“Табула раса” – метод знакомства с произведениями искусства и размышлений о нем. Он разработан художественным критиком Оссианом Уордом и автором книги “Искусство смотреть”. Метод учит нас воспринимать современное искусство, а не сразу же отторгать его. Так, к сожалению, привыкли многие. Да и я, признаюсь, несколько лет назад отказывалась понимать и изучать современное искусство. До тех пор, пока не начала погружаться в эту тему более детально и глубоко. И по итогу нашла в нем массу интересного и экспериментального.

Так же я провела опрос с целью выяснить, как поколение Y и Z относится к современному искусству. Итог был таковым:

табула раса
Круговая диаграмма

В опросе приняло участие 167 человек, в основном это мои друзья и знакомые.

  • 19% (31 человек) – не понимают современное искусство
  • 10% (16 человек) – считают, что современное искусство деградирует
  • 66% (111 человек) – изучают современное искусство, и им это нравится

Результаты опроса меня очень порадовали, все-таки большинство моих знакомых интересуется современным искусством, но всегда находится процент тех людей, кто не понимает и не заинтересован в этой теме.

В чем же проблема? Почему современное искусство порой остается таким непривычным для некоторого числа людей?

Во-первых, современное искусство еще не настолько укоренилось в истории искусства, как классическое и традиционное искусство. За счет этого к нему относятся поверхностно, легкомысленно.

Во-вторых, современное искусство, будучи таким новаторским и нестандартным, кажется непонятным, сложным для восприятия. От чего соответственно отталкивающим. “Зачем стоять и размышлять над произведением?” – спросит современный человек, спешащий быстро все оглядеть, получить впечатления и убежать по другим своим делам.

В-третьих, не все современное искусство можно причислить к настоящим произведениям искусства. Без предварительного изучения, размышления и способности отличить “хорошее” от “плохого искусства” тщательный отбор будет сложно сделать. В следствии чего, происходит путаница. Люди формируют мнение, исходя из того, какое современное искусство они увидят.

В-четвертых, в современном искусстве есть примеры художественно-коммерческих маневров, с помощью которых художник стремится заработать себе деньги и занять почетное место среди мастеров. Например, работа Дэмиена Хёрста “Бриллиантовый череп” ярко отражает “безумие рыночной экономики и людей с туго набитыми кошельками..”

Итак, сейчас я разъясню смысл метода “табула раса” и на одном из произведений современного искусства покажу, как его применять.

Что такое “табула раса”?

От латинского табула раса – “чистая доска”. Оссиан Уорд поясняет, почему выбрал этот термин для обозначения своего метода “табула раса”: “для свежего взгляда на современное искусство лучше всего начать с нуля, стерев с доски все прошлые знания и воспоминания о неудачном опыте.”

Представьте себе свой мысленный взор как белый холст, чистую страницу или пустую галерею, а затем позвольте работе медленно заполнить пространство.

Оссиан Уорд
Как воспринимать современное искусство на основе метода “табула раса”?

Нужно запомнить слово “табула”. А на каждую букву слова – соответствующее действие.

Т – терпение

Для критического взгляда на произведение искусства нужно задержаться перед ним на одну-две минуты. И несколько раз вдохнуть и выдохнуть. Для чего это нужно? Для того, чтобы не уйти от него сразу же, как только увидев и сказав “Это слишком абстрактно”. Словом, для того, чтобы не оставить в стороне произведение искусства, а просто посозерцать его и попытаться разобраться в том, какой у него посыл.

А – ассоциации

Подумайте, какие ассоциации и воспоминания у вас возникают при виде произведения современного искусства. Какой отклик в душе оставляет. Какие эмоции вызывает.

Б – бэкграунд

Произведения современного искусства обладают своим контекстом или историей. “Ключ к этому бэкграунду” кроется в интересах или исследованиях автора. Чтобы их узнать, вы можете прочитать табличку с описанием экспоната или биографию художника.

У – усвоение

Попробуйте усвоить смысл работы. Что делает автор? Может быть, он “играет с вашим восприятием”. Или вы узнали о чем-то новом. Или через видение автора посмотрели на некие новые вещи, объекты с неожиданной для себя позиции, точки зрения. Поразмышляйте.

Л – лучше посмотреть еще раз

Но если вам так и не удалось что-либо для себя усвоить и понять, просто посмотрите еще раз. Только внимательнее. Или под другим углом, чтобы заметить детали, которые вы могли пропустить ранее. Отойдите от работы подальше, обойдите вокруг нее.

