Норман Роквелл (1894 -1978) – американский художник и иллюстратор, на протяжении четырёх десятилетий создававший обложки для журнала The Saturday Evening Post (321 обложка). Для своих иллюстраций Роквелл сначала делал фотографии. Именно это во многом помогало ему создавать такие увлекательные и забавные иллюстрации.

За свою жизнь Норман Роквелл создал более 4000 картин и иллюстраций. Его культовые работы определили идентичность американского поколения и нации в целом. Картины художника могут выглядеть устаревшими сегодня, но темы, которые они затрагивают, и чувства, которые они выражают, неподвластны времени.

Многие из картин Роквелла начинались как фотографии, каждая из которых демонстрирует такое же мастерское внимание к деталям, как и культовые произведения Роквелла. Он сделал тысячи эталонных снимков, скрупулезно составляя и обрамляя свои сцены задолго до того, как открыл тюбик с краской. Изображения, многие из которых представлены в онлайн-архиве ProjectNORMAN, предлагают более чем увлекательный взгляд на его творческий процесс. Они сами по себе представляют собой богатый каталог роквелловского искусства.


“Фотографии Роквелла сразу узнаются как подлинные изображения Роквелла”, – говорит Рон Шик, автор книги “Норман Роквелл: За камерой” (оригинал Norman Rockwell. Behind the Camera. Издательство Little, Brown and Company, New York. 2009 г.). “Они безошибочно узнаваемы по их тщательной постановке и композиции, а также по его образцам роквелловских выражений”.


Фотографией Роквелл начал заниматься в 1930-х годах. Он был одним из тех художников, которым приходилось постоянно видеть то, что он рисовал, но его модели часто не могли удерживать свои позы так долго, как ему требовалось. Камера позволила ему заморозить преувеличенные движения моделей и выразительные лица для дальнейшего использования. Это придавало его работам ощущение жизненной силы. Его персонажи балансировали между реальностью и вымыслом.

Роквелл подходил к каждой фотографии, как режиссер к фильму. Он покупал костюмы и реквизит, а также лично выбирал людей в качестве своих моделей в самых различных городах Новой Англии, в основном в Арлингтоне, Вермонте и Стокбридже (штат Массачусетс, США). Он отдавал предпочтение “людям, похожим на людей”, таких как Дэн Уолш, пузатый почтальон, позировавший Санту для книги “Очень хорошие парни и девочки” (Extra Good Boys and Girls), и Скотт Инграм, мальчик с широко открытыми глазами, который находит костюм Санты в комоде своего отца в картине “Открытие” (The Discovery).

Художник прикладывал немало усилий, чтобы найти подходящую модель, опору или место. Для “Помощника Санты” (Santa’s Helper) Роквелл проехал более 800 миль до Чикаго, чтобы снимать в Маршалл Филд, известном высококлассном универмаге. Хотя компания предоставила Роквеллу множество игрушек и даже клерка для фотографирования, он купил свои собственные игрушки и провел недели в поисках модели, которая больше соответствовала бы его видению сцены.

Он выбрал Софи Ауманд, официантку из Спрингфилда (штат Массачусетс), чтобы представлять измученных праздничных клерков повсюду. Картина появилась на обложке Post в декабре 1947 года. “Роквелл не был импульсивным художником – каждая деталь была тщательно продумана и перепланирована”, – говорит Шик.

норман роквелл
Референсное фото. Норман Роквелл “Помощник Санты” (1947)

Роквелл снимал свои фотографии на природе или в студии. Он разыгрывал сцены, чтобы модели знали, чего он хочет, и тренировал их со стороны, время от времени вмешиваясь, чтобы улучшить позу. На самом деле он никогда не занимался подбором освещения, этим занимались наемные работники. “Я никогда не делал собственных фотографий”, – писал Роквелл в своей автобиографии “Мои приключения как иллюстратор” (My Adventures as an Illustrator: Norman Rockwell. 1995 г.) “Я никогда не беспокоюсь об освещении, фокусировке, выдержке или чем-то еще, кроме ощущения, которое должна передать модель. Этого уже достаточно”.

После съемки Роквелл обычно делал набросок углем с фотографии, уточняя композицию. Эти рисунки редко отражали одну фотографию. Он часто смешивал и сопоставлял фрагменты из нескольких фотографий перед тем, как начать рисовать иллюстрацию. Он также любил играть с линиями и изгибами – зажимая носы и преувеличивая живот, – чтобы получить еще больше озорства и магии.

Со временем работы Роквелла стали отражать, а затем определять идеализированное видение американской жизни, особенно во время праздников. Он иллюстрировал культовые мифы: Санта готовит своего оленя к полету или идеальные семьи украшают свою рождественскую елку. Также он отражал и более реалистичные сцены – уставший клерк в отделе игрушек в канун Рождества или взволнованный мальчик, обнаруживший, что Санта не настоящий. Творчество Роквелла включало 29 рождественских обложек для Saturday Evening Post, а также множество праздничных открыток и рекламных объявлений.

Его фотографии хоть и менее известны, но не менее замечательны. Подобно Джеффу Уоллу или Грегори Крудсону, Роквелл рассказывал истории, продумывая каждую деталь кадра. Они сами по себе являются произведениями искусства и достойны такого же восхищения, как и его прекрасные иллюстрации.


Автор статьи: Лаура Мэллони – писатель журнала WIRED (ежемесячный журнал, издающийся в Сан-Франциско и Лондоне), освещающий фотографии.

Перевела: Монахова Карина.

Источник – https://www.wired.com/2015/12/norman-rockwell-christmas-holiday-photographs/