Дворец Юсуповых на набережной р. Мойки в Санкт-Петербурге выстроен в 1770-х годах в стиле классицизм французским архитектором Жаном-Батистом Мишель Валлен-Деламотом, является памятником истории и культуры, местом убийства Григория Распутина.

В статье я подробнее расскажу об истории дворца, о богатейшем аристократическом роде князей Юсуповых и о парадных залах и жилых покоях великолепного по своей красоте дворца.

История дворца на Мойке

Дворец Юсуповых начинает свою историю с эпохи Петра I. Первоначально на этом месте стоял деревянный дворец племянницы Петра Великого – Прасковьи Иоанновны. В 1726 году она подарила свою усадьбу лейб-гвардии Семёновского полка.

В 1740-х годах часть территории вошла в обширные владения графа П. И. Шувалова – влиятельного сановника времен Елизаветы Петровны, который возвел пышное барочное сооружение в два этажа. Позже его сын А. П. Шувалов строит новый дворец по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота, оформленный в раннеклассицистическом стиле. Внешний облик здания меняется. Проходят годы, и в 1795 году дом приобретает в казну императрица Екатерина II. Вскоре она жалует его племяннице князя, своего фаворита Григория Потемкина – А. В. Браницкой.

И наконец, в 1830 году влиятельный и богатый вельможа князь Николай Борисович Юсупов покупает дворец за 250 тысяч ассигнациями для своего единственного сына Бориса. Именно при нем происходит перестройка дворца на Мойке, занявшая более 7 лет. Работу возглавил один из лучших зодчих того времени А.А. Михайлов-второй. Дворец был преобразован в традициях позднего классицизма, приобрел еще больших размах и монументальность.

дворец юсуповых
Дворец Юсуповых на Мойке.

За свою долгую жизнь резиденция князей Юсуповых неоднократно перестраивалась, как большинство старинных домов Петербурга. Стиль и направления менялись в соответствии со вкусами и художественными предпочтениями новых владельцев.

В разное время над дворцом работали, помимо выше упомянутых: архитекторы Бернар Симон, Ипполит Монигетти, Андрей Вайтенс, Андрей Белобородов и Александр Степанов, привнесший во дворец много технических новшеств (система отопления, вентиляция, электроосвещение).

С князьями Юсуповыми связан самый интересный период существования дворца. Культурная и светская жизнь во дворце была насыщенной. Здесь устраивались аристократические рауты, балы, приемы. Дворец Юсуповых посещали представители художественной элиты: Н.М.Карамзин, И.А.Крылов, В.А.Жуковский и другие. Род Юсуповых владел дворцом до Октябрьской революции 1917 года.

История рода Юсуповых


Юсуповы – княжеский род, принадлежавший к числу наиболее знатных, древних и состоятельных в Российской империи.


Тысячелетняя история рода Юсуповых восходит к легендарному Едигею, военачальнику армии Тамерлана. Его праправнук Юсуф-мурза был последним могущественным правителем Ногайской Орды. Начиная со времен Ивана Грозного (1530-1584) потомки Юсуфа-мурзы верой и правдой служили русскому престолу. В конце XVII века они приняли православие и стали называться князьями Юсуповыми. Поколение за поколением они достигали высоких чинов и званий на военной, гражданской и придворной службах.

Николай Борисович Юсупов (1751 -1831)

Николай Борисович – самый выдающийся из Юсуповых. С его именем историки связывают расцвет знаменитого княжеского рода. Он – представитель просвещенного дворянства в период от Екатерины Великой до Николая I. Николай Борисович Юсупов был высоко образованным, всесторонне одаренным человеком. Имел успехи в сфере дипломатии, занимал много видных государственных постов: он был директором Императорских театров, президентом Мануфактур-коллегии, министром уделов. Он был лично знаком с европейскими монархами Фридрихом II Прусским, Иосифом II австрийским, Людовиком XVI и Марией Антуанеттой, Наполеоном I.

Н.Б. Юсупов трижды руководил церемониями коронования трех российских императоров – Павла I, Александра I, Николая I.

Николай Борисович любил прекрасное во всех его проявлениях, дружил с европейскими художниками и литераторами, с которыми познакомился в путешествиях по Европе. Живописцы Жан-Батист Грез, Кауфман, скульптор Антонио Канова творили по его заказам. Князь Юсупов был знаком с величайшими мыслителями Дидро и Вольтером.

Утонченный вкус Николая Борисовича, его широкий круг знакомств среди европейских знаменитостей, коллекционеров и антикваров побудили российскую императрицу Екатерину II и императора Павла I доверить князю закупку произведений искусства для своих коллекций. Поэтому в некоторой степени личные пристрастия князя Юсупова отразились на формировании собраний Эрмитажа, Павловска, Царского Села, Гатчины.