А – анализ

Что бы ни говорили критики о том, где “хорошее” и “плохое” современное искусство, вы должны понять, что этот вопрос субъективен. Анализировать нужно самому, доверять больше своему, а не чужому мнению. И “отстаивать собственные пристрастия.”


А теперь предлагаю рассмотреть произведение современного искусства по методу “табула раса”.

“Life model” (Живая модель). Автор – Дэвид Шригли

Life model (men)
Life model (women)

Дэвид Шригли создал двух “живых моделей” (обнаженных женщину и мужчину). То есть натурщиков, чтобы те “позировали” для рисования всем посетителям выставки.

Т – терпение

Я терпеливо и внимательно посмотрела оба видео, чтобы понимать, что из себя представляют эти произведения искусства. Так как у меня нет возможности, увидеть эти работы в живую, я буду анализировать по фотографиям.

табула раса
“Живая модель” на ярмарке Арт Базель (2015)

А – ассоциации

Работа Дэвида Шригли навеяла мне приятные воспоминания о том, как я когда-то ходила в художественную школу, и мы с ребятами также садились вокруг позирующего и рисовали его с натуры. Мерили карандашом пропорции тела, изучали его строение, мимику лица. Пытались уловить характер и передать это на своем рисунке. Это всегда было очень интересно и увлекательно.

Б – бэкграунд

Так как на выставках с работами Шригли я не была и таблички с описаниями произведений прочитать не смогу, то я решила проглядеть еще несколько видео-интервью с художником, чтобы узнать о нем и о его интересах побольше. Дэвид Шригли тоже когда-то учился в художественной школе, но не закончил ее. У него это рисовать получалось не очень красиво. Сам художник признался, что плохо рисует, но это не помешало ему создать собственные произведения, которые отличаются некой несуразностью и причудливостью. Этим они и привлекают внимание. У моделей Шригли непропорциональные лицу уши и глаза. Они слишком большие. Однако, это придает им еще больший характер. Также у них странная форма тела, не сильно схожая с реальным человеком.

табула раса
“Живая модель” Дэвид Шригли

У – усвоение

Что мне удалось усвоить из произведений Шригли? Очевидно, что автор привлекает всех посетителей нарисовать его моделей. Это может сделать абсолютно каждый. Не обязательно за мольберт должен сесть художник или человек, который умеет рисовать. Нет. Сесть и запечатлеть модель Шригли может каждый, кто захочет взять в руки кисть или карандаш. И это, на мой взгляд, самое главное.

Вы только представьте, как кого-то это может вдохновить, пробудить желание научиться рисовать. Вдруг у кого-то просто не было раньше возможности это сделать или человек даже не подозревал, что это может быть ему интересно. А тут он просто попробовал и открыл для себя что-то новое. Попробовал себя, творчески проявил. Не важно, вышел ли там шедевр или нет.

Главное, получить удовольствие от процесса. От того, как ты водишь кисточкой с яркой краской по холсту, как создаешь что-то сам. Поверьте, я знаю это чувство. Это такое внутреннее удовлетворение, такая творческая наполненность. Это непередаваемо. Это нужно попробовать. И Дэвид Шригли дарит эту возможность всем желающим.

Л – лучше посмотреть еще раз

Я пересматриваю второй и третий раз видео. И мне с каждым разом хочется сесть и нарисовать модель, принять участие вместе со всеми. Объединится и дополнить стену своим рисунком. И может даже не одним. Оставить свою подпись. А еще я замечаю, что модель-женщина моргает. И на секунду мне кажется, что она живая. Хлопает глазками, как настоящий человек. Это уникально.

А – анализ

Анализируя это произведение, оно захватило меня целиком. Для полноты, возможно, не хватает личного присутствия. Хочется полностью прочувствовать атмосферу и поближе рассмотреть моделей. Я думаю, эти работы можно причислить к произведениям искусства. Потому что они дарят впечатления, вызывают ассоциации и воспоминания. А также у нех есть посыл. И они могут изменить внутренний мир человека, пробудить в нем то, что он раньше еще не испытывал и не чувствовал.

табула раса
Дэвид Шригли со своей работой

Думаю, если вы можете полно ответить на каждую из позиций метода “табула раса”, то это произведение, можно назвать “хорошим искусством”.

Предлагаю вам в комментариях самим попробовать метод “табула раса” на произведениях современного искусства. За одно проверите, был ли он вам полезен. Не стесняйтесь! Очень интересно вместе поразмышлять.

Вы можете выбрать сами произведения современного искусства или воспользоваться предложенными мной:

  1. Олафур Элиассон “The weather project”
  2. Джефф Кунс “Кролик”

И если вам был полезен метод “табула раса”, напишите об этом в комментариях.