Гравюры с изображением Тбилиси впервые начали появляться в XVII-XVIII веках. Европейские художники и путешественники, посещавшие Тбилиси, были поражены его архитектурой и красотой природы. Это нашло отражение в их гравюрах. Некоторые из этих гравюр стали важными историческими документами. Они позволяют увидеть, каким был город в то время. Также гравюры помогли в популяризации Тбилиси среди европейских обывателей, поэтому они имеют большое историческое и культурное значение.
В статье рассматриваются гравюры, созданные европейскими художниками по заранее созданным эскизам в технике гравирования по дереву. Впервые гравюры были опубликованы в различных европейских иллюстрированных журналах, книгах и печатных изданиях. В основном это французские, немецкие, английские и голландские источники.
Жан Шарден. Первый набросок Тбилиси
Один из самых первых зарисовок Тбилиси, который впоследствии распространился по всей Европе, берет свое начало из путешествия Жана Шардена (1643-1713) — французского путешественника, торговца драгоценными камнями и ювелирными украшениями. Впервые он посетил Тбилиси в 1672 году. Второй его визит в 1673 году продлился дольше, зимой он прибыл к берегам западной Грузии и от туда направился в Тбилиси. Именно в этот период был создан первый графический очерк Тбилиси.
Путешествие Шардена началось в Константинополе и было направлено в основном на Персидскую империю и другие страны Востока. В Грузии Шарден пробыл меньше двух лет. За время его путешествия было создано два значительных документа:
- Журнал «Путешествия Шардена в Персию и другие страны Востока» (фр. Journal du voyage du Chevalier Chardin en Perse et aux Indes Orientales). 1686 г.
- Зарисовки из путешествия Шардена, на которых изображены различные сцены Грузии: карта Черного моря, зарисовка Тбилиси и рисунок «Пир во дворце царя Вахтанга V».
В своем очерке Шарден дает много информации о Грузии: описывает историю страны, обычаи и дает краткую справку об основных городах. Также Шарден дает подробные описания тяжелого политического и экономического положения грузинских царств и суровые реалии работорговли.
К 1673 году Тбилиси был густонаселенным и этнически разнообразным городом. Как отметил Шарден, нет другого места, где можно было бы найти столько иностранцев со всех концов света, как в Тбилиси. При этом Шарден называет Тбилиси одним из самых красивых городов, увиденным им во время персидских путешествий. Он подчеркивает мощные укрепления, окружающие Тбилиси, крепость Нарикала, а также дома, в основном построенные на отвесных скалах берега реки Куры.
По описаниям Шардена был создан первый эскиз Тбилиси. Существует вполне обоснованное мнение, что автор рисунков из путешествий Шардена — профессиональный французский художник Гийом Жозеф Грело. Гравюра с панорамным изображением столицы Грузии в центре имеет надпись «Тефлис». Это название, наряду с «Тифлис» широко использовалось для обозначения города много веков назад — на картах европейских картографов, а также на гравюрах и книгах.
Впервые цветная гравюра Тбилиси размером 71х21 см была опубликована в Лондоне в 1686 году английским издателем и книготорговцем Мозесом Питтом — самым известным издателем и книготорговцем в Англии второй половины XVII века.
Жозеф Питтон де Турнефор в Тбилиси. 1701 г.
После завершения путешествия Жана Шардена, в начале XVIII века, летом в 1701 году Тбилиси посетил еще один француз Жозеф Питтон де Турнефор (1656-1708) — ботаник и член Парижской Академии Наук. В результате его поездки в Грузию был создан второй исторический очерк Тбилиси. Этот набросок создал французский художник Клод Обрие. Его эскиз был одним из самых популярных на протяжении всего XVIII века. Не было практически не одного издателя или книготорговца, который бы не печатал гравюру на основе этого рисунка.
Помимо эскиза с изображением Тбилиси, был создан еще один эскиз тбилисских женщин. Позже он тоже стал очень популярен по всей Европе в виде гравюр.
Жозев Питтон называет Тбилиси большой и густонаселенной территорией. Его не впечатлила высота городской оборонительной стены, но ему понравилось расположение крепости Нарикала. Так он описывает тбилисские бани: «…они были благоустроены и представляли собой место отдыха тбилисцев и гостей города того времени».
На протяжении всего XVIII века записки из путешествий Турнефора неоднократно издавались в Европе. Самое значительное и крупное издание, которое опубликовало тексты и гравюры путешественника, — это «Атлас» Анри Шателена — один из лучших исторических атласов в мире, который был опубликован в полном объеме в 1705-1720 годах в Амстердаме. Издание было одним из самых дорогих на тот период.
Обе гравюры Турнефора «Teflis Capitale de Georgie» и «Femmes de Teflis», а также текст «De Teflis», описывающий столицу Грузии, были опубликованы в «Атласе». В 5 томе издания 1719 года была выделена целая страница со сведениями и гравюрами, посвященных Грузии и Армении.