Помимо этого, Н.Б. Юсупов делал собственные приобретения, положив начало фамильной традиции коллекционирования и частному собранию.

Последние два десятилетия своей жизни князь Юсупов провел в подмосковном имении Архангельское, где его навещал молодой друг, величайший писатель и поэт А.С. Пушкин. Он посвятил блестящему представителю “золотого века Екатерины” стихотворение “К вельможе”.

Борис Николаевич Юсупов (1794-1849)

Сын Н.Б. Юсупова – Борис Николаевич пополнил художественную галерею семьи новыми произведениями и издал в 1839 году первый ее каталог – “Музей князя Юсупова, содержащий полотна, мраморы, кость, фарфор, которые находятся во дворце Его Сиятельства в Петербурге”. На тот момент в коллекции Юсуповых находилось 483 живописных полотна и 31 мраморная скульптура.

Супруга Бориса Николаевича Юсупова – Зинаида Ивановна, урожденная Нарышкина. Совсем юной, семнадцатилетней девушкой она стала женой князю Юсупову. Во дворце она царила в 1830-40-е годы. Зинаида Ивановна Юсупова была прекрасно образована, наделена умом и независимым характером, обладала утонченной, романтической красотой. Имела многочисленных поклонников, среди которых были императоры Николай I и Наполеон III.

Зинаида Ивановна овдовела в 40 лет, после случившегося она переехала в новый дворец, построенный в Литейной части Петербурга. Спустя 12 лет она вступила во второй брак с французским подданным графом Шово и поселилась с ним во Франции, где прожила до глубокой старости.

Николай Борисович Юсупов-младший (1827-1891)

В 1860-х новым владельцем дворца стал Николай Борисович Юсупов-младший. Он сделал блестящую дипломатическую карьеру, обладал незаурядным музыкальным даром, занимался религиозной философией, унаследовал страсть своего знаменитого деда к коллекционированию. Предметом его собирательства были драгоценные камни и старинные музыкальные инструменты.

Н.Б. Юсупов увлекся графиней Татьяной Александровной Рибопьер. Она приходилась ему сводной кузиной. По канонам православной церкви подобный брак считался недозволенным из-за запрещённой степени родства. Против выступала и мать Николая Борисовича. Дело дошло до российского императора Николая I. Этот роман активно обсуждался в свете. Вот что писал Л.В. Дубельт: “Дошло до сведения Государя Императора, что князь Юсупов, влюбленный в свою двоюродную сестру, дочь Рибопьера, хотел похитить её и тайно жениться на ней. Его Величество, желая предупредить несчастие как для Юсупова, так и для девицы Рибопьер, повелел арестовать его и немедленно отправить на службу в Тифлис…”

В 1856 году влюблённые смогли тайно обвенчаться. В Святейшем синоде было возбуждено дело о незаконном венчании, прекращённое императором Александром II, который повелел «оставить супругов в браке без разлучения». Татьяна Александровна имела слабое здоровье и большую часть времени проводила на водах в Швейцарии, где Юсуповым принадлежала вилла на озере Леман, названная в её честь “Татьяниа”.

Н.Б.Юсупов-младший не имел наследников по мужской линии, поэтому княжеское звание и фамилия Юсуповых передалась мужу единственной дочери князя Зинаиды Николаевны (1861-1939) – графу Феликсу Феликсовичу Сумарокову-Эльстону (1856-1928). Их сын Феликс Юсупов граф Сумароков-Эльстон – последний владелец Юсуповского дворца.

Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон (1856-1928)

Граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон, согласно семейным преданиям, был потомком фельдмаршала Кутузова и прусского короля Фридриха Вильгельма IV. Именно он стал избранником одной из самых выдающихся женщин Юсуповых – Зинаиды Николаевны. Она выделялась “из плеяды знаменитых красавиц знатного сословия”.

По воспоминаниям сына Феликса, Зинаида Николаевна “была не только умна, образованна, артистична, но исполнена самой обаятельной, сердечной доброты…Всюду, где появлялась она, ее взгляд сиял добротой и кротостью..”. Красота княгини Юсуповой отражена на многих полотнах художников: Франсуа Фламенга, Константина Маковского и Валентина Серова.

“Женщина редкой красоты и глубокой духовной культуры, она мужественно переносила тяготы своего громадного состояния, жертвуя миллионы на дела благотворительности и стараясь облегчить человеческую нужду”, – писал великий князь Александр Михайлович в мемуарах о княгине Юсуповой.

Состояние Юсуповых действительно было огромным. Среди богатств семьи выделялась ценнейшая художественная коллекция и потрясающие дворцы: московский в Харитоньевском переулке, подмосковный в Архангельском, петербургский на Мойке и кореизский в Крыму.

