Во второй половине XIX века после импрессионизма в искусстве появилось несколько, связанных и созвучных с ним, направлений. Это неоимпрессионизм и постимпрессионизм. Несмотря на то, что каждое вытекало из последующего, они не были похожими друг на друга. К тому же имели множество различий. Чтобы понять, чем импрессионизм отличается от нео и постимпрессионизма, я рассмотрю каждое направление отдельно. Выявлю основные черты. А затем проведу сопоставительный анализ.

Импрессионизм

В 1874 году в парижской мастерской была организована выставка французских художников, чьи работы отличались новизной исполнения и отказом от академических традиций. Там же впервые критик Луи Леруа произнес слово “импрессионизм”, когда увидел картину Клода Моне “Впечатление. Восходящее солнце” (Impression. Soleil levant). Этот термин стал итогом для всей выставки. В ней участвовали Эдгар Дега, Берта Моризо, Пьер Огюст Ренуар и Альфред Сислей.

Работы этих художников скорее были похожи на предварительные наброски, чем на законченные работы. Все они были направлены на передачу чувств и впечатлений. А главным для них было – спонтанность.

Так и зародился стиль импрессионизм.

Характерные особенности стиля:
  • Стремление отразить первое впечатление от увиденного
  • Передача игры света и тени
  • Использование чистых, несмешанных цветов
  • Среди выбранных сюжетов – пейзажи, городские виды, портреты, случайные сценки повседневной жизни
  • Живопись на пленэре (от французского “en plein air” – “на открытом воздухе”)

Своей целью художники ставили не объективное отображение действительности, а передачу своих субъективных впечатлений. Их стиль отличался ярко выраженными мазками и экспериментами с цветами.

Импрессионизм отличается
Клод Моне “Край скалы в Пурвиле” (1882)

К началу 1880-х годов стоявшие у истоков движения французские художники стали работать независимо друг от друга, совершенствуя индивидуальную технику. Это породило последующие движения, которые отрицали импрессионизм или развивали его, но в совершенно иной манере письма.

Неоимпрессионизм

В 1886 году возникло краткосрочное, но влиятельное французское движение – неоимпрессионизм. Художники считали, что импрессионисты слишком увлеклись идеей мгновенного опыта.

Неоимпрессионисты разработали свою композиционную и колористическую технику. Кроме того, художники старались изображать людей и пейзажи так, чтобы они казались осязаемыми и не столь эфемерными, как это выглядело у импрессионистов.

Особенности неоимпрессионизма:
  • Четкая геометрическая структурированность, которая придает картинам основательность
  • Стремление к яркости цветов, подобное импрессионистам
  • Нанесение мелких мазков и отдельных точек на работу. То есть пуантилизм.

В число художников-неоимпрессионистов входили Жорж Сёра – фактический лидер движения, Поль Синьяк, Люсьен Писсаро и Камиль Писсаро.

Как смотреть на неоимпрессионистские полотна?

Нужно отойти от картины на некоторое расстояние, чтобы увидеть, как точки сливаются в фигуры большого объема. Зритель заметит, как из множества мелких мазков образовалась целостная картина.

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм – широкий термин. Он охватывает все художественные течения во Франции с конца 1880-х годов до начала XX века. Нет единого стиля, который бы объединил художников этого времени. Все они писали в индивидуальной манере.

  • Единственным сходством было то, что художники отрицали установку импрессионистов о мгновенном “схватывании” окружающего мира.

К постимпрессионизму относятся Винсент Ван Гог и Поль Сезанн (самые влиятельные из художников этого периода), а также Поль Гоген, Анри Руссо и Тулуз-Лотрек. Их новаторские картины направили живопись после импрессионизма в новом направлении.

Постимпрессионисты сейчас воспринимаются в качестве моста, перекинутого от искусства XIX века к XX.

Работы Ван Гога оказали глубокое воздействие на фовизм и экспрессионизм. А экспериментальные картины Сезанна нашли логическое продолжение в кубизме, созданном Пабло Пикассо и Жоржем Браком.


Увидев все эти картины, разве можно причислить их к одному единому стилю? Ответ очевиден – нет.

Импрессионизм отличается от нео и постимпрессионизма эфемерностью, легкостью и быстротой исполнения. Художники других направлений полагались на кропотливый труд. Они создавали множество этюдов и набросков перед выполнением большой работы.

Манера письма и техника исполнения у всех трех направлений разные.

  1. Импрессионизм – это крупные мазки, игра со светом и тенью
  2. Неоимпрессионизм – это “точкизм” (или его синоним пуантилизм)
  3. Постимпрессионизм представлен различными способами изображения. У Ван Гога – это вихреобразные мазки ярких цветов, у Сезанна – проработанный контур предметов.

Импрессионизм отличается от нео и постимпрессионизма довольно значительно. Это не трудно заметить, если сопоставить картины друг с другом.