Куратор – тот, кто отбирает и интерпретирует произведения искусства.

Куратор также занимается планированием и организацией выставок, заказывает произведения для них и руководит всем ходом подготовки. Помимо этого куратор отвечает за написание текстов на стенах и в каталогах. За все прочие информационные материалы к выставке. Сегодня это и тексты для интернета и социальных сетей.

Кроме того, куратор XXI века взаимодействует с прессой и аудиторией, раздает интервью и участвует в публичных выступлениях. Он может читать лекции, проводить семинары и мастер-классы.

Самый эффективный ресурс куратора – его собственная полная вовлеченность в проект. Он сотрудничает с теми художниками, чьи работы смогли оказать на него самого эстетическое воздействие.

Профессиональные задачи куратора:

  1. Сохранение произведений искусства, культурного наследия, коллекций артефактов. С целью рассказывать об истории страны.
  2. Отбор новых работ. Это нужно для того, чтобы со временем музейные коллекции расширялись и формировали продолжение истории.
  3. Просвещение. Куратору необходимо рассказывать людям о культуре и искусстве.
  4. Подготовка выставок. То есть организация экспозиции в музеях.

Куратор не навязывает собственное видение, а служит проводником между художником и зрителем.

Самое трудное в этой работе – объединять людей и их занятия, создавая условия для того, чтобы между ними возникла искра.

Ханс Ульрих Обрист – один из наиболее влиятельных кураторов в современном арт-мире, директор лондонской галереи “Serpentine” 
куратор 20 века Ханс Ульрих Обрист.
Ханс Ульрих Обрист на фоне галереи “Серпентайн”

Основные типы кураторов

Куратор-ученый

Он специализируется в определенной области. Например, это куратор гравюры и рисунка или куратор японского искусства. Он сосредотачивается больше на выставочных проектах. В его обязанности не входит опись и хранение предметов искусства. Данная задача возлагается на музейных исследователей или хранителей. Куратор-ученый документирует коллекции, пишет тексты, занимается подготовкой изображений к выставке. Его также могут привлекать к другим видам деятельности. Например, к просветительской работе, организации круглых столов, сбору средств и общению с прессой.

Независимый куратор

Он же куратор-фрилансер. Сам определяет функции, которые бы ему хотелось выполнять. Одни из них специализируются на общественных мероприятиях и проектах. Другие – на заказе больших публичных работ. Третьи – на сотрудничестве с архитекторами и дизайнерами интерьеров. А некоторые организуют передвижные выставки в качестве приглашенных специалистов.

Куратор-художник

Как считается, он может и чуть ли не должен нарушать устои приглашающего учреждения. Поэтому в его кураторской деятельности нет стандартов и ограничений. Что бы ни сделал такой куратор, все будет воспринято как произведение искусства, включая саму экспозицию. В наше время часто самих художников приглашают на роль кураторов. Но многие вопросы для них некомпетентны. Например, разработка программы выставки, написание текстов, продажа произведений, работа с прессой, персоналом.

Куратор-администратор

Это руководитель подразделения того или иного учреждения культуры. Это может быть куратор просветительских или выставочных программ, чья задача – направлять и координировать работу своей команды.


Параллельно существуют кураторы, которые специализируются на работе с архивами, фильмами, новыми медиа, литературой или музыкой.

Кураторский титул обычно достается тем, кто разрабатывает и осуществляет презентацию того или иного материала для широкой публики.

Для современных кураторов в 1895 году была создана новая инфраструктура – биеннале. Это художественная выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в два года.

На Венецианской биеннале куратор ежегодно представляют свои работы
На 15-ой архитектурной биеннале

Куратор как катализатор и проводник идей

Выделяя наиболее интересных художников, сопоставляя и интерпретируя их работы, кураторы налаживают триалог между зрителями, художниками и миром искусства.

Язык куратора схож с редакторским. Общие функции отбора, компоновки, организации и поиска идей делают эти две специальности достаточно близкими. Кураторы – редакторы концепций. Они приближают искусство и другие культурные практики к аудитории. Причем не только посредством организации выставок, но и с помощью публикации на бумаге и в интернете, проведения форумов и иных мероприятий.

Что такое “curatorial research”?

Кураторское исследование означает знакомство куратора с заинтересовавшими его произведениями искусства и выставками, а также личное общение с художниками, галеристами и другими.

По существу, в бюджете любого проекта есть расходы на “кураторское исследование”. Это средства, на которые куратор ездил по миру, ходит по галереям и мастерским, то есть совершает gallery visits и studio visits.

“Основной ресурс куратора при подготовке проекта – это живой опыт контакта с произведениями и их авторами, а также со специфическим местным контекстом, в котором эти художники сформировались. И в диалоге с которым они создали свои работы.”

– утверждает Виктор Мизиано (известный арт-критик и куратор), – очень важно посмотреть авторам в глазами, почувствовать их психосоматику, совершить подлинный “curatorial research”.

В настоящее время кураторство рассматривается в качестве признанной формы творчества, связанного с деятельностью художников.

Куратор – подкованный эстет и искушенный ценитель.

Куратор является просветителем. Он объясняет искусство в упрощенной форме, чтобы оправдать новаторские направления в искусстве и вписать их в исторический контекст.

В XXI веке от куратора ждут выполнения функции посредника. То есть он должен быть экспертом в вопросах вкуса. Он способен сказать, какое искусство “хорошее” и почему.

Куратор играет существенную роль в понимании нами искусства и культуры.

Как минувшей, так и современной. Работая с художниками, он подвергает сомнению стереотипы и пытается понять, как изменится культура в будущем.


Статья написана по материалам узкоспециализированной литературы:

  1. Ханс Ульрих Обрист “Пути кураторства” (2014)
  2. Виктор Мизиано “Пять лекций о кураторстве” (2014)
  3. Эдриан Джордж “Справочник куратора” (2017)

Очень рекомендую к прочтению. Особенно молодым кураторам или тем, кто просто заинтересовался данной тематикой.