно меня привлекают, трогают душу творчество художников-прерафаэлитов. В нем я вижу отражение своего личного мировосприятия и сходство с собственным видением и пониманием красоты. В статье я рассказываю о художниках-прерафаэлитах, их картинах и особенностях творчества, о возникновении стиля, братства, их идеях.

Прерафаэлизм (или иначе викторианский авангард) – это направление в английской живописи, зародившееся во второй половине XIX века.

Английское сообщество молодых художников

В 1898 году было основано “Братство прерафаэлитов (Pre-Raphaelite Brothers – PRB) – первое авангардное движение в Европе. Это группа молодых английских художников, которые стремились обновить современную им английскую живопись. Она, по их мнению, находилась на стадии умирания.

Фрагмент картины Данте Габриэля Россети "Прозерпина" (1874). Находится в Британской галерее Тейт, в Лондоне
Данте Габриель Россети “Прозерпина.Фрагмент” (1874)
Британская галерея Тейт, Лондон

Первоначально в “Братство прерафаэлитов” входило 7 “братьев”: Джон Эверетт Милле, Уильям Холман Хант, Данте Габриель Россети; его младший брат, художественный критик, Майкл Россети, скульптор Томас Вулнер, Фредерик Стивенс и Джеймс Коллинс.

В своем творчестве они стремились возродить искренность, ясность и простоту раннего итальянского искусства треченто и кватроченто. То есть искусство до Рафаэля. Отсюда и название группы. Прерафаэлиты – те, кто были до Рафаэля.

Лидерами группы были три студента Королевской Академии искусств: Джон Эверетт Милле, Уильям Холман Хант и Данте Габриель Россети – самый радикально настроенный и активный член братства.

Художники прерафаэлиты. На изображении одна из их картин.

Прерафаэлиты отказались от чопорных академических традиций.

Их творчество – это новый свежий взгляд на искусство. Они не просто писали необычные картины согласно своим эстетическим взглядам. Они создавали целый мир.

Особенности живописи прерафаэлитов:

  • Прерафаэлитами были изобретены новые технические приемы, которые позволяли им создавать необычно яркие, звонкие оттенки цвета.
Что же они делали для этого?

Прерафаэлиты писали маслом по сырому белому грунту или по слою белил.

Помимо яркости красок, выбранная техника позволила сделать работы художников еще и более долговечными. Таким образом, работы прерафаэлитов сохранились в первозданном виде до наших дней.

Картина Джона Эверетта Милле "Офелия" (1852). Находится в Британской галерее Тейт, в Лондоне
Художники прерафаэлиты первыми стали писать на пленэре
Джон Эверетт Милле “Офелия” (1852)
Тейт Британия, Лондон
  • Художники-прерафаэлиты достоверно изображали природу. Они начали писать на пленэре, отказавшись от работы в мастерской. Прерафаэлиты придавали большое значение тонкой проработке деталей. 

Еще задолго до импрессионистов они стали изучать особенности цвета и света. Многие холсты они писали прямо на открытом воздухе, стремясь передать все нюансы окружающего мира.

  • Художники-прерафаэлиты нередко черпали сюжеты из Библии и древнегреческой мифологии. Они увлекались темами Средневековья, идеализируя романтику того времени. Популярными были истории о короле Артуре, а излюбленными героями – Галахад и Элейн, Ланселот и Гвиневра, Мерлин и Дева Озера.
  • В качестве моделей они приглашали не профессиональных натурщиков/натурщиц, а своих родственников и знакомых, порой обычных людей с улицы.
  • Работы прерафаэлитов наполнены духовной символикой, отсылающей нас к идеалам рыцарства, христианским добродетелям и подвигам.

Многочисленные предметы на их полотнах не только скрупулезно написаны, но и полны смысла. Листва, цветы, деревья, стихии и силы природы – все имело значение.

