Ханс Ульрих Обрист (р. 1968) — один из наиболее влиятельных кураторов в современном арт-мире, художественный критик и директор лондонской галереи «Serpentine». Это первый человек, который изложил историю кураторского дела в книге «Краткая история кураторства»(2012).
На становление Ханса Обриста как куратора повлияло несколько интересных личностей, встретившихся на его пути, и событий, произошедших в его жизни. Именно о них я хочу рассказать подробнее.
Встреча с Алигьеро Боэтти
Ханс Ульрих Обрист говорил, что его встреча с Алигьеро Боэтти в 1986 году изменила жизнь. Он посоветовал ему, беседуя с художниками, всегда расспрашивать их о нереализованных проектах.
«Боэтти сказал, раз я хочу быть куратором, то ни при каких обстоятельствах я не должен делать то же, что и все, — предоставлять художникам пространство для заполнения работами. Куда важнее общаться с ними, разузнавая о проектах, которые они не смогли реализовать в предложенных условиях». — писал Ханс.
Ханс Ульрих Обрист понял, что курировать — значит воплощать мечты художников в жизнь.
Алигьеро советовал заниматься Обристу не только различными выставочными пространствами, но и общаться к непривычной аудитории. То есть помещать искусство туда, где его не бывает.
Вот пример того, как была воплощена одна из необычных идей Алигьеро Боэтти. Ханс Ульрих Обрист обратился к венскому museum-in-progress. Это частная художественная ассоциация в Вене, не имеющая ни постоянного помещения, ни коллекции.
Музей занимается осуществлением контекстно-ориентировочных арт-проектов. Итак, они договорились с Austrian Airlines о разрешении помещать работы Боэтти с самолетами на разворотах в каждом выпуске их журнала.
Но художнику показалось недостаточно одних только изображений, поэтому он предложил идею пазла, который пассажиры могли бы собирать во время полета.
Таким образом, общение с Боэтти подтолкнуло Обриста к попыткам обогатить существующие выставочные практики новыми необычными форматами.
Выставка-книги «Unbuild roads» («Непроложенные пути»)
С 1999 года Ханс Обрист собирает информацию о необычных художественных явлениях — о нереализованных проектах художников. Чтобы они не остались без внимания и нашли своего зрителя, Ханс с Гаем Тортозой отобрали сотни неосуществленных проектов и опубликовали их в одной книге.
Вот несколько таковых примеров.
- Герхард Рихтер хотел выставить «механическую куклу-клоуна ростом в полтора метра, которая бы поднималась, а затем проваливалась внутрь себя»
- Луиз Буржуа хотела построить небольшой амфитеатр
- Ненси Сперо сделала афиши для Нью-Йорка, но их так и не расклеили по цензурным соображениям
- Пьер Юиг хотел сделать проект под названием «Семейный сериал». В кинотеатре какого-нибудь городка должны были постоянно демонстрироваться домашние видеозаписи местных жителей. Ему представлялось, как «горожане мелькают в фильмах друг друга, на заднем плане появляются соседи: этакое соприсутствие и коллективный автопортрет города».
Идея спрятанной выставки
Когда Обрист учился в колледже, он уже размышлял о выставках, которые мог бы организовать. Естественно, тогда у него еще не было доступа в выставочные пространства галерей и музеев, зато была съемная квартира в Санкт-Галлене. В ней он не готовил, даже кофе или чай не заваривал. Кухня для Обриста была помещением, где он складировал свои книги и бумаги.
Друзья Ханса, Вишли, Вайс и Кристиан Болтански, подметили, что бесполезность его кухни можно было бы обратить на пользу искусству. То есть сделать выставку, которая бы совмещала творчество и жизнь.
Концепция была ёмкой и так подходила Обристу, что художники сразу откликнулись на нее:
- Ханс-Петер Фельдман решил сделать выставку в выставке внутри холодильника Обриста. Он раздобыл 6 яиц из темного мрамора и положил их в соответствующую полку на двери. А на верхнюю — положил пластину с птичьими пёрышками, создав очаровательную визуальную перекличку на фоне одиноких банок и консервов.
- А Фредерик Брюли-Буабре сделал кухонный натюрморт с розой, чашкой кофе и рыбной нарезкой.
- Ричард Вентворт установил квадратное зеркальное блюдо на консервных банках. Он также придумал название выставки «Мировой суп».
Подобная выставка в частном доме вносит некую интимность в атмосферу, придаёт ей особый оттенок.
Такая идея выставка интересна и необычна. Подобный подход Ханс Ульрих Обрист использует и по сей день. К примеру, он организовывал выставку в доме архитектора-неоклассициста сэра Джона Соуна в 1999 году. Экспозиция была призвана сохранить условия, в которых жил и трудился автор. На ней были представлены коллекция живописи от Каналетто до Тёрнера, архитектурные чертежи(в том числе и авторства Пиранези) и собственные работы владельца в виде макетов и рисунков.
Что главное в работе куратора?
Важно создавать нетрадиционные выставки, иначе они просто не будут интересны публике.
Куратор обязан пробовать, экспериментировать, проводить «curatorial research» и создавать что-то новое.
Интервьюирование — ключевая методологическая установка Ханса Ульриха Обриста. Он неразлучный с диктофоном или портативной цифровой камерой, старался задокументировать почти все свои профессиональные встречи. По сути, это и есть как не что иное, как архив «кураторского исследования».
Реализовывать проекты художников, которое могут казаться сперва нереализуемыми — такая задача не должна отпугивать куратора.
В свое время Болтански указал на один пункт, который стал для Обриста ориентиром: «выставки должны предлагать собственные правила игры». Люди запоминают только такие выставки, которые изобретают новый способ презентации.
Leave a Comment