Анализ картин следует воспринимать как способ тонкого понимания искусства живописи.

В данной статье будут рассмотрены несколько произведений двух столетий. Все они показывают красоту. Но красота бывает разной: канонической или нетрадиционной. На одних красота проявляется в определенном использовании цвета, на других – в запечатленном сиюминутном мгновении. Чтобы понять, какую красоту хотел показать художник, мы проведем анализ картин.

Жан Огюст Доминик Энгр “Большая одалиска” (1814)

Анализ картин. Картина Жана Огюста Доминика Энгра "Большая одалиска" (1814). Находится в Лувре, в Париже
Жан Огюст Доминик Энгр “Большая одалиска” (1814)
Лувр, Париж

Когда картина была выставлена в парижском Салоне, критики подсчитали, что Жан Огюст Доминик Энгр добавил натурщице три лишних позвонка, но не поняли причин, по которым он это сделал. Проведя анализ картины, мы найдем ответ на этот вопрос.

Художник хотел таким образом достичь идеала красоты. Искусство он понимал как иллюзию, а не реальность.

Если художник сумел убедить зрителя – его творение гениально. В этом и заключается отвлеченная красота искусства.

Жан Огюст Доминик Энгр

Кажущийся парадокс Энгра в том, что у него этот обман сочетается с удивительной реалистичностью.

Клод Моне “Впечатление. Восход солнца” (1872)

Анализ картин. Картина Клода Моне. "Впечатление. Восход солнца" (1872). Находится в 
Музее Мармоттан, в Париже, во Франции
Клод Моне “Впечатление. Восход солнца” (1872)
Музей Мармоттан, Париж, Франция

Красота этой картины в запечатленном автором мгновении. Чтобы передать воздушность пейзажа, Моне работал быстрыми короткими мазками. Художник дает понять зрителю, что не имеет времени выписывать детали. Он подчеркивает в своей работе торопливость наброска. И именно эта “эскизность” не понравилась критикам, когда картина была выставлена впервые.

Однако “Впечатление.Восход солнца” вовсе не небрежный эскиз, а законченное, целостное произведение.

Почему пейзаж “импрессионистский”?

Попробуйте увидеть, как легкие, короткие удары кисти придают пейзажу размытость. Мы смотрим будто сквозь пелену утреннего тумана, поднимающегося от воды.

В картине преобладают синие и фиолетовые тона, выделяются серо-черные силуэты лодок, ярко-оранжевое солнце и его отражение в воде.

Винсент Ван Гог “Портрет одноглазого мужчины” (1889)

В этой работе художник изменяет привычные представления о красоте. Здесь она – нетрадиционная. Вряд ли кто-то назвал бы этого человека красивым, встретив его на улице. Он одутловат, на лице отечность, а одного глаза и вовсе нет.

Так почему же это тогда красиво?
Анализ картин. Картина Винсента Ван Гога "Портрет одноглазого мужчины" (1889) находится в Музее Ван Гога, в Амстердаме
Винсент Ван Гог “Портрет одноглазого мужчины” (1889)
Музей Ван Гога, Амстердам

Картина написана в конце творческого пути художника, когда Винсент набрался опыта и мастерства и перешел от мрачной голландской палитры к более оптимистичной, навеянной светом Прованса.

Красота этого портрета определяется не столько точным подбором красок, сколько тем, что сам Винсент Ван Гог находил свой объект прекрасным.

Я хотел бы писать мужчин и женщин, вкладывая в них нечто от вечности. Такое, что некогда символизировал нимб и чего мы стремимся достичь сиянием и трепетом красок.

Винсент ван Гог

Жан Батист Симеон Шарден “Банка с оливками” (1760)

Анализ картин. Картина Жан Батист Симеон Шарден "Банка с оливками" (1760). Находится в Лувре, в Париже
Банка с оливками” (1760)
Лувр, Париж

Здесь мы видим красоту повседневную. Для художника предметом вдохновения служили самые обычные предметы повседневного быта.

Натюрморт написан Шарденом в зрелом возрасте и свидетельствует о поразительном чувстве композиции. Предметы расставлены продуманно. Взгляд зрителя задерживается на рукоятке ножа, блеснувшей из-под опрокинутой миски, переходит к блюдцу с грушами и останавливается в точке золотого сечения.

То есть на банке с оливками, помещенной здесь специально, чтобы придать композиции чудесную соразмерность.

Никола Пуссен “Мученичество святого Эразма” (1628-29)

Первое впечатление зрителя от картины – она красива за счет своих чистых светлых цветов и оттенков. Понимание того, что на ней изображено – ужас мук св. Эразма, – приходит потом. Чтобы осознать, что происходит с героем картины, требуется время.

Анализ картин. Картина Никола Пуссен "Мученичество святого Эразма" (1628-29). Находится в Музее Ватикана, в Ватикане
Никола Пуссен “Мученичество святого Эразма” (1628-29)
Музей Ватикана, Ватикан

Кто-то сочтет, что автор не справился с задачей. Разве можно изображать тягостную сцену чудовищных истязаний столь живописно прекрасной? Пожалуй, нет.

Но картина “Мученичество святого Эразма” – ярчайший пример того, как художественная форма в произведении может оказаться сильнее его содержания.

Цвет в живописи – это приманка, соблазняющая глаз, подобно прекрасным строкам стихотворения.

Никола Пуссен

Художник безупречно владеет техникой живописи, линией и колоритом. Он искусно соотносит основные цвета – красный, желтый и синий и сочетает их с дополнительными: красный/зеленый, оранжевый/синий. Тем самым Никола Пуссен смог воздействовать на человеческое восприятие. Он понимал, как цвета влияют друг на друга. Оранжевый придает яркости синим тонам и наоборот.

Таким образом, проведенный анализ картин дал нам понять, что у красоты нет точного определения. Красота может раскрываться по-разному. Да, несомненно, есть то, что принято считать красивым. Например, совершенное тело и лицо Венеры Милосской. Они близка к идеалу изображения человека.


Но есть и другая красота. Она отличается от общепринятых стандартов и норм. Подобное видение формируем мы сами.

Анализ картин помогает нам лучше понять произведения искусства, их смысл. Осознать то, что хотел передать автор в своей работе, какое послание хотел донести до нас. И это очень важно.

Анализ картин

Ведь понимая мир искусства, мы сможем научится лучше понимать себя, близких людей и окружающий нас мир, наше значение в нем.