Вот наиболее частые символы, к которым прибегали прерафаэлиты:

  1. Лилия означала целомудрие, а розы и жимолость – земную любовь
  2. Яблоко – грехопадение
  3. Птица – душа или любовь
  4. Ворон – смерть
  5. Море – вечность, ручьи – поток, вода – связующее звено между жизнью и смертью
  6. Ветер – тоска, безысходность, отчаяние
  7. Книга – добродетель души

Идеи “Братства прерафаэлитов”

Художники-прерафаэлиты хотели воскресить традиции религиозной живописи. Но не стремились к условным образцам алтарной картины. Произведения прерафаэлитов не подходили для оформления церквей. Они носили скорее литературный и поэтический характер.

Картина Данте Габриеля Россети "Благовещение" (1850). Находится в Британской галерее Тейт, в Лондоне
Художники прерафаэлиты хотели воскресить традиции религиозной живописи.
Данте Габриель Россети “Благовещение” (1850)
Британская галерея Тейт, Лондон

В своих картинах молодые художники-прерафаэлиты воспевали культ женской красоты. Они считали, что женственность (рыжие длинные волосы, большие глаза) украшает женщину. Для них они становились более очаровательными и очень привлекательными. Образы героинь полотен прерафаэлитов обладают истинной женской красотой, их внутренний мир наполнен гармонией и духовностью. Художники-прерафаэлиты вдохновлялись романтической литературой (особенно сонетами Шекспира), поэтому и стремились сделать своих героинь схожими с романтическими героинями книг.

Художники-прерафаэлиты, которые не входили в “Братство”

Альма-Тадема Лоренс (1836 – 1912)

Художник в совершенстве владел техникой масляной живописи. Он умел передать глубину пространства и многочисленные нюансы воздушной среды, эффекты яркого солнечного освещения, ажурную прозрачность теней, складки ткани и фактуру мрамора. По мастерству изображения деталей Альму Лоренсу не было равных среди современников.

Альма-Тадема Лоренс очень любил путешествовать. Особенно по Италии. Её природа и тысячелетняя культура служили для художника неиссякаемым источником вдохновения.

Картина Альма-Тадема Лоренса "Под синим ионическим небом" (1903)
Альма-Тадема Лоренс “Под синим ионическим небом” (1903)

Тема античности в творчестве Лоренса занимала главное место. На своих полотнах художник изображал повседневную жизнь греков и римлян. Это могли быть праздники, рынки, термы, интерьеры вилл и простых домов, досуг знати и простых горожан, а также другие сюжеты.

В Италии Лоренс жадно впитывал все мелкие подробности яркой и самобытной жизни, открывшейся ему.

Особое внимание он уделял шедеврам архитектуры, скульптурам и прикладному искусству.

Мастер посетил развалины Помпей, сделал множество фотоснимков, которые впоследствии послужили богатейшим материалом для его полотен. Художник в течении всей своей жизни использовал фотографии в работе над своими картинами и не скрывал этого. Он не обращал внимания на презрительное отношение некоторых коллег и ценителей живописи.

Он был настоящим энтузиастом фотоискусства. Альма-Тадема Лоренс оставил после себя свыше 150 альбомов со снимками, которые сегодня хранятся в университете Бирмингема.

Почти ни одна картина художника не была обойдена критикой. Лоренса не раз упрекали в легкомыслии и отсутствии моральных установок. Доставалось и его жене Лауре, постоянной модели художника. Критики бесцеремонно обсуждали достоинства и изъяны ее фигуры.

А появление картины “Скульптор и модель” вызвало всеобщий скандал и ожесточенные споры. Обнаженная натурщица, написанная в рост, шокировала благопристойную публику настолько, что художник впредь воздерживался от столь откровенных изображений. Так он предпочел скрывать наготу драпировками.