Тбилиси на эскизе немецкого художника. XVIII век
В 1858 году была издана еще одна интересная тбилисская гравюра. Издателем выступил Немецкий библиографический институт. К сожалению, автор этой гравюры неизвестен.
Гравюра, представленная в этой книге, нарисована под тем же углом, выбранным предыдущим художником Обрие во время путешествий Турнефора. Однако на этом рисунке включено меньше зданий, но нарисованы они с большей детальностью.
Ночной вид Тбилиси. XIX век
Гравюра с изображением ночного Тбилиси взята из английского издательства. Ее автор также неизвестен. Есть предположения, что гравюра выполнена в 20-30-е годы XIX века.
На ночное время суток указывает полумесяц. Крепость Нарикала, изображенная слева над возвышающимися зданиями, залита прекрасным лунным светом. Эскиз башен, окружающих церковь Метехи справа на холме, немного отличается от ее реальной формы. Мост соединяет две стороны Тбилиси. Можно назвать эту гравюру редкой, потому что она изображает ночное время города. На мой взгляд, именно это делает ее одной из самых красивых гравюрных композиций.
Иллюстрированная европейская пресса. XIX век
В начале 1840-х годах в Европе появились иллюстрированные журналы. Это способствовало широкому распространению гравюр. Большинство журналов выходили еженедельно, и многие читатели ждали их каждую неделю. Гравюры с изображением Тбилиси впервые оказались на страницах иллюстрированной прессы в 1849 году. Французское издание «Voyage Illuste Dans les Cinq Parties du Monde» опубликовало две гравюры города:
- Сад с видом на Тбилиси. Гравюра создана на основе рисунка российского художника Григория Гагарина.
- Гравюра с видом на Тбилиси. Одна из лучших графических зарисовок 40-х годов XIX века принадлежит известному французскому археологу и путешественнику Фредерику Дюбуа де Монпере (1798-1850).
Гравюра «Сад с видом на Тбилиси» изображает группу молодых людей с музыкальными инструментами. Позади них виднеется старый город, река Мтквари и крепость Метехи. На второй тбилисской гравюре, опубликованной в журнале, изображен берег реки Куры с лодками. Здесь хорошо видны караван-сараи, церковь Сиони, крепость Нарикала и Метехи.
Другие гравюры, изображающие жизнь Тбилиси, появились в 1851 году во французском издании «L’ILLUSTRATION, JOURNAL UNIVERSEL». В журнале опубликовано письмо французского консула Эдмонда де Баррера, в котором он рассказывает об открытии Тбилисского оперного театра европейской публике. За письмом следуют две гравюры.
В 1855 году появилась еще одна из выдающихся гравюр Тбилиси XIX века в английском иллюстрированном журнале «Illustrated Times» (1855). Гравюра с изображением Базарной площади и церкви Метехи выполнена по эскизам художника Григория Гагарина. Эта гравюра отражает облик города того времени — оживленный рынок, многочисленные торговцы и покупатели.
Вместе с гравюрой в журнале была опубликована заметка о Тбилиси. В статье описывается расположение города и его особая роль на Кавказе, этническое разнообразие города, особая атмосфера европейских и азиатских районов города, гостиницы европейского стиля и Большой Оперный театр, тбилисские базары и краван-сараи — и их особенности.
Среди европейской прессы наибольшее количество гравюр, посвященных Тбилиси, было опубликовано в 1868 году в номерах французского журнала «L’ILLUSTRATION, JOURNAL UNIVERSEL», о котором я упоминала ранее. Гравюры очень интересны и разнообразны. На них изображены церковь Метехи и Мамадавити, минарет шиитской мечети и жители Тбилиси: грузинский мужчина, женщина, грек, армянин, перс, а также рабочие: пекарь, владелец тбилисского трактира.
Гравюры, опубликованные во французском иллюстрированном журнале, посвящены культовым местам города и подчеркивают многонациональный состав грузинской столицы.
Гравюра одной из улиц Тбилиси была включена в книгу «Всеобщая география» (Universal Geography book), изданную в Париже в 1881 году французским географом и политическим деятелем Жаком Элизе Реклю (1830-1905). На гравюре изображена центральная базарная улица, которая представляла собой крупный торговый центр в городе.
На протяжении столетий Тбилиси привлекал путешественников и художников со всего мира. Он находился на перекрестке Европы и Азии, и всегда был многонациональным городом. Европейские гравюры задокументировали исторический вид Тбилиси и многие сведения о городе, которые позволяют проследить развитие истории грузинской столицы в течении нескольких веков. Определенно, гравюры стали важными источниками в изучении характера и особенностей Тбилиси и несут огромную культурную и историческую ценность.
Источник:
- Sulkhan Saladze. European Gravures of old Tbilisi. Artanuji, Tbilisi. 2020 — 198 с.
Leave a Comment