Феликс Юсупов граф Сумароков-Эльстон (1887-1967)

Благодаря Феликсу Юсупову графу Сумарокову-Эльстону древний род Юсуповых породнился с императорской фамилией. Жена Феликса – Ирина Александровна (Романова) – была внучкой императора Александра III и племянницей Николая II. В 1915 году у них появилась дочь – Ирина, последняя из Юсуповых, родившаяся в России.

Ирина Феликсовна выросла за рубежом, в 1938 году она вышла замуж за графа Николая Дмитриевича Шереметьева. В 1942 году у них родилась дочь Ксения, в замужестве Сфери. В 2000 году в ответ на ее просьбу указом Президента РФ ей было предоставлено российское гражданство. В настоящее время у ее единственной дочери Татьяны, которая живет со своим супругом в Западной Европе, преимущественно в Париже, растут две дочки – Марилья и Ясмин-Ксения.

О причинах эмиграции семьи Юсуповых вы сможете узнать ниже, прочитав историю, случившуюся во дворце в 1916 году.

История рода Юсуповых и их дворца в XX веке

Незадолго до Февральской революции 1917 года в одну декабрьскую ночь 1916 года в подвалах дворца произошло роковое событие – убийство Григория Распутина. Одним из инициаторов и участников события был Феликс Юсупов. Слухи об этом разнеслись по всей России, поэтому Феликс Юсупов с семьей вынуждены были покинуть столицу. Дом на Мойке опустел. Верные слуги и доверенные люди спрятали Юсуповские сокровища в потайные комнаты.

В 1919 году княжеский особняк был объявлен национальной собственностью и перешел в ведение Комиссариата Просвещения.

Дворец Юсуповых
Дворец Юсуповых. Экспозиция “Убийство Григория Распутина”

При осмотре дворца в его тайниках обнаружили невиданные богатства:

более тысячи живописных полотен кисти Веласкеса, Ван Дейка, Рембрандта, Коро и других; 128 музыкальных инструментов,

в том числе драгоценные скрипки великого Страдивари;

редчайшие предметы прикладного искусства, нумизматики, коллекционного оружия, шпалеры, гобелены, а также бесценные рукописи – письма и автографы А.С. Пушкина, Г.Р. Державина, Н.В. Гоголя и даже Гюго.

Более того, в 1919 году во дворце стал работать Музей дворянского быта, просуществовавший до 1925 года. Художественная коллекция князей Юсуповых разошлась по разным музеям: Эрмитажу, Русскому музее в Петербурге, Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

С 1925 года и до настоящего времени в Юсуповском особняке располагается Дворец работников просвещения.

В годы Великой Отечественной войны дворец существенно пострадал: были разрушены многие залы; пострадал фасад здания. Однако реставрационные работы начались незамедлительно. В 1946 году правительство выделило 1 млн рублей на послевоенную реставрацию. Ее возглавили архитекторы И.Н. Бенуа, В.М. Совков. Труд реставраторов вернул дому Юсуповых былую красоту. Предлагаю рассмотреть залы внимательнее и узнать подробнее о некоторых из них.

Парадные залы и жилые покои дворца Юсуповых

Большая ротонда

Большая Ротонда – первый зал парадной анфилады. Отделка зала эстетически очень красива. Восемь колонн ионического ордера поддерживают свод, центр которого увенчан сферическим куполом. Он символизирует звездное небо. Свод расписан русским художником Алексеем Травиным.

Ротонду украшают большие вазы-канделябры из золоченной бронзы и голубого фарфора, приобретенные Юсуповыми во Франции в середине XIX века.

В центре зала находится образец мебельного убранства – круглый диван, имеющий необычное название “пате”, что в переводе с французского означает “тесто” или “пирог”. В концу XVIII – начале XIX века такие предметы мебели вошли в моду в России. Диван-пате украшает прекрасная мраморная скульптура “Купающаяся Афродита”, выполненная в начале XIX века по античному образцу.

Спальня княгини

Интересно, что первоначально интерьер спальни княгини создавался как парадный: во время балов и светских раутов гости могли любоваться его отделкой, а также картинами, художественной бронзой и другими произведениями искусства, которые составляли гордость хозяев дома.

Великолепие этого зала достигнуто, прежде всего, цветовыми сочетаниями, которые использовал архитектор Михайлов, соединением позолоты и белого мрамора со стенами синеватого оттенка.

В интерьере представлены скульптуры: “Девочка на подушке” и “Смеющийся Амур” (мрамор в.п. XIX века Италия)

Красная гостиная
дворец юсуповых
Дворец Юсуповых. Красная гостиная

Красная, Золотая, Императорская – все это названия для одной гостиной.

Традиция классицизма – называть залы по колористическому принципу. Великолепна отделка этого зала и обстановка.