Картина Альма-Тадема Лоренса "Скульптор и модель" (1877) в Частной коллекции
Альма-Тадема Лоренс “Скульптор и модель” (1877)
Частная коллекция

Годвард Джон Уильямс (1861 – 1922)

Годвард был большим поклонником живописи Лейтона и Альма-Тадемы, тематике и манере которых он стремился следовать. Однако его картины можно отнести к так называемому “неогреческому стилю” лишь по чисто внешним признакам.

Работы художника лишены какого-либо сюжета. Действие в них отсутствует. Внимание Годварда целиком сосредоточено на единственной модели представленной в роскошном интерьере эффектно задрапированной в античные одежды и написанной со всей возможной чувственностью.

Картина Годварда Джона Уильямса "Греческая девушка"  (1908)
Годвард Джон Уильямс “Греческая девушка” (1908)
Картина Годварда Джона Уильямса "Озорница и спящая" (1895)
Годвард Джон Уильямс “Озорница и спящая” (1895)
Картина Годварда Джона Уильямса "В термах" (1909)
Годвард Джон Уильямс “В термах” (1909)

Джон Кольер (1850 – 1934)

По некоторым источникам, художник все же входил в “Братство”. Но информация двояка. Его работы по стилистике и приемам только частично схожи с картинами прерафаэлитов.

Кольер был автором многочисленных полотен на историко-мифологические темы, что помимо манеры, сближает его с прерафаэлитами.

Картина Джона Кольера "Леди Годива" (1898)
Джон Кольер “Леди Годива” (1898)
Художественная галерея и музей Герберта, Ковентри

Сюжет для картины “Леди Годива” художник позаимствовал из народной легенды, согласно которой Годива, жена графа Леофрика, правителя Ковентри, обнаженная, проезжает на коне по опустевшему городу. Она приказала жителям Ковентри закрыть ставни и не выходить из домов, чтобы выполнить условие мужа, обещавшего взамен снизить налоги.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Леди_Годива – подробнее о легенде и исторической реальности

Картина Джона Кольера "Служанки Фараона" (1883)
Джон Кольер “Служанки Фараона” (1883)
Частная коллекция

Полотна Кольера проникнуты легким эротизмом. Они лишены трепета жизни, но способны удивить зрителя ловкостью исполнения.

Кольер был также талантливым иллюстратором. Он сделал множество иллюстраций к произведениям английской классической литературы.

Идеи прерафаэлитов вскоре распространились по всей Англии. То, что начиналось как дерзкий поворот против рутины и косности академических устоев, привело к обновлению всей живописной системы в английском искусстве и породило новое направление, получившее название прерафаэлизм.

Мой взгляд на творчество прерафаэлитов

Не трудно заметить, что картины художников-прерафаэлитов, не входивших в братство, значительно отличаются от работ лидеров этого направления. Но они, на мой взгляд, уникальны по своему. Меня очень вдохновляют светлые итальянские картины Альма-Тадема Лоренса. От них исходит свет, радость и удовольствие от жизни. Потому что сам художник был доброжелательным человеком, излучал теплую энергетику. Его внутренний мир отразился на его работах. И это так прекрасно. Глядя на его картины, я чувствую воодушевление и легкость. Возникает ощущение сопричастности к чему-то очень высокому. И это творчески наполняет, вдохновляет на путешествия и новые открытия.

Я думаю, картины художников-прерафаэлитов очень чувственны. От них исходит нежность и трепет. И даже не смотря на то, что натурщицы не имели высоких устремлений в жизни и вели довольно разгульный образ жизни, это не помешало молодым художникам наделить их весьма эстетически-красивыми и романтическими образами. Это, наоборот, показывает насколько талантливы были прерафаэлиты. Какой богатой фантазией они обладали.

Прерафаэлиты – это отдельное направление в искусстве живописи. Многие даже не слышали о нем. Но об этих художниках стоит знать и действительно стоит увидеть однажды всю красоту и прелесть их творчества и по-настоящему влюбиться в них. Эти картины по-истине заслуживают нашего внимания и уважения.

Художники прерафаэлиты очень вдохновляют своим творчеством!