В этой статье я хочу рассказать о перфомансах Марины Абрамович. Чтобы понять их суть, для начала разберемся, в принципе что это такое. А после определим, что сама Марина Абрамович понимает под искусством перфоманса.

Перфоманс или Live Art (живое искусство) – художественная практика, которая начала проводится с 1960-х годов. Тело человека и его действия становились произведением искусства. Оно выражало идеи, несло определенный замысел, но не оставляло после себя художественные объекты.

Перфоманс, с точки зрения Марины Абрамович – это “духовное и физическое построение”, которое художник совершает в определенное время в помещении перед аудиторией. Затем происходит “энергетический диалог” между аудиторией и выступающим. То сеть вместе они создают что-то.

Марина абрамович

Смысл перфоманса в том, чтобы быть там, в настоящем моменте. Ты не можешь заранее отрепетировать перфоманс. Это не театральное представление.

Марина Абрамович

“Ритм 0” (1974, галерея Морра, Неаполь)

Самым известным среди перфомансов Марины является “Ритм 0”. Девушка стояла без движения 6 часов, предварительно оставив на столе различные предметы.

Это были стакан воды, роза, ботинок, кусочек торта. То, что могло принести радость и удовольствие. Но также нож, лезвия бритвы, молоток и пистолет с одной пулей. То, что могло причинить ей боль.

Марина Абрамович
Марина Абрамович в возрасте 23 года во время перфоманса “Ритм 0”

Люди могли взять любые предметы и позволить себе сделать с Мариной Абрамович абсолютно все. По началу действия были очень невинны. Люди целовали и обнимали девушку, давали покушать, дарили розу. Но потом они начали видеть, что девушка полностью неподвижна и никак не сопротивляется. Даже когда ее порезали и чуть ли не застрелили.

Люди поняли, что любое их действие останется безнаказанным. Они почувствовали власть, потеряли человечность. Ужасным образом превратились в зверских, ничтожных дикарей.

Когда перфоманс закончился, и Марина тронулась с места, люди испугались ее и старались поскорее уйти, избегая зрительного контакта с ней. Они не хотели нести ответственность за свои поступки. Более того, они не чувствовали сожаления и раскаяния.

Придя домой, Марина Абрамович обнаружила у себя прядь седых волос.

Марина Абрамович и Улай

В творчестве Марины Абрамович есть перфомансы, которые она создавала с Уве Лайсипеном (Улаем). Это человек, которого она очень любила. Они были вместе на протяжении многих лет. Марина и Улай создали больше 12 совместных перфомансов. Они исследовали темы, посвященные взаимному обмену женской и мужской энергиями. Это придавало обоим силу.

“Энергия покоя”(1980) – это перфоманс о доверии между мужчиной и женщиной. Стрела из лука направлена прямо в сердце женщины. Под большим напряжением лука Улай мог с легкостью опустить стрелу, но Марина знала, что он никогда бы этого не сделал. И в этом чувствуется ее самоотдача.

Никто из влюбленных в перфомансе не причинил друг другу боли. Их перфоманс – метафора любви и отношений.

Перфомансы, созданные Мариной и Улаем: “Смерть себя”, “Отношения во времени” и “Расширение пространства” (1977). А также “Точка контакта” (1980) и “Пьета” (1983).

Последний их перфоманс “Влюбленные” (1888) был совершен в путешествии по Великой Китайской стене. Оба прошли по отдельности по 2000 км и, встретившись в середине пути, расстались.

Но их встреча состоялась спустя 22 года. Улай пришел к Марине на ее перфоманс “В присутствии художника”. Их глаза наполнились слезами, когда они увидели друг друга. А в их взгляде было столько трепета и нежности от пережитых воспоминаний.

“В присутствии художника” (2010)

Искусство как событие. В Нью-Йоркском Метрополитен музее Марина Абрамович представила один из самых долгих ее перфомансов. Он длился на протяжении 3 месяцев. Марина сидела неподвижно, молча приглашая посетителей сесть на стул напротив нее. И посмотреть ей в глаза.

“Многие плакали и не могли выдержать ее пронзительного взгляда. И только один мужчина сумел просидеть вместе с ней все семь часов. Пока не закрылся музей.”

Marina Abramovic Institute

Марина Абрамович создала собственный институт Marina Abramovic Institute (MAI) В 2015 году участники проходили 6-часовой перфоманс. Одно из требований – оставить все электронные гаджеты и остаться наедине с собой и собственными мыслями. Ничего сложного в перфомансе не предполагалось. Участники учились медленной ходьбе, принимали лежачее и сидячее состояния, смотрели друг другу в глаза и находились в тишине, пытаясь “услышать ее”.

Цель этого перфоманса – познать себя, пережить коллективный опыт, который сближает людей.

Мы испытали новые ощущения, наблюдая за реакцией своего тела. 

участники перфоманса

Марина Абрамович считает, что люди, которые изо дня в день делают одно и то же, не смогут изменится. Они не меняют свой образ жизни. А такой 6-часовой перфоманс будет весьма необычным опытом для участников. Потому как люди привыкли к быстрой смене событий, спешке и некоторой повседневной суете.

Дополнительные материалы

Выступление Марины Абрамович на Ted

Документальный фильм “Марина Абрамович. В присутствии художника”

Марина абрамович

Мой взгляд на творчество Марины Абрамович

Я не знаю, кто в современном мире, отважился бы на такой жестокий и долгий перфоманс “Ритм 0”. Марина Абрамович в этом плане проявила новаторское решение.

Марина Абрамович

Могла ли она представить на что идет?

Я думаю, в этом перфомансе она стала сама произведением искусства.

Да, я, действительно, могу назвать ее перфоманс искусством, потому что он произвел на меня достаточно сильное эмоциональное впечатление. Я не смогла остаться равнодушной, когда видела, что происходит во время этого эксперимента.

Это душераздирающе – смотреть на то, что происходит с людьми, потерявшими рассудок и контроль над собой. Они показали наружу свою жестокую сущность. Человек потерял свои человеческие качества, променял их на ничтожество по отношению к другим людям и ко всему миру в целом.

В этом и состоялся эксперимент – увидеть, на что способны люди, если позволить им делать все, что они хотят.

Марина Абрамович – женщина, которая обладает несгибаемой силой воли и непоколебимой стойкостью. Она создает эмоционально очень сильные перфомансы. У нее самой невероятно сильная энергетика. Марина Абрамович словно лишена чувства страха не только перед физическими и духовными ударами, но и даже перед смертью. После просмотра ее перфомансов мне нужно было время, чтобы прийти в себя. Мне казалось, что после того, как я смотрю в ее глаза, я чувствую на себе все то, что она сама пережила. Не каждое произведение искусства способно вызвать такие эмоции.


Также я бы сама с интересом поучаствовала в перфомансе “по методу Абрамович”. Мне любопытно, к чему бы привел меня данный опыт. И как он смог бы повлиять меня. Это из разряда “open mind”, как говорит Олег Соколов, – фрилансер и автор блога о саморазвитии.


А что думаете вы о творчестве Марины Абрамович? Давайте обсудим это в комментариях)