Свод потолка расписан художниками Скотти и Медичи. Они изобразили сюжеты по мотивам “Илиады” Гомера.

Обратите внимание также на люстру, выполненную в мастерской Пьера Гёде в Петербурге. Ее украшает фигура бога Аполлона в центре и женские фигуры в окружении с венками в руках – атрибутами крылатой богини Победы.

В интерьере находится портрет хозяйки дворца – Зинаиды Ивановны Юсуповой – это копия полотна художника Луи-Эдуарда Дюбюфома, написанная в 1858 году.

Малая Ротонда (Ротонда Кановы)

В этом круглом небольшом зале находятся эстетически очень красивые скульптуры. С одной стороны зала – работа скульптора Луиджи Пампалони – “Молящийся мальчик”, небольшая скульптурная группа мастера Франческо Бертоса на сюжет из греческой мифологии о наказании царицы Дирки и живописный триптих “Благовещение”, созданный в 1895 году французским художником Гийомом Дюбюфом.

С другой стороны зала располагается скульптура “Ангел печали”, выполненная русским скульптором Марком Антокольским.

дворец юсуповых
Дворец Юсуповых. Зал – Малая Ротонда.
Античный зал

В зале представлены скульптура, живописные полотна, написанные русскими и западноевропейскими художниками, предметы декоративно-прикладного творчества.

Сводчатый потолок расписан Алексеем Травиным в технике “гризайль”. Настоящими раритетами являются люстры-светильники начала XIX века, выполненные в Петербурге Себастьяном Китнером в подражанием масляным античным светильникам.

В античном зале находятся скульптуры богини любви и красоты – “Венера Каллипига” и “Венера Италийская”, а также скульптурная группа мраморные борцы, копии которых созданы в мастерской итальянского скульптора Паоло Трискорни.

Домашний театр

Миниатюрный домашний театр – подлинное произведение искусства, которое восхищает зрителя своей красотой, изысканностью, великолепием.

Театр создан для княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в 1830-е годы архитектором Андреем Михайловым в духе “галантного XVIII века”. На это указывают обилие позолоты, лепнина, малиновый бархат обивки, изображения музицирующих ангелов во вставках. Плафон малого театра, выполненный Эрнстом Липгартом, – “День, сменяющий ночь” поистине прекрасен. Его красота завораживает и притягивает внимание.

Зрительный зал театра рассчитан всего на 150 мест. Сцена здесь хорошо оборудована, в ней присутствуют удобные гримерки для артистов. После событий 1917 года театр оставался действующим. На сцене театра выступали поэты Серебряного века Сергей Есенин и Александр Блок.

Гобеленовая гостиная

Гобеленовая гостиная создана по проекту архитектора Бернара Симона в 1840-е годы. Это один из первых интерьеров дворца, при отделке которого в качестве художественного приема была применена модная тогда эклектика – направление в искусстве и архитектуре, соединявшее в одном произведении элементы различных стилей прошедших эпох.

В XIX веке в Гобеленовой гостиной находились три шпалеры (тканые безворсовые ковры) фламандской работы из серии “Охота Мелеагра” и французский гобелен “Дети-сановники”, ныне хранящиеся в Эрмитаже. В 1990-е годы были выполнены их живописные имитации на холсте, визуально воспроизводящие ковровую технику. Они вставлены в пышные резные оформления, что даёт полное представление об интерьере.

Украшением зала является мебельный гарнитур чёрного дерева, исполненный в технике “буль”. Название происходит от фамилии мебельного мастера Андре-Шарля Буля, работавшего при дворе французского короля Людовика XIV.

дворец юсуповых
Дворец Юсуповых. Гобеленовая гостиная

Помимо выше перечисленных во дворце Юсуповых есть и другие роскошные, великолепные, художественно оформленные залы, кабинеты, гостиные. Например, это Танцевальный и Банкетный залы, Николаевский зал и зал Прециоза, Коронационный коридор, Кабинет князя, Бильярдная, Мавританская гостиная и многие другие. Каждый из этих залов уникален и ценен с культурной и исторической точек зрения. Посмотреть на интерьеры дворца вы сможете в видеоролике на моем канале YouTube по ссылке.

В заключение, мне хотелось бы отметить, что Юсуповский дворец, как и сам род Юсуповых, имеет богатую и интересную историю. Я считаю, дворец Юсуповых – важное художественное, культурное и историческое наследие. Дворец – это память об одном из самых образованных, умных, культурно богатых и, конечно же, знатных и аристократических родов в отечественной истории, но и одновременно память о коварном, трагическом событии 1916-17 годов, повлекшем за собой вынужденную эмиграцию всего рода Юсуповых и их последующих потомков.

Статья написана по материалам, хранящихся в фондах Юсуповского дворца, методическим разработкам экскурсионного отдела и аудиогиду